Сущность культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста и исследование процесса их формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: воспитание культурно-гигиенических навыков, их содержание у детей дошкольного возраста, необходимость формирования.

Цель исследования: определение сущности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста и исследование процесса их формирования.

Работа содержит 1 файл

культурно-гигиенические навыки.docx

— 20.35 Кб (Скачать)

Введение

Внутренние  действия, которые производят дети, не появляются сами собой. Они формируются  на протяжении детства под влиянием взрослых - на основе внешних действий с предметами, поэтому очень важно, чтобы ребенок в раннем детстве  постигал мир предметов, учился использовать их. Разнообразными действиями - и внешними, и внутренними - ребенок овладевает под влиянием обучения и воспитания. Это в равной степени относится  к воспитанию культурно-гигиенических  навыков, что повышает актуальность выбранной для исследования темы.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: воспитание культурно-гигиенических  навыков, их содержание у детей дошкольного  возраста, необходимость формирования.

Цель исследования: определение сущности культурно-гигиенических  навыков у детей дошкольного  возраста и исследование процесса их формирования.

На пути к поставленной цели решались следующие  задачи: определить необходимость воспитания культурно-гигиенических навыков  у детей дошкольного возраста; проанализировать содержание культурно-гигиенических  навыков у детей дошкольного  возраста; выявить особенности работы по закреплению культурно-гигиенических  навыков у детей дошкольного  возраста в условиях детского сада.

Методы исследования: определение, наблюдение, обобщение.

Работа базировалась на трудах: Л.Н. Павловой, В.М. Изгашевой, Т.П. Сафоновой, Е.А. Лебедевой, Л.П. Тарасовой, Т.В. Антоновой, А.Г. Хрипковой.

1. Необходимость формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольника

Личная гигиена  дошкольника заключается в основном в поддержании чистоты кожных и волосяных покровов, гигиене  полости рта, соблюдении чистоты  и аккуратности в одежде, в поддержании  чистоты постели, порядка на рабочем  месте, в шкафу с игрушками. Нужно  приучить дошкольников лицо, шею, уши  мыть каждый день утром и вечером, а руки - несколько раз в день по мере необходимости: перед едой или  когда они грязные (после уборки в игровом уголке, мытья цветов, лепки из глины, игр с песком, пользования  туалетом).

Именно в  дошкольном возрасте очень важно  воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В  эти годы дети могут освоить все  основные культурно-гигиенические  навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям  до пяти лет, которым «самостоятельное»  умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У. детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, следует  совершенствовать уже приобретенные  навыки и следить за неукоснительным  и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

Привычку  быть чистым и опрятным воспитать  у ребенка, в общем, несложно. Здесь  важна, прежде всего, последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что  руки у малыша грязные, и моете  их, если вы всегда вытираете ему  лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным  носом, малыш через какое-то время  начинает ощущать необходимость  привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок - сам  или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.

Надо научить  детей правильно пользоваться носовым  платком, зажимая одну ноздрю, иначе  слизь вместе с микробами может  проникнуть в барабанную полость  и вызвать воспаление среднего уха. При насморке не следует заставлять ребенка сморкаться часто: воспаленная  слизистая оболочка от частого сморкания  еще больше раздражается. Но надо внимательно  следить, чтобы он вовремя вытирал  нос.

Следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных  гигиенических правил. Ему объясняют  их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно  усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв  руки, тщательно смыть мыло, взять  свое полотенце, насухо вытереть руки.

Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко  и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например: прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки». - «Они у меня чистые». - «Все равно перед обедом надо вымыть». - «Я их недавно мыл»…

Таким образом, жизненно важно вовремя сформировать у ребенка культурно-гигиенические  навыки. Полезные привычки, сформированные в детском возрасте останутся у него на всю жизнь.

2. Содержание культурно-гигиенических навыков у дошкольника, сформированных в условиях семьи

Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его  в чистоте. О том, чтобы он сам  привыкал выполнять гигиенические  процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось  умываться и купаться? Скорее всего, ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то и боль, когда купали и умывали.

Надо стараться, чтобы купание и умывание были приятны малышу. Если в глаза ему  попадает мыло, если на него воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или  слишком горяча, то не удивительно, что один лишь вид ванночки будет  вызывать плач. Если же вода ласкает, если взрослые бережны, ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может.

То же и  с умыванием. Вода должна быть комнатной  температуры, рукава малышу нужно засучить, чтобы вода туда не заливалась (это  не очень приятно). Постепенно предоставляйте ребенку все большую самостоятельность  в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как  вытереться после умывания. Не следует  торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более  не следует выполнять это действие за него.

