Сущность личностно - деятельностного подхода в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:40, реферат

Описание работы

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Содержание

Введение 3
Сущность личностно - деятельностного подхода в педагогике 7
Основные понятия личностно - деятельностного подхода 10
Принципы как составная часть личностно - деятельностного подхода19
Реализация личностно деятельностного подхода в практике воспитания 20
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

lichnostno_deyatelnostnyy_podhod_v_obrazovanii.docx

— 54.25 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление.

  1. Введение                                                                                                       3
  2. Сущность личностно - деятельностного подхода в педагогике             7
  3. Основные понятия личностно - деятельностного подхода                     10
  4. Принципы как составная часть личностно - деятельностного подхода19
  5. Реализация личностно деятельностного подхода в практике воспитания                                                                                                   20
  6. Заключение                                                                                                  29
  7. Список литературы                                                                                     30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Введение.

Основная  идея деятельностного подхода в  воспитании связана не с самой  деятельностью как таковой, а  с деятельностью, как средством  становления и развития субъекности  ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и  методов воспитательной работы рождается  не робот, обученный и запрограммированный  на четкое выполнение определенных видов  действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать  и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности  в саморазвитии, самореализации. Таким  образом, в качестве общей цели видится  Человек, способный превращать собственную  жизненную деятельность в предмет  практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Деятельностный  подход в воспитании растущего человека в непосредственно практическом аспекте своими истоками уходит в  глубь истории. Человекосозидающая, личностнотворящая, облагораживающая функции деятельности, осознанной вначале  лишь в форме производительного  труда, были оценены еще на заре человеческой культуры и цивилизации. Труд как  материальная преобразующая предметная деятельность явился первейшей причиной и предпосылкой выделения человека из природы, становления и развития в ходе истории всех человеческих качеств. Человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте своих видов  и форм, породила культуру, вылилась в культуру, сама стала культурой – той средой, которая растит и питает личность. Подобная оценка роли деятельности и, в частности, труда впервые была осуществлена в рамках немецкой классической философии. Она была усвоена марксизмом, ее придерживаются и современные отечественные гуманитарные науки,

 

4.

предметом которых  в том или ином аспекте выступает  деятельность. Психология и педагогика – в особенности.

Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и  развитием идей этого же подхода  в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским.

Основы  деятельного подхода в психологии заложил А.Н.Леонтьев. Он исходил  из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует  не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о  предметах. А.Н, Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает  психическое «вообще». Он считал, что  внутренняя деятельность, являясь вторичной  по отношению к внешней, формируется  в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход – от внутренней деятельности к внешней – обозначается термином «экстериоризация».

Абсолютизируя роль деятельности, особенно внешней, в становлении личности, психологического «вообще», А. Н. Леонтьев предлагал положить категорию « деятельность» в основание построения всей психологии. На этом теоретическом фундаменте были построены возрастная и педагогическая психологии и школьная педагогика в целом. Таким образом, теоретическое положения А.Н.Леонтьева, в основе которого лежала схема формирования психики ребенка в форме «интериоризации – экстериоризация», явилось исходным моментом и фундаментом появления в педагогической практике и теории не только деятельностного подход в обучении и воспитании, но и общей стратегии строительства системы

5.

образования в виде трудовой, политехнической  школы. В новые положения своей  теории А.Н. Леонтьев изложил в книге  «Деятельность. Сознание. Личность».

Однако  последующие исследования, особенно оппонентов А.Н.Леонтьева, показали неправомерность  выделения деятельности в качестве единственного основания и источника  развития человеческой психики. Внутренний мир, субъективность ребенка начинается, возникает, формируется вообще не с  предметных оснований и не по одному какому – то основании, будь то общение, деятельность, сознание. История культуры также показывает, что деятельность не является единственным и исчерпывающим  основанием человеческого существования  так, если основанием деятельности является цель, формулируемая сознательно, то основание самой цели лежит вне  деятельности – в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, ожиданий, притязаний и так далее.

Исследования  С.Л. Рубинштейна внесли серьезные  коррективы в представления о  механизмах становления субъективности ребенка в процессе деятельности. Он показал, что любые внешние  причины, и деятельность в первую очередь, действуют на ребенка не посредственно, а предъявляются  через внутренние условия. Психика  ребенка исключительно избирательна.

