Стресс и его регуляторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
1. Понятие стресса………………………………………………………..4
2. Причины и признаки стрессового состояния………………………...9
3. Стадии стресса………………………………………………………...11
4. Способы борьбы со стрессом………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

стресс и его регуляторы.docx

— 78.28 Кб (Скачать)

Таким образом, не вызывает сомнения, что алкоголь не лекарство  от стрессора, а очень опасная  вещь. Притупив несколько ощущение  отрицательных эмоций, они рискуют  попасть в сети хронического алкоголизма, что несоизмеримо хуже любого стрессора.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью  разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить  значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно  выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения – это общение с  близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта  или хотя бы к снижению его значимости.

Иногда пережитый сильный  страх в какой-либо ситуации закрепляется, становиться хроническим, навязчивым – возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для  устранения фобий разработаны специальные  психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).

Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для  исключения неблагоприятных последствий  перевозбуждения желательно снять  эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания  и тактических приемах.

Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

- правильная оценка значимости события;

- достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;

- запасные отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.

Когда человек находится  в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, и  в этот момент появляется возможность  разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить  эмоциональную напряженность в  движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее  нормализовать свое состояние после  неприятностей, полезно дать себе усиленную  физическую нагрузку. Для экстренного  понижения уровня напряжения может  быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Эмоциями можно управлять и путем регуляции  внешнего их проявления: чтобы легче  перенести боль, нужно стараться  ее не демонстрировать.

Важный способ снятия психического напряжения – это активизация  чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы  видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы  воспринимать как комическое то, что  претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как  к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной  ситуации. Смех приводит к падению  тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что Фрай называл его даже «стационарным  бегом трусцой».6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стресс – это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

Стресс характеризуется динамикой  и имеет логику своего развития. Последствия для организма в  результате развития стресса могут  быть самые разные. В том случае, когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение  адаптивных функций. При длительном или постоянном стрессе могут  возникнуть нарушения функционирования адаптивных механизмов и появиться  необратимые изменения: сердечнососудистая патология, заболевание желудочно-кишечного  тракта и т. п.

Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается.

Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические  и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

Терапия стрессовых состояний – сложная задача, включающая целый ряд аспектов. Среди них следует отметить, в первую очередь, собственную позицию человека. Речь идет об ответственности человека за свое здоровье. Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и таким образом за свое здоровье. Более того, сама возможность применения некоторых средств борьбы со стрессом и эффективность их использования зависят от того, насколько осознанно человек подходит к своему здоровью. Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны, в первую очередь, с использованием приемов обратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.: Физкультура и спорт, 2004.
  2. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко). – М.: Наука, 1988.
  3. Г. Селье. Стресс без дистресса. – Москва: «Прогресс». – 2002.
  4. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 2008.
  5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1999.
  6. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Издательство «Наука». – 2003.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Дело. – 2003.

1 Г. Селье. Стресс без дистресса. – Москва: «Прогресс». – 2002. – С. 145

2 Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 2008.

3 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Дело. – 2003. – С. 211

4 Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко). – М.: Наука, 1988.

5 Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.: Физкультура и спорт, 2004.

6 Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Издательство «Наука». – 2003. – С. 389

 


Информация о работе Стресс и его регуляторы