Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:15, реферат
Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Введение……………………………………………………………….….3
1. Понятие стресса………………………………………………………..4
2. Причины и признаки стрессового состояния………………………...9
3. Стадии стресса………………………………………………………...11
4. Способы борьбы со стрессом………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников……………
Таким образом, не вызывает сомнения, что алкоголь не лекарство от стрессора, а очень опасная вещь. Притупив несколько ощущение отрицательных эмоций, они рискуют попасть в сети хронического алкоголизма, что несоизмеримо хуже любого стрессора.
Оптимальный способ избавления
от затянувшегося стресса –
Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.
Иногда пережитый сильный
страх в какой-либо ситуации закрепляется,
становиться хроническим, навязчивым
– возникает фобия на определенный
круг ситуаций или объектов. Для
устранения фобий разработаны специальные
психологические приемы (в рамках
нейролингвистического
Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.
Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:
- правильная оценка значимости события;
- достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;
- запасные отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.
Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.
Когда человек выговориться,
его возбуждение снижается, и
в этот момент появляется возможность
разъяснить ему что-либо, успокоить,
направить его. Потребность разрядить
эмоциональную напряженность в
движении иногда проявляется в том,
что человек мечется по комнате,
рвет что-то. Для того, чтобы быстрее
нормализовать свое состояние после
неприятностей, полезно дать себе усиленную
физическую нагрузку. Для экстренного
понижения уровня напряжения может
быть использовано общее расслабление
мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо
с ощущением беспокойства. Эмоциями
можно управлять и путем
Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что Фрай называл его даже «стационарным бегом трусцой».6
Стресс – это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.
Стресс характеризуется
Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается.
Воздействия, вызывающие стресс, называются
стрессорами. Различают физиологические
и психологические стрессоры.
Терапия стрессовых состояний – сложная задача, включающая целый ряд аспектов. Среди них следует отметить, в первую очередь, собственную позицию человека. Речь идет об ответственности человека за свое здоровье. Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и таким образом за свое здоровье. Более того, сама возможность применения некоторых средств борьбы со стрессом и эффективность их использования зависят от того, насколько осознанно человек подходит к своему здоровью. Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны, в первую очередь, с использованием приемов обратной связи.
1 Г. Селье. Стресс без дистресса. – Москва: «Прогресс». – 2002. – С. 145
2 Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 2008.
3 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Дело. – 2003. – С. 211
4 Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко). – М.: Наука, 1988.
5 Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.: Физкультура и спорт, 2004.
6 Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Издательство «Наука». – 2003. – С. 389