Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:40, реферат
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Введение 3
Сущность личностно - деятельностного подхода в педагогике 7
Основные понятия личностно - деятельностного подхода 10
Принципы как составная часть личностно - деятельностного подхода19
Реализация личностно деятельностного подхода в практике воспитания 20
Заключение 29
Список литературы 30
Оглавление.
3.
Введение.
Основная
идея деятельностного подхода в
воспитании связана не с самой
деятельностью как таковой, а
с деятельностью, как средством
становления и развития субъекности
ребенка. То есть в процессе и результате
использования форм, приемов и
методов воспитательной работы рождается
не робот, обученный и
Деятельностный подход в воспитании растущего человека в непосредственно практическом аспекте своими истоками уходит в глубь истории. Человекосозидающая, личностнотворящая, облагораживающая функции деятельности, осознанной вначале лишь в форме производительного труда, были оценены еще на заре человеческой культуры и цивилизации. Труд как материальная преобразующая предметная деятельность явился первейшей причиной и предпосылкой выделения человека из природы, становления и развития в ходе истории всех человеческих качеств. Человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте своих видов и форм, породила культуру, вылилась в культуру, сама стала культурой – той средой, которая растит и питает личность. Подобная оценка роли деятельности и, в частности, труда впервые была осуществлена в рамках немецкой классической философии. Она была усвоена марксизмом, ее придерживаются и современные отечественные гуманитарные науки,
4.
предметом которых в том или ином аспекте выступает деятельность. Психология и педагогика – в особенности.
Становление
деятельностного подхода в
Основы
деятельного подхода в
Абсолютизируя роль деятельности, особенно внешней, в становлении личности, психологического «вообще», А. Н. Леонтьев предлагал положить категорию « деятельность» в основание построения всей психологии. На этом теоретическом фундаменте были построены возрастная и педагогическая психологии и школьная педагогика в целом. Таким образом, теоретическое положения А.Н.Леонтьева, в основе которого лежала схема формирования психики ребенка в форме «интериоризации – экстериоризация», явилось исходным моментом и фундаментом появления в педагогической практике и теории не только деятельностного подход в обучении и воспитании, но и общей стратегии строительства системы
5.
образования в виде трудовой, политехнической школы. В новые положения своей теории А.Н. Леонтьев изложил в книге «Деятельность. Сознание. Личность».
Однако
последующие исследования, особенно
оппонентов А.Н.Леонтьева, показали неправомерность
выделения деятельности в качестве
единственного основания и
Исследования
С.Л. Рубинштейна внесли серьезные
коррективы в представления о
механизмах становления субъективности
ребенка в процессе деятельности.
Он показал, что любые внешние
причины, и деятельность в первую
очередь, действуют на ребенка не
посредственно, а предъявляются
через внутренние условия. Психика
ребенка исключительно
Еще более решительный шаг в сторону коррекции теории интериоризации сделала гуманистическая психология. В соответствии с ее представлениями, психическое развитие ребенка осуществляется не по формуле « от социального к индивидуальному» (или еще более обобщенно от внешнего к внутреннему) и не только путем усвоения внешних обстоятельств через внутренние условия. Позиция гуманистической психологии более радикальна: развитие ребенка имеет свои внутренние закономерности, свою внутреннюю логику, является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие осуществляется. Понятия внутренней логики развития являющие ключевыми для гуманистической психологии, фиксирует
6.
то обстоятельство,
что человек выступая саморегулирующимся
объектом, в процессе своей жизнедеятельности
приобретает такие свойства, которые
предопределены однозначно ни внешними
обстоятельствами, в том числе
внешней деятельностью, ни внутренними
условиями, в том числе и внутренней
деятельностью. В соответствии с
таким взглядом непременным условием
эффективности воспитания в контексте
деятельностного подхода
Предметная
деятельность все более предстает
не только в качестве непосредственной
причины, но главным образом как
необходимое условие, предпосылка
формирования мышления, сознания, субъективности
в целом. Ребенок для педагога
– субъект учебно-
7.
Сущность личностно - деятельностного подхода в педагогике.
В самой
общей форме деятельностный подход
означает организацию и управление
целенаправленной учебно – воспитательной
деятельностью ученика в общем
контексте его
Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.
Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.
Деятельностный
подход воспитании в совокупности компонентов
исходит из представлений о единстве
личности с ее деятельностью. Это
единства проявляется в том, что
деятельность в ее многообразных
форма непосредственно
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей
8.
и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Воспитательный
процесс в аспекте
Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе: социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии; возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности. Организация ситуации воспитывающей
9.
деятельности
была устоявшейся практикой
Деятельностный
подход ориентируется на сенезитивные
периоды развития школьников как
на периоды, в которые они наиболее
«чувствительны» к усвоению языка,
освоению способов общения и деятельности,
предметных и умственных действий.
Эта ориентация обуславливает необходимость
непрерывного поиска соответствующего
содержания обучения и воспитания,
как предметного, так и одинакового,
символического характера, а также
соответствующих методов
Деятельностный
подход в воспитании учитывает характер
и законы смены типов ведущей
деятельности в формировании личности
ребенка как основания
Деятельностный подход в воспитании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно – воспитательного процесса преимущественно в субъект. Воспитание при этом понимается как « восхождение к субъектности». В возрастании субъектных свойств ребенка видит суть современной педагогической деятельности Е.В. Бондаревская. Она же рассматривает субъективные свойства как ядро человеческой культуры.
По словам В.В. Серикова, становления ребенка субъектом – это не момент воспитания, а его суть. Подобный взгляд на воспитание и место в нем феномена становления субъективности позволяет заключить: деятельностный подход в воспитании - это по своей сущности субъективно – деятельностный подход.
Информация о работе Сущность личностно - деятельностного подхода в педагогике