1Сущность
и понятие образовательной услуги
Традиционно
образование рассматривается как
сфера, объединяющая публичные и
частные интересы. Однако в процессе
исторического развития нашей страны
понимание и подходы к значимости тех
или иных интересов в образовании заметно
менялись. На данный момент стало очень
популярным получать образование за рубежом,
чтобы узнать что это такое,рассмотрим
сначала понятие образовательная услуга
в целом.
На
протяжении длительного периода
сфера образования регулировалась
методами административного права:
в дореволюционной России образовательная
деятельность рассматривалась как
одна из составляющих полицейской деятельности
Правительства, а в советские годы образовательное
законодательство формировалось преимущественно
как специальная часть административного
законодательства, в центре которого стояли
проблемы государственного управления
сферой образования1. Использование
термина "услуга" в публично-правовых
отношениях, в качестве которых всегда
рассматривались административные правоотношения2,
не соответствовало принципам и методам
правового регулирования отраслей публичного
права. Предпосылкой для внедрения категории
"услуга" в сферу регулирования образовательных
отношений явились, на мой взгляд, следующие
обстоятельства:
1) комплексная
природа образовательных отношений,
требующая не только административно-правовых
методов воздействия, но и использования
методов регулирования иных отраслей
права;
2) признание
комплексной природы образовательных
отношений и выявление особенностей
ее регулирования в юридической доктрине;
3) усиление
частноправовых начал в регулировании
образовательных отношений;
4) восприятие
правотворческой практикой и
юридической доктриной категории
"публичные услуги" и др.
Образовательная
деятельность - явление намного более
древнее, нежели система правовых норм,
ее регулирующих. Образование как процесс
взаимодействия между специфическими
субъектами с определенными целями является
предметом исследования не только педагогики,
которая изучает образование как "вещь
в себе", но и с точки зрения социальной
философии.
В
Российской педагогической энциклопедии
под обучением понимается совместная
целенаправленная деятельность учителя
и учащихся, в ходе которой осуществляются
развитие личности, ее образование
и воспитание. При этом в качестве принципа
любой педагогической деятельности выступает
единство образовательной, воспитывающей
и развивающей функций обучения.
Сфера
образования, призванная осуществлять
передачу знаний от одного поколения
к другому, социологами и учеными-педагогами
традиционно признается основным социальным
институтом, поскольку обладает всеми
его признаками:
1) устойчивая
потребность общества, государства
и личности в образовании. Благодаря
образованию обществу удается удовлетворять
потребности в сохранении и передаче своей
культуры от поколения к поколению. Через
образование человек успешно приобщается
к достижениям науки, техники, литературы
и искусства, усваивает действующие в
обществе социальные нормы, развивает
свои способности и реализует их в какой-либо
сфере социального бытия3. В наличии
этого принципа заинтересовано не только
общество, но и государство, поскольку
именно образование выступает эффективным
средством подготовки профессиональных
кадров сферы государственного управления;
2) разработка
средств, необходимых для реализации
гражданином своего права. Таким
средством в сфере образования является
создание сети учебных учреждений, в которых
осуществляется весь процесс обучения,
направленный на получение обучающимися
знаний, умений, навыков и осуществляемый
под руководством преподавателя.
Государство
в лице органов управления образованием
осуществляет контроль за наличием у
образовательных учреждений необходимых
средств для ведения образовательной
деятельности (например, для того чтобы
осуществлять образовательную деятельность,
необходимо иметь лицензию);
3) обеспечение
социального института необходимыми
ресурсами (финансовыми, материальными),
которые общество должно постоянно
пополнять. Согласно Закону РФ
от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"правительство
ежегодно выделяет финансовые средства
на образование, которые направляются
для приобретения необходимого оборудования,
учебников, на ремонт здания, на заработную
плату преподавателям, на стипендии студентам,
а также обеспечивает социальные льготы
в сфере образования;
4) наличие
особой культурной среды, необходимой
для обеспечения самопроизводства
института, т.е. формируются определенные
правила поведения, которые отличают
людей, принадлежащих этому институту
.
