Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:12, реферат
Цель – изучение особенностей влияния стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику стилей педагогического общения;
описать влияние различных стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника;
проанализировать результаты практических исследований влияния разных стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника.
Введение. 3
Глава 1. Стили педагогического общения и их влияние на развитие личности школьника.
Классификация и характеристика стилей педагогического общения. 5
Влияние различных стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника. 9
Глава 2. Практические исследования влияния разных стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника.
Экспериментальное психологическое исследование Курта Левина. 15
Исследования связи между стилями педагогического общения и восприятием учителя и учащихся. 18
Заключение. 21
Список использованной литературы. 23
Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Стили педагогического общения и их влияние на развитие личности школьника.
Глава 2. Практические исследования влияния разных стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника.
Заключение. 21
Список
использованной литературы.
23
Введение.
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно «молодое» словосочетание: педагогическое общение. Проф. А. А. Леонтьев определяет его так: «Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива» [4, с. 49]. Другими словами, педагогическое общение – это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.
Педагогическое общение – это «совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся» [8, с. 551].
Педагогическое общение – это «особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения» [2, с. 158]. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Отсюда делаем вывод об актуальности изучения выбранной нами темы «Стили педагогического общения и их влияние на процесс развития личности школьника»: от того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Объект исследования – личность школьника.
Предмет исследования – влияние стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника.
Цель – изучение особенностей влияния стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
План работы составлен и материал изложен в соответствии с поставленными задачами.
Гипотеза: со стилем педагогического общения связаны эффективность обучения и воспитания, а значит и особенности развития личности школьника.
Источниками
изучения темы стали работы известных
отечественных психологов: А.А. Бодалева,
А.А. Леонтьева, В.С. Мухиной. Кроме того
использованы учебники и учебные пособия
по психологии и педагогике.
Глава 1. Стили педагогического общения
и их влияние на развитие личности школьника.
педагогического общения.
Первое
экспериментальное
Ребенок школьного возраста, особенно младшего школьного возраста, находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, – во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.
Учитель на уроке «имеет возможность воздействия на класс и каждого ребенка в отдельности через те принятые формы, которые предписаны традициями и правилами школы» [5, с. 263]. Обычно учитель стоит перед учениками класса, а дети должны сидеть и внимать учителю, когда он объясняет. Учитель ходит между рядами и контролирует работу каждого, когда дети пишут, считают, рисуют и т.д. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей. При всем единообразии внешней стороны работы учителя в классе можно выделить ряд типичных стилей его воздействия на учеников.
При авторитарном стиле характерны тенденции на жесткое управление и всеобъемлющий контроль поведения и деятельности учащихся. Преподаватель часто прибегает к приказному тону, часто делает замечания. В ходе занятий он стремится определить не только общие цели работы, но способ выполнения задания, причем задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Такой подход снижает деятельную мотивацию учащихся, поскольку каждый из них не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет его впереди. Поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного своеволия. Такое поведение преподавателя зачастую объясняется его опасением потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность. Авторитарному руководителю в этом случае присуща примерно такая логика рассуждения: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел» [7, с. 206].
Авторитарный стиль общения взрослого с ребенком в своем крайнем выражении антипедагогичен и потому недопустим в практике общественного воспитания детей.
Либерально-
Либерально-
Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничеств при решении учебных задач. При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу.
Учитель разъясняет детям значение нормативного дисциплинированного поведения, учит управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания.
Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности – каждый хочет сам выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя.
Демократический стиль не исключает отчуждения как временного приема работы учителя с классом. Но это именно временный элемент работы на фоне взаимной доброжелательности. Этот стиль предполагает включение всех детей в контроль за общим порядком. Он призван обеспечить активность позиции, нравственных установок ребенка, дает ему возможность осознать свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением. Демократический стиль создает благоприятные условия для успешного развития целенаправленной дисциплинированности, учебной мотивации. Этот стиль дает опыт самоуправления при мотиве создания и сохранения ценимой среды – рабочего состояния всего класса. Дети, воспитываемые в условиях демократического стиля общения, оставшись в классе без надзора учителя, стараются дисциплинировать себя сами.
Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах и любви к детям. Этот стиль требует от учителя больших душевных напряжений, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.
Итак, выделяют три стили педагогического общения:
- авторитарный, отличающийся жестким управлением и контролем со стороны педагога;
-
либерально-попустительский,
-
демократический, главной
Современная
гуманистическая педагогика отдает
предпочтение гуманистическому стилю
общения как наиболее эффективному.
на процесс развития школьника.
Многочисленные
исследования и многолетние наблюдения
показали, что различные стили
педагогического общения по-
Авторитарный стиль отличается отчужденной позицией учителя по отношению к детям. Не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем, ребенок бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только, по мнению ребенка, возникает возможность обратиться к своему соседу по парте или еще к кому-нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу. Не поощряемое взрослым напряжение воли быстро утомляет и истощает ребенка, он бессознательно стремится снять негативное напряжение. Однако бдительное око учителя застает врасплох нарушителя дисциплины. Учитель делает замечание, наказывает ребенка.
Авторитарный стиль ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Эмоциональная холодность, лишающая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе.
Авторитарный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением. Дети, поведение которых регулируется императивным стилем, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляци поведения, легко нарушают дисциплину.