Стресс и его регуляторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
1. Понятие стресса………………………………………………………..4
2. Причины и признаки стрессового состояния………………………...9
3. Стадии стресса………………………………………………………...11
4. Способы борьбы со стрессом………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

стресс и его регуляторы.docx

— 78.28 Кб (Скачать)
  1. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей  возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление  об ожиданиях руководства - что они  должны делать, как они должны делать и как их после этого будут  оценивать.

  1. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды  на понятие "интересная" работа у  людей различается: то, что кажется  интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно  другим.

  1. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре  помещения, плохого освещения или  чрезмерного шума. Неправильные соотношения  между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в  организации и необоснованные требования сотрудников друг к  другу тоже могут вызвать стресс.

Идеальным будет такое  положение, когда производительность находится на возможно более высоком  уровне, а стресс - на возможно более  низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации  должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

 

3. СТАДИИ СТРЕССА

 

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса (рис. 2).

 




 

 

Рис. 2. Стадии стресса как  процесса

 

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса  является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

а) стресс – состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

б) стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

в) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.4

Так как стресс возник главным  образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями  данной личности.

Вообще, так как индивидуумы  не похожи друг на друга, от фактора  личности зависит очень много. К  примеру, в системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:

- ощущение неопределенной угрозы;

- чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

- неопределенное беспокойство.

Тревога может играть охранительную  и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой  активности, изменение характера  поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога  – это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности  и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению  поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким  образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния  и поведения, обусловленных психическим  стрессом.

Профессор Березин определил  тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

  1. Ощущение внутренней напряженности – не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
  2. Гиперестезические реакции – тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
  3. Собственно тревога – центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
  4. Страх – тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
  5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
  6. Тревожно-боязливое возбуждение – вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления  можно наблюдать в течение  одного пароксизма, в других же случаях  их смена происходит постепенно.

Для изучения тревоги набиралась группа испытуемых-добровольцев, у  которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком (I) и высоком (II) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.5

 

Эффективная адаптация

Неустойчивая  адаптация

Стойкие нарушения  адаптации

Адаптивность при низком уровне тревоги (I)

Испытуемые зрелого  возраста

54%

36%

10%

Испытуемые юношеского возраста

73%

24%

3%

 

Адаптивность при высоком  уровне тревоги (II)

Испытуемые зрелого  возраста

4%

44%

52%

Испытуемые юношеского возраста

19%

38%

41%


 

Таким образом, мы видим, что  молодёжь более адаптивна и менее  подвержена воздействию внешней  тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Кстати, уже упоминавшийся  Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение – итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует «фазе истощения» общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных  механизмов, которые приведены ниже:

а) аллопсихический механизм – действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее.

б) интрапсихический механизм – обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.

Существует несколько  типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической  адаптации:

а) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

б) фиксация тревоги на определенных стимулах;

в) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;

г) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление  и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении  сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Организация эмоционального стресса предполагает затруднение  реализации мотивизации, блокаду мотивированного  поведения, т.е. фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Эффективность психической  адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в  семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального  общения нарушения механической адаптации отмечались значительно  чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора  привлекающего в подавляющем  большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как  фактора отталкивающего – с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень  адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Эффективная психическая  адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут  создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными  особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими  возникновению эмоционального стресса  в этих ситуациях, могут быть недостаточность  информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности  индивидуума по объему или степени  сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими  психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные  отношения, возможность открытой коммуникации.

4. СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

 

Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого  организма. Их можно попытаться разделить  на три группы:

1. Способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

2. Аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

3. Способы повышения общей устойчивости организма, связаны с биологически активными веществами.

Начало этого явления  уходит в далекую древность, а  масштабы потрясающи.

Распространение кока в Южной  Америке (XIV в.) и опия на Среднем Востоке (XVII в.) произошли в критический период, когда в этих районах Земли свирепствовал голод. Попытки лечить депрессию (влиять на пониженное настроение) относятся к глубокой древности: так еще в VIII в. до нашей эры ассирийцы употребляли листья кокаина, чтобы «создать сытость у голодных, силу у слабых и забвение невзгод».

Определенной притягательной силой обладает и алкоголь, которая  заключается в его особенностях действия на человеческую психику. Воздействие  алкоголя разносторонне. Умеренное  и эпизодическое употребление алкоголя повышает настроение, смягчает беспокойство, тревогу, напряженность, делает человека более общительным, контактным.

Не будем отрицать временное  антистрессорное действие алкоголя и никотина, но наряду с этими  особенностями им присуща еще  одна, – болезненное пристрастие к употреблению. Но по сравнению с хроническим алкоголизмом или другой наркоманией стрессор – просто ягненок. Мы можем представить действие стрессора на организм в виде небольшой схемы

Обладая антистрессорным  действием, алкоголь, очевидно, должен оказывать определенное влияние  на центральную  нервную систему, хотя нет практически ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не подвергались бы изменениям под воздействием систематического приема алкоголя.

Информация о работе Стресс и его регуляторы