Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:54, лекция
Цель: познакомить студентов с особенностями воспитания в различных древних государствах.
Целевая установка: данная тема познакомит студентов с разными стилями воспитания и позволит увидеть различия воспитания в древних государствах.
Наибольшие привилегии были у брахманов, воины в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав. Фактором оказавшим влияние воспитания и обучения - религиозная идеология: брахманизм (индуизм), а далее буддизм и необрахманизм. Первое направление основывалось на идее, что каждый должен развивать свои умственные, нравственные, физические качества так чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущие качества: интеллектуальное достоинство, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудры - покорность. Сформировался идеал воспитания, согласно которому человек рожден для насыщенной, счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство, любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность.
К середине 1-го тысяч. до н.э. в Индии сложилась определенная традиция семейно - общественного воспитания. На первоначальном этапе (в семье) - обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые. Ученики не прошедшие ритуала становились отвергнутыми. Для брахманов срок инициации проходил на 8-ми летнем возрасте, у кшатриев - на 11 летнем, у вайшьев - на 12 летнем. Обычное образование включало: пересказ ВЕД, чтение, письмо. Повышенное образование включало: поэзии, литературу, грамматику, математику, физиологию, астрономию. Обучение основывалось на традиции семейных отношений. Занятия проходили на открытом воздухе. Появляются семейные школы (где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания). Ведущим методом обучения являлся словесно-звуковой метод.
В середине 1-го тысяч. н.э. в истории Древней Индии начинается новая эпоха. Изменения условий жизни, воспитания и обучения создали условия для рождения новой религии - БУДДИЗМА. У истоков буддийской традиции обучения стоит БУДДА (Шакья-Муни) - 623-544 гг. до н.э. В буддийские общины принимали представителей всех каст. Главная задача воспитания - совершенствование души человека, которую следует избавлять от мирских желаний (страстей) через процесс самопознания и самосовершенствования. Главное внимание стали уделять грамматике САНСКРИТА, который с 1 в. н.э. становится ведущим языком в Северной Индии. Буддизм определял цель воспитания через понятия: мудрецы, религия, предки. Главная задача - поиск смысла жизни.
Педагогический идеал по буддизму: самообладание, скромность, почитание религиозных догматов и праведных людей, добронравие.
Предлагались разнообразные методы обучения: беседы, диспуты, рассказы, краткие изречения, письменное оформление.
Воспитание предполагало характер обращенности в себя.
Древняя Греция.
В Древней Греции – государстве, имеющем высокий уровень развития культуры, науки, ремесел образованность считалась необходимым и неотъемлемым качеством свободного гражданина. В Древней Греции особо выделялись республиканские АФИНЫ и авторитарная СПАРТА. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.
Спарта.
Воспитание спартанцев преследовало по преимуществу цель подготовить членов военной общины. Новорожденных спартанцев осматривали старейшины. Судьба болезненных младенцев оставалась неясна(бросали со скалы). До 7 лет спартанцы воспитывались в семье. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение спартанцев. Это обучение делилось на три этапа: с 7 до 15 лет; с 15 до 20 лет; с 20 до 30 лет.
Воспитание девочек-спартанцев мало отличалось от мужского. Оно состояло по преимуществу из физической и военной подготовки (владение копьем, диском, дротиком, мечом). В столь же малом объеме давалась общеобразовательная база.
Афины.
Идеал афинского воспитания сводился к многозначительному понятию совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего, с развитым интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к такому идеалу был вправе лишь свободный и имущий гражданин АФИН.
Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет. Затем за мальчиками присматривал особый раб - педагог (дословно: поводырь). Воспитателем часто становился самый бесполезный раб. После 7 лет мальчики свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические.
Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. В Палестрах занимались развитием культуры тела. Ученики занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школе следующий ступенью образования могли быть общественные учреждения ГИМНАСИИ.
Древнегреческий философ Пплатон (427 -347 гг) – один из первых выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания. Воспитание – главная задача государства. До 7-ми лет дети в общественных воспитательных заведениях должны больше играть и получать больше эмоций; с 7 до 12 лет – чтение, письмо, счет, пение, игра на музыкальных инструментах; с 12 лет посещают ПАЛЕСТРУ, где основное внимание уделяется физическому воспитанию, с 16 лет изучаются арифметика, геометрия, астрономия, азы военного дела, с 18 до 20 юноши получают специальную военную подготовку. Далее образование получают лишь те, кто имеет успехи в науках, особенно в философии.
В педагогической концепции Платона воспитание рассматривается как важный, но не всесильный способ формирования личности, мыслитель обращает внимание на тот факт, что любое педагогическое воздействие может быть ограничено сложной и противоречивой природой человека.
Платон
обращает внимание на профессиональные
качества воспитателя-учителя, который
должен обладать глубокими знаниями
«мира людей, знать натуру ученика,
уметь преподавать «не
Аристотель (384-322 гг до н.э.) – один из учеников Платона, в течении 4-х лет был учителем Александра Македонского, научил его уважать науку и ученых, любить поэзию и природу.
Аристотель являлся сторонником разумного сочетания семейного и общественного (государственного) воспитания. В семейном воспитании он выставлял три ступени физическое воспитание, инстинкт и разум, государство должно уделять внимание нравственному и научному образование. Воспитание личности должно быть гармоничным и включать в себя умственную, нравственную и физическую стороны. В Афинах создал свою знаменитую школу – ЛИКЕЙ (Лицей), в которой Аристотель смог сам преподавать и реализовать свои педагогические идей. Все обучение Аристотель делил на две ступени воспитания: от 7 до «бороды» (14-15 лет) и от «бороды» (14-15 лет) до 21 года. До 7-летнего возраста ребенок должен воспитываться в семье.
Древний Рим.
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.
Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы - педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Главная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.
В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура. К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились девочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы - школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ограничено, а обучение индивидуальным.
В IV в. появились
риторические школы. Тут изучали
греческую и римскую
Яркая фигура педагогической мысли Квинтилиан оратор и адвокат (40-118гг.н.э). Главный труд Квинтилиана "Ораторское обучение". Из 12 книг трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчиков" и "О риторическом обучении". В этих работах, размышляя о природе человека, Квинтилиан выказал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая такие свойства единственными. Справляться с дурными наклонностями должно воспитание. И чтобы достичь хороших результатов, необходимо соединить природу человека и воспитание. Квинтилиан говорил о том, что воспитание должно формировать свободного человека. "Ребенок - драгоценный сосуд, с которым следует обращаться бережно и уважительно". Семейное воспитание, по мнению Квинтилиана, призвано беречь детскую психику. Нельзя допускать присутствия детей в неблагопристойных местах, так писал Квинтилиан. Он отрицательно относился к физическим наказаниям, ибо они развивают рабское качество. Большое внимание Квинтилиан придавал отбору няньки для детей, которая должна обладать достойными нравственными качествами.
Учитель должен приучать питомца мыслить самостоятельно. Квинтилиан настаивал на таком образовании, которое было бы полезно обществу. Цель воспитания - серьезная подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Квинтилиан ратовал за общедоступность образования и верил в созидательную силу школьного обучения. В воспитании Квинтилиан важное значение придавал трудовому обучению.
Христианство.
Первые христианские общины возникли в I веке и распространились по всей Римской империи. Воспитание было ориентировано на Библии - собрание канонических сочинений: Ветхого Завета (XI в. до н.э.) откуда берутся традиции христианского воспитания, и Нового Завета (1-П вв.), где обосновывались цели и содержание воспитания. Для христианского воспитания характерны: приоритет веры над сознанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, утверждение высокого значения трудового воспитания. Христианское учение исходит из постулата: "Что справедливо, то должно быть сделано". Таