Сущность и понятие образовательной услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 16:04, реферат

Описание работы

Традиционно образование рассматривается как сфера, объединяющая публичные и частные интересы. Однако в процессе исторического развития нашей страны понимание и подходы к значимости тех или иных интересов в образовании заметно менялись. На данный момент стало очень популярным получать образование за рубежом, чтобы узнать что это такое,рассмотрим сначала понятие образовательная услуга в целом.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 149.97 Кб (Скачать)

В конце XIX - начале XX в. развитию туризма стали уделять  внимание многие научные и любительские общества, в том числе Русское  географическое общество, Петербургское  общество народных университетов, Крымско-Кавказский горный клуб и др. Проведение образовательных  экскурсий в начале ХХ в. (в частности  образовательными и туристскими  организациями Петербурга - Петрограда), можно оценить как начальный  этап масштабного педагогического  исследования по осознания значения учебных путешествий в образовательном  плане. Лидером организации образовательных  туров этого периода в России следует признать Комиссию образовательных  экскурсий, созданную в 1909 г. при  Московском отделении Российского  общества туристов.

Образовательный туризм в современном значении существует недавно, и ещё не до конца развит и популярен по сравнению с другими видами туризма, но ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом. Cтоимость специалиста со знанием языка увеличивается как минимум на 20%. Поэтому неудивительно, что россияне в последнее время стремятся освоить несколько иностранных языков. Самостоятельно и не только. И в этом им помогают туры с целью образования и получения новых знаний и навыков. 

      1.3Современный  подход, понятие и виды образовательных  туров

     В настоящее время значительно  расширился спектр возможного использования  разнообразных средств и форм обучения. Современные инновационные  процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные  технологии, успешно  использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания.

     Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом.

     Ныне  он возрождается, широко используется в различных образовательных  системах, оценивается педагогами как  высокоэффективная технология обучения.

     Под образовательным видом туризма  понимают познавательные туры, совершаемые  с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Выделяют туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вне вузовского образования. К познавательному виду туризма можно отнести поездки, предпринимаемые людьми с целью самообразования.

     Особенности программы, организации и проведения образовательного путешествия определяются комплексом факторов. Основным является образовательная цель путешествия, дополнительными — специфика региона посещения, продолжительность и сезон совершения поездки, возраст, опыт и подготовка участников тура, специфика туристской группы и региона, из которого группа прибывает, возможность финансовых затрат учебной группы и т. п7.

     Туристские  условия и ресурсы территории посещения имеют основополагающее значение в определении перспектив развития здесь специализированных видов образовательного туризма. Ресурсы такого туризма обладают рядом отличительных признаков. Так, особая роль при оценке образовательного туристско-ресурсного потенциала территории принадлежит информационной, экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности каждого ресурса, а также их сочетаний.

     К значимым параметрам ресурсов образовательного туризма, безусловно, относятся такие их характеристики, как емкость, устойчивость, надежность, доступность. Способность территории (объекта, комплекса) удовлетворять познавательные потребности большой группы учащихся в течение длительного периода времени определяется как емкость образовательных ресурсов. Показатель емкости во многом определяет туристско-образовательный потенциал территории.

     Компоненты  природной среды выступают в  качестве природных предпосылок  развития туризма и имеют различную  ценность для образовательной туристской деятельности. При оценке значимости какого-либо природного параметра для  развития образовательного туризма  необходимо проводить покомпонентный анализ, а также выявлять возможности комплексного использования нескольких факторов. В некоторых случаях значимость благоприятного сочетания природных компонентов может быть сведена до минимума при действии фактора, не позволяющего полно использовать все остальные.

С позиции образовательного туризма историко-культурные объекты  могут быть классифицированы следующим  образом:

памятники истории: объекты археологии (городища, курганы, остатки древних поселений, производств, каналов, дорог, древние места захоронения, каменные изваяния, наскальные изображения и др.), мемориальные памятники, старинные военно-оборонительные

укрепления, технологические  комплексы и сооружения, места  жизни и деятельности замечательных  людей;

памятники градостроительства и архитектуры: малые и большие исторические города, типичные сельские поселения; архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы,площади, улицы, сооружения гражданской, военной, культовой архитектуры,

народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального,

изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового  искусства, природно-антропогенные  ландшафты; предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные  учреждения,высшие учебные заведения, ботанические сады, зоопарки, океанарии.

памятники искусства: объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства; музеи, театры, выставочные залы и др. объекты социокультурной инфраструктуры;

документальные памятники: письменные и графические документы, рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.Как показано, в культурный комплекс

составной частью входит природная среда. В городах  — это парки и скверы, зеленые  насаждения во дворцах и на улицах; в сельской местности — приусадебные участки; в старинных усадьбах и  монастырях — ландшафтные рукотворные  пейзажные парки и сады.

     Для успешного развития туристской образовательной  деятельности на определенной территории наличия лишь природных и культурно-исторических ресурсов недостаточно. Факторами развития образовательного туризма выступают  также показатели развитости туристской инфраструктуры, наличия квалифицированных кадров, уровня экономического развития, транспортной доступности территории и т. д. В составе туристской инфраструктуры выделяются система транспортного обеспечения, коммунальные системы,система предприятий торговли и сферы обслуживания, система телекоммуникационной связи, а также места размещения и общественного питания. Возможность эффективного развития образовательного туризма обусловлено особенностью развития рекреационной сети. Такая сеть представляет собой совокупность рекреационных учреждений различного профиля: пансионаты, дома отдыха, базы отдыха, турбазы, приюты, туристические стоянки, туристические гостиницы, кемпинги, а также учреждения, специализирующиеся исключительно на детском отдыхе и туризме.

