Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:38, курсовая работа
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание культурно-гигиенических навыков, их содержание у детей дошкольного возраста, необходимость формирования.
Цель исследования: определение сущности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста и исследование процесса их формирования.
Введение
Внутренние действия, которые производят дети, не появляются сами собой. Они формируются на протяжении детства под влиянием взрослых - на основе внешних действий с предметами, поэтому очень важно, чтобы ребенок в раннем детстве постигал мир предметов, учился использовать их. Разнообразными действиями - и внешними, и внутренними - ребенок овладевает под влиянием обучения и воспитания. Это в равной степени относится к воспитанию культурно-гигиенических навыков, что повышает актуальность выбранной для исследования темы.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание культурно-гигиенических навыков, их содержание у детей дошкольного возраста, необходимость формирования.
Цель исследования: определение сущности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста и исследование процесса их формирования.
На пути
к поставленной цели решались следующие
задачи: определить необходимость воспитания
культурно-гигиенических
Методы исследования: определение, наблюдение, обобщение.
Работа базировалась на трудах: Л.Н. Павловой, В.М. Изгашевой, Т.П. Сафоновой, Е.А. Лебедевой, Л.П. Тарасовой, Т.В. Антоновой, А.Г. Хрипковой.
1. Необходимость формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольника
Личная гигиена
дошкольника заключается в
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У. детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна, прежде всего, последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок - сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.
Надо научить детей правильно пользоваться носовым платком, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. При насморке не следует заставлять ребенка сморкаться часто: воспаленная слизистая оболочка от частого сморкания еще больше раздражается. Но надо внимательно следить, чтобы он вовремя вытирал нос.
Следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например: прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки». - «Они у меня чистые». - «Все равно перед обедом надо вымыть». - «Я их недавно мыл»…
Таким образом,
жизненно важно вовремя сформировать
у ребенка культурно-
2. Содержание культурно-гигиенических навыков у дошкольника, сформированных в условиях семьи
Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего, ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то и боль, когда купали и умывали.
Надо стараться, чтобы купание и умывание были приятны малышу. Если в глаза ему попадает мыло, если на него воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то не удивительно, что один лишь вид ванночки будет вызывать плач. Если же вода ласкает, если взрослые бережны, ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может.
То же и
с умыванием. Вода должна быть комнатной
температуры, рукава малышу нужно засучить,
чтобы вода туда не заливалась (это
не очень приятно). Постепенно предоставляйте
ребенку все большую
Осваивая
навык, ребенок обычно стремится
многократно выполнить
А почему малыш не любит сморкаться? Возможно, ему однажды сделали больно, сильно сжав нос? Между тем почти с самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, то после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане у него всегда должен быть чистый носовой платок!
Ребенок будет
становиться старше, и вы получите
большую возможность взывать
к его собственной
Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его - самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки - предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица - пусть застегнет.
При воспитании
культурно-гигиенических
После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3-4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.
Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю.
Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом.
Уход за полостью рта и носоглотки. Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но, повторяя нужные движения за воспитателем и старшими детьми, они постепенно привыкают правильно полоскать рот.
Чтобы челюсти
и зубы ребенка развивались нормально,
надо постепенно приучать детей к
твердой пище, потому что при ее
пережевывании усиливается
Таким образом, взрослые должны знать ответы на вопросы: А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде - развязался шнурок, расстегнулась пуговка - и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?
гигиенический дошкольный ребенок чистота
3. Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду
В детском саду происходит закрепление полученных в семье умений поддерживать личную гигиену. Об этом должен заботиться воспитатель, а кроме того, дети учатся друг у друга, на примере таких же детей, которые быстрее усвоили нужные навыки.
Необходимо
создать условия, чтобы детям
было удобно и приятно умываться:
высота умывальников должна соответствовать
росту детей (высота струи воды над
уровнем опущенной и согнутой
в локте руки около 10 см). Если при
умывании детям приходится высоко поднимать
руки, то вода затекает в рукава. Кусок
мыла должен быть таким, чтобы ребенок
мог свободно взять его рукой;
у каждого умывальника
Воспитатель должен организовать умывание так, чтобы не создавалось очереди. Он напоминает детям, чтобы они не забыли засучить рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек. Нужно обязательно следить, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха.
Проверяя проведение умывания, заведующий детским садом отмечает:
· все ли подготовлено для проведения умывания: лежит ли на месте мыло, у всех ли детей есть полотенца, налита ли вода в умывальники (при отсутствии водопровода);
· чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись;
· тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем; длительность умывания.
С трех-четырех летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно: верхние зубы - сверху вниз, нижние - снизу вверх, с наружной и внутренней стороны. В группах с круглосуточным пребыванием и летом при выезде на дачу дети чистят зубы перед сном, а утром после сна полощут рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.
Уход за
волосами. В волосах накапливается
пыль. Смешиваясь с кожным салом, она
оседает на коже, и это создает
благоприятные условия для
В детском
саду, как и дома, у каждого
ребенка должна быть своя расческа
(при пользовании общей