Образование,
будучи сложным и развитым социальным
институтом, изучается специальной
наукой - педагогикой, которая представляет
собой систему отдельных наук.
В их число входит общая педагогика, возрастная
педагогика, история педагогики и образования
и т.д.
Образовательная
услуга, как и другие услуги, имеет
три составляющих:
цель (в
широком смысле - получение образования,
в узком - получение конкретных знаний,
навыков, умений);
действия
(передача знаний посредством информационного
общения и потребление информации);
результат
(приобретение знаний, навыков и
т.д.).
В литературе
существуют разные мнения по поводу понятия
и характера потребления образовательных
услуг. В частности, под образовательными
услугами понимается: совокупность знаний,
умений и навыков и информации, которые
используются для удовлетворения многообразных
потребностей человека, общества и государства;
совершаемая на возмездных началах правомерная
деятельность по удовлетворению образовательных
потребностей человека, для осуществления
которой требуется активное участие обучающегося.
Образовательные услуги трактуются так
же, как совокупность продукта труда преподавателя4.
По мнению зарубежных ученых, предоставление
образовательных услуг - это производящая
функция государства, возникающая на базе
конституционного права гражданина на
образование.
Таким
образом, образовательные услуги - это
элемент образовательной деятельности,
имеющий особые цели и субъективный
состав. Целью образовательных услуг является
передача знаний, умений, формирование
профессиональных навыков и освоение
их обучающимся. Субъектами образовательных
услуг являются образовательные учреждения
в лице преподавательского состава и обучающиеся,
желающие получить образование того или
иного уровня.
Без
знания истории не построить будущего,
поэтому рассмотрим несколько фактов
развития и становления образовательного
туризма.
Значимость
туристских поездок отмечалась с
конца XVI века английскими педагогами,
когда стали пользоваться популярностью
поездки молодых людей на континент
с посещением наиболее значимых в отношении
истории цивилизации пунктов (так называемый
гран-тур). Можно вспомнить и образовательные
системы Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо,в которых
доказывалась необходимость и важность
дальних поездок для правильного воспитания
человека.В 1899 году в журнале «Русский
турист» появилась постоянная рубрика
«О школьных путешествиях и образовательных
прогулках». В ней печатались заметки
об опыте проведения экскурсий в российских
школах. В 1907 году при Российском обществе
туристов была создана комиссия «Образовательные
экскурсии по России». В ее ведении находились
организация и проведение экскурсий по
крупным городам и достопримечательным
местам в нашей стране.Петербургский профессор
И. М. Гревс,определяя сто лет назад значение
туристских поездок, их воспитательный
и образовательный смысл, рассматривал
путешествие как один из величайших факторов
развития культуры. К этому времени многие
школы России подходили к экскурсионной
деятельности как
к неотъемлемой
части общего педагогического процесса.
Показателен в этом отношении
пример системы экскурсий Земской
учительской школы Санкт-Петербурга.
Учащиеся с первого по пятый класс
в обязательном порядке должны были
посещать музеи, выставки, заводы, мастерские,
Политехнический институт и Публичную
библиотеку. В период летних каникул
учащиеся первого класса совершали
четырехдневную экскурсию по Финляндии;
учащиеся второго класса выезжали на
неделю в Прибалтику; две недели ученики
третьего класса путешествовали по Центральным
губерниям России; для четвертого класса
устраивалось трехнедельное путешествие
в Крым или на Кавказ.Большой положительный
опыт по организации образовательных
туристско-экскурсионных поездок накоплен
за советский период. Среди крупнейших
специалистов, занимавшихся изучением
вопросов педагогической эффективности
образовательных экскурсий и путешествий,
— И. И. Полянский, Б. А. Федченко, И. И. Михайлов,
Л. А. Ильин,Н. П. Анциферов, Б. Е. Райков,
Д. М. Кай-городов, В. Е. Герд, А. Ф. Родин,
А. В. Даринский. Многие разработанные
ими теоретические положения, а также
практические рекомендации актуальны
и в настоящее время.Один из главных методов,
на который пирается образовательный
туризм,экскурсионный метод познания.