Осваивая  навык, ребенок обычно стремится  многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается  все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет  ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок  все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

А почему малыш  не любит сморкаться? Возможно, ему  однажды сделали больно, сильно сжав нос? Между тем почти с самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный  нос, то после 2 лет он сам будет  просить сделать это. В кармане  у него всегда должен быть чистый носовой  платок!

Ребенок будет  становиться старше, и вы получите большую возможность взывать  к его собственной сознательности. Он должен понять, что умываться  надо не только утром и вечером  или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Посмотри, какие  у тебя ручки грязные, ты испачкал их глиной», «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки - надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку».

Так же тщательно  следите за чистотой и опрятностью  одежды ребенка. На третьем году жизни  это должно стать и заботой  самого малыша. Даже если он еще не в  состоянии заметить непорядок в  одежде, он должен привыкать устранять  его - самостоятельно или с вашей  помощью. Запачкалось платье у девочки - предложите принести чистое и переодеться  с вашей помощью. Расстегнулась  пуговица - пусть застегнет.

При воспитании культурно-гигиенических навыков  большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает  его обязательным. В семье, где  родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это  становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще  не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное  внимание.

После ночного  сна и утренней гимнастики ребенку  полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под  струями воды. Температура воды (как  при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к  температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять  повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3-4 лет  следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в  этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает  душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю.

Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать  летом.

Уход за полостью рта и носоглотки. Чтобы  предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после  обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время  это дается с трудом, но, повторяя нужные движения за воспитателем и  старшими детьми, они постепенно привыкают  правильно полоскать рот.

Чтобы челюсти  и зубы ребенка развивались нормально, надо постепенно приучать детей к  твердой пище, потому что при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи  детям не следует, потому что можно  испортить зубы. Не реже двух раз  в год детей необходимо показывать зубному врачу.

Таким образом, взрослые должны знать ответы на вопросы: А всегда ли у вашего ребенка в  кармашке чистый носовой платок? Умеет  ли он сам замечать непорядки в  одежде - развязался шнурок, расстегнулась  пуговка - и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

гигиенический дошкольный ребенок чистота

3. Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду

В детском  саду происходит закрепление полученных в семье умений поддерживать личную гигиену. Об этом должен заботиться воспитатель, а кроме того, дети учатся друг у  друга, на примере таких же детей, которые быстрее усвоили нужные навыки.

Необходимо  создать условия, чтобы детям  было удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать  росту детей (высота струи воды над  уровнем опущенной и согнутой в локте руки около 10 см). Если при  умывании детям приходится высоко поднимать  руки, то вода затекает в рукава. Кусок  мыла должен быть таким, чтобы ребенок  мог свободно взять его рукой; у каждого умывальника необходимо иметь две мыльницы с мылом. Длина  детских полотенец не превышает 100 см.

Воспитатель должен организовать умывание так, чтобы  не создавалось очереди. Он напоминает детям, чтобы они не забыли засучить рукава, расстегнуть воротники платьев  или рубашек. Нужно обязательно  следить, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха.

Проверяя  проведение умывания, заведующий детским  садом отмечает:

· все ли подготовлено для проведения умывания: лежит ли на месте мыло, у всех ли детей есть полотенца, налита ли вода в умывальники (при отсутствии водопровода);

· чем заняты дети, которые ждут умывания или  уже умылись;

· тщательно  ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в  чем; длительность умывания.

С трех-четырех  летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно: верхние  зубы - сверху вниз, нижние - снизу вверх, с наружной и внутренней стороны. В группах с круглосуточным пребыванием  и летом при выезде на дачу дети чистят зубы перед сном, а утром  после сна полощут рот. Полоскать  рот теплой водой надо и после  еды.

Уход за волосами. В волосах накапливается  пыль. Смешиваясь с кожным салом, она  оседает на коже, и это создает  благоприятные условия для развития болезнетворных микробов. Поэтому детям  дошкольного возраста нужно подстригать  волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день (и своей  расческой!). Девочкам, у которых  более длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать  в косички.

В детском  саду, как и дома, у каждого  ребенка должна быть своя расческа (при пользовании общей расческой  могут распространиться различные  заболевания волос). Расчески еженедельно  моют щеткой с мылом и хранят в  отдельных футлярах или в гнездах  на вешалках для полотенец.

Информация о работе Сущность культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста и исследование процесса их формирования