     В течение последних пятнадцати лет  активно развивается международный  образовательный туризм. Постепенно растет интерес к международным  образовательным программам и в  России.В Европе регистрируется активизация  процессов интеграции образования  под эгидой выполнения решений в рамках так называемой Болонской системы8.

     Межправительственные  соглашения интенсифицировали связи  между университетами разных стран. В результате этого для студентов  расширился спектр образовательного выбора, что привело к усилению стремлений учащихся получать высшее образование  в ведущих ев-

ропейских университетах. В ряде стран молодежный туризм получает государственную поддержку.

     В мировой практике существуют различные системы, связанные с молодежным туризмом. Для молодежи в возрасте от 18 до 35 лет был создан вид организации молодежного туризма система Контики. Система предоставляет возможность большого выбора маршрутов, посещения недоступных для обычных туристов мест, большой выбор туров по Европе, Америке, Африке и Австралии сроком от 3 до 50 дней. Программы позволяют осуществлять небольшие поездки и во время каникул. В стоимость маршрутов «все включено» (all inclusive) входят оплаты завтраков, обедов, ужинов, а также обзорных экскурсий. Каждый участник получает путеводитель. Кроме Контики существует линия Евролайн, где молодые люди могут получить существенные скидки. В современном мире функционируют более 300 организаций туризма молодежи, студентов иподростков. Ежегодно в международный молодежный туристский обмен вовлекается свыше 25 млн юношей, девушек, подростков. В нашей стране ведущей юношеской туристской организацией является Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Поездки из России за рубеж с целями получения образования пока составляют незначительный процент по сравнению с познавательным, развлекательным и лечебно-оздоровительным видами туризма. Перспективы освоения образовательных ресурсов вне России будут определены, в первую очередь, успешностью развития научных, учебных и личных контактов между учащимися и преподавателями отечественных и зарубежных учебных заведений. Так, например,программы обучения за рубежом во многих случаях реализовываются по личным инициативам обучающихся. Нередко сертификаты или дипломы, полученные российскими школьниками и студентами в результате успешного обучения по предлагаемым различными зарубежными образовательными корпорациями программам, в России не имеют законного признания. В настоящее время восстанавливаются традиции туризма «по обмену». В российские города приезжают молодые люди из других стран, проживающие в период пребывания в городе в квартирах молодых россиян, которые затем имеют право на аналогичные условия по приезде в другую страну с ответным визитом к своему новому другу. Подобная практика могла бы во многом удешевить поездки молодых людей по стране (экономия на оплате гостиницы, питания в предприятиях общественного питания),однако в России данная система развита крайне слабо.

     Для ряда наук образовательный туризм имеет  особое значение. Так, при освоении иностранного языка проживание и  обучение учащегося в стране изучаемого языка трудно переоценить. Высокий  уровень доходов в некоторых  семьях России позволяет родителям обучать детей в учебных заведениях иных стран (в большей степени это пока относится к пребыванию учащегося в стране изучаемого языка в течение относительно непродолжительного срока,чаще — не более месяца).

    В отличие  от большинства иных видов путешествий, не требующих специальной подготовки, образовательные туры, в соответствии с общепризнанными методическими  канонами, подразделяются на три этапа: подготовительный, собственно поездку и завершающий. Роль первого этапа особенно важна в процессе организации образовательного тура. На этом этапе большое значение имеет подбор и детальное изучение литературных и справочных источников, а также картографических материалов. В процессе подготовки учащиеся приобретают необходимые туристам навыки, учатся отбирать и критически оценивать нужный материал,пользоваться специальной литературой,анализировать имеющиеся данные, сопоставлять факты.Организация поездок в соответствии с учебно-образовательными задачами имеет ряд особенностей. Специалисты, занимающиеся подобной организацией,должны быть хорошо осведомлены о специфике обучения, о требованиях, предъявляемых к учебной дисциплине (в вузе — квалификации специалиста) образовательными стандартами. Поэтому важны учебные центры, которые занимаются организацией образовательных туров для учащейся молодежи. Как показывает опыт, особо эффективным является создание подобных центров в структуре университетов. В образовательных программах вузовской подготовки по подготовке специалиста в области естественных наук (географии, геологии, биологии, экологии, лесопользования и др.) образовательный туризм предписан образовательными стандартами в качестве обязательной формы обучения по отмеченным специальностям9.

    Образовательный туризм представляет собой быстро развивающийся  сектор экономики туризма, завоевывающий  признание во всем мире. Многие исследователи относят его к числу ведущих и наиболее перспективных суботраслей туризма. Специфические особенности образовательного туризма, проявляющиеся в особом характере спроса, выраженных сезонных колебаниях,низкой подверженности кризисам и социально-политическим потрясениям .

    С каждым годом спектр услуг, предлагаемых в данной отрасли, стремительно расширяется. Образовательный туризм, который несколько лет назад был востребован только среди элиты, сейчас перешел в категорию продукта для среднего класса и пользуется устойчивым спросом. В настоящий момент данный рынок переживает бурное развитие.

Информация о работе Сущность и понятие образовательной услуги