В его основе лежат наглядность, предметность,
вещественная доказательность и обязательное
сочетание показа объектов с рассказом
о них. Также характерной особенностью
этого метода является сочетание методов
обучения и воспитания,что говорит о его
комплексном характере. Экскурсионный
метод позволяет учащимся, например, увязывать
вновь изучаемый материал с ранее полученными
знаниями и опытом, что, в свою очередь,
значительно повышает эффективность обучения
.
В нашей стране
за более чем столетний период
накоплен опыт организации и проведения
туристских поездок и походов
школьников. В течение всего советского
периода периодически разрабатывались
и осуществлялись программы,в соответствии
с которыми в туристскую деятельность
вовлекалось подавляющее большинство
школьников. Кризисные 90-е годы прошлого
века, которые переживала наша страна,
привели к резкому сокращению государственного
финансирования школьного образования.
Были закрыты кружки, клубы, центры, занимавшиеся
организацией школьноготуризма. Политические
и экономические процессы, происходившие
в России в этот период, негативно отразились
на бюджете большинства семей.Крайне низкий
уровень доходов родителей не позволил
сохранить уже накопленный опыт туристской
работы со школьниками5.
С
2001–2002 учебного года школьный туризм
стал постепенно восстанавлиаться. Детско-юношеский
туризм входит составной частью в
учебный и воспитательный процесс
в образовательных учреждениях,
действующих по основным общеобразовательным
программам,а также в учреждениях
дополнительного образования, в
том числе во внешкольных профильных
туристских центрах и станциях детско-юношеского
туризма.
В
стране развивается туристскокраеведческое
движение «Отечество»6. Задачами
движения являются: совершенствование
организации и содержания обучения и воспитания
подрастающего поколения средствами туризма
и краеведения; воспитание у школьников
патриотизма, бережного отношения к природному
и культурному наследию родного края;
приобщение учащихся к краеведческой
и поисково-исследовательской деятельности;
сохранение исторической памяти; совершенствование
нравственного и физического воспитания
обучающихся.
В русской
и зарубежной педагогике накоплен обширный
опыт по изучению образовательной эффективности
разнообразных походов, экскурсий
и экспедиций. Зарождение образовательного
туризма произошло еще в Древнем
мире и, в зависимости от социально-экономической,
политической, культурно-исторической
обстановки на разных исторических этапах,
его развитие имело свои особенности.
Практика международных путешествий
с образовательными целями сложилась
в Европе еще в IX в. в связи с
увеличением числа университетов.
С XII в. научный и студенческий обмен
приобрел устойчивую тенденцию к
постоянному развитию. В конце XVII
в. и первой половине XVIII в. под влиянием
идей великих просветителей в
некоторых учебных заведениях Европы
практиковались краткие экскурсии
и пешеходные прогулки для учащихся.
Интерес к туризму получил
идеологическое оформление в философии
Просвещения. Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и
другие педагоги в своих работах
доказывали необходимость дальних
поездок как предпосылок правильного
воспитания человека. С середины XIX
в. становление и специализация
новых типов высших учебных заведений
(институтов, академий, лицеев, колледжей)
в Европе и Америке положительно
отразились на динамике международной
студенческой мобильности.В России
поездки познавательного характера
становятся одним из видов путешествий
с начала XVIII в. Поездки, связанные
с изучением разных сторон жизни
западноевропейских стран, оказали
значительное влияние на развитие русской
культуры. В школьном обучении педагогами
Н.И. Новиковым, Ф.И. Янковичем, В.Ф. Зуевым
и др. экскурсии использовались со
второй половины XVIII в. Начиная с XIX в.,
экскурсии, походы, путешествия стали
применяться как способ обучения
в специальном и высшем образовании,
а также для сбора научно-географической
и краеведческой информации о
различных районах России. Организаторами
и пропагандистами экскурсионного
образовательного туризма в России,
с середины XIX в. были передовые педагоги.
Среди них известные географы
Н.А. Головкинский, Д. Н. Анучин, В.И. Вернадский,
П. П. Семенов-Тян-Шанский, И. В. Мушкетов
и многие другие.