Сущность преемственности в учебно-воспитательном процессе детского сада и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая проблему преемственности начального и дошкольного образования под новым пониманием общей стратегии образования, следует отметить особую ее актуальность. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития, оказывает влияние на всю его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребенка среди окружающих и вся система его отношений: к учителю, к членам семьи, к родителям, к своим обязанностям ученика, к учебным предметам, к игре и в значительной степени к учебной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Актуальность проблемы преемственности в работе ДОУ……………4
2. Сущность преемственности в учебно-воспитательном процессе детского сада и школы……………………………………………………………7
3. Основные предпосылки учебной деятельности……………………...11
4. Диагностика…………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

3. проведение родительских  собраний в старших группах  с участием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;

5. организация различных  мероприятий по подготовке детей  к школе с участием родителей;

6. беседы учителей  с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика  о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;

7. совместная подготовка  к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов [7].

С целью более тесной и систематической работы школы  и детского сада учителями совместно  с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности включает следующие разделы:

1. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса  к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и  дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка [9].

 

3. Основные  предпосылки учебной деятельности

 

Одной из задач дошкольного  учреждения является подготовка детей  к школе. Переход ребенка в  школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», личностными новообразованиями, которые Л.С.Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность ребенка к школе [8].

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

- умения определять  цель предстоящей деятельности  и способы ее достижения, добиваться  результата;

- самоконтроль, который  проявляется при сравнении полученного  результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять  произвольный контроль за ходом  деятельности в процессе получения  промежуточных результатов; 

- умение планировать  деятельность, ориентируясь на её  результат[13].

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения [12].

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить  его нельзя. Внешне деятельность детей  на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация  вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

    • умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
    • умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;
    • умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности [1].

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

- высокий уровень:  понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

- средний уровень:  принятие и частичное выполнение  задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа  решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

- низкий уровень: не  полное или неверное выполнение  задания, наличие существенных  ошибок при выполнении, неумение  объяснить выполнение задания,  не чувствительность к оценке. [11].

Все перечисленные виды готовности выступают в системе  и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим  школы, создавая предпосылки для  овладения учебной деятельностью.

Предпосылки учебной  деятельности можно разделить на две основные группы:

    • Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)
    • Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки). [7].

Проблема психологической  готовности детей старшего дошкольного  возраста к обучению в школе тесно  связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

Анализ, проведенный в  исследованиях Д.Б. Эльконина и  В.В. Давыдова, показал, что учебная  деятельность имеет специфическую  структуру, включающую:

· учебные задачи;

· учебные действия;

· контроль;

· оценку. [9].

 

4. Диагностика

 

Среди наиболее известных  зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей  стране, можно выделить "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание –  рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для  этого каждому ребенку раздаются  листы бумаги с представленными  образцами выполнения заданий. Все  три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания  оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Вторая методика, которая  использовалась в целях определения  готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной дошкольника. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу  тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка.

б) увеличение отдельных  деталей рисунка более чем  в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в) не правильное изображение  элементов рисунка.

д) отклонение прямых линий  более чем на 30 градусов от заданного направления.

е) разрывы между линиями  в тех местах где они должны быть соединены

ж) залезание линий  одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка  оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено  задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

 

Результаты  исследований

1. Испытуемый 1.

Ориентировочный тест школьной зрелости выполнен испытуемым не достаточно хорошо. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла так как образец скопирован разборчиво но с небольшими погрешностями. Третье задание испытуемый выполнил почти совершенно подражая образцу. Единственной погрешностью было некоторое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

Методика "Домик" выполнена  без ошибок. Выполнение задания можно охарактеризовать как хорошее – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольно распределены в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов.

Вывод: ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о нормальном развитии произвольного внимания и сенсомоторной координации. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что данный ребенок готов к школьному обучению.

2. Испытуемый 2.

Методика «Домик». На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение предмета в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов от заданного направления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

За выполнение теста  школьной зрелости в сумме можно  поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

Первое задание. Рисунок  мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

Второе задание. Подражание письменным буквам – 2 бала т.к. буквы достигают двойной величины.

Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное подражание образцу.

Информация о работе Сущность преемственности в учебно-воспитательном процессе детского сада и школы