Еще более  решительный шаг в сторону  коррекции теории интериоризации сделала  гуманистическая психология. В соответствии с ее представлениями, психическое  развитие ребенка осуществляется не по формуле « от социального к  индивидуальному» (или еще более  обобщенно от внешнего к внутреннему) и не только путем усвоения внешних  обстоятельств через внутренние условия. Позиция гуманистической  психологии более радикальна: развитие ребенка имеет свои внутренние закономерности, свою внутреннюю логику, является пассивным  отражением действительности, в условиях которой это развитие осуществляется. Понятия внутренней логики развития являющие ключевыми для гуманистической  психологии, фиксирует 

6.

то обстоятельство, что человек выступая саморегулирующимся объектом, в процессе своей жизнедеятельности  приобретает такие свойства, которые  предопределены однозначно ни внешними обстоятельствами, в том числе  внешней деятельностью, ни внутренними  условиями, в том числе и внутренней деятельностью. В соответствии с  таким взглядом непременным условием эффективности воспитания в контексте  деятельностного подхода является опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития, на тот пласт бытия человека, который  именуется духом. Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть Деятельностный подход к воспитанию, как подход личностно – ориентированный.

Предметная  деятельность все более предстает  не только в качестве непосредственной причины, но главным образом как  необходимое условие, предпосылка  формирования мышления, сознания, субъективности в целом. Ребенок для педагога – субъект учебно-познавательной, воспитательной деятельности - видится как деятельностная целостность, как некое многообразие свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в основных видах деятельности – в труде, общении, познании, в самообразовании своего внутреннего мира. Деятельность уже выступает как интегрирующая основа психических свойств, функций. В свете таких представлений о человеческой деятельности разрабатывается в настоящее время деятельностный подход в педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

7.

Сущность личностно - деятельностного подхода в педагогике.

В самой  общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем  контексте его жизнедеятельности  – направленности интересов, жизненных  планов, ценностных ориентаций, понимания  смысла обучения и воспитания, личностного  опыта в интересах становления  субъектности школьника.

Деятельностный  подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в  функциональном плане обе сферы  образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного  подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

Вместе  с тем, деятельностный подход, реализуемый  в контексте жизнедеятельности  конкретного ученика, учитывающий  его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры  субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.

Деятельностный  подход воспитании в совокупности компонентов  исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это  единства проявляется в том, что  деятельность в ее многообразных  форма непосредственно опосредованно  осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и  опосредованно осуществляет выбор  адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие  потребностям личностного развития.

Суть  воспитания с точки зрения деятельностного  подхода заключается в том, что  в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей 

8.

и задач. Педагог  не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Воспитательный  процесс в аспекте деятельностного  подхода исходит из необходимости  проектирования, конструирования и  создания ситуации воспитательной деятельности. Они оставляя часть учебно - воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности школьника как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом.

Ситуация  воспитывающей деятельности должна содержать в себе: социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных  духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и  лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии; возможность и необходимость  осуществления различных видов  подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов  деятельности, общения, активной жизненной  позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать  к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности. Организация ситуации воспитывающей 

9.

деятельности  была устоявшейся практикой советской  школы. Наиболее полно такие ситуации представляли тимуровские движения.

Деятельностный  подход ориентируется на сенезитивные периоды развития школьников как  на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость  непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также  соответствующих методов обучения и воспитания.

Деятельностный  подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей  деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих  теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

Деятельностный  подход в воспитании реализуется  в русле ключевой идеи современной  педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта  учебно – воспитательного процесса преимущественно в субъект. Воспитание при этом понимается как « восхождение  к субъектности». В возрастании  субъектных свойств ребенка видит  суть современной педагогической деятельности Е.В. Бондаревская. Она же рассматривает  субъективные свойства как ядро человеческой культуры.

По словам В.В. Серикова, становления ребенка  субъектом – это не момент воспитания, а его суть. Подобный взгляд на воспитание и место в нем феномена становления  субъективности позволяет заключить: деятельностный подход в воспитании - это по своей сущности субъективно – деятельностный подход.

Информация о работе Сущность личностно - деятельностного подхода в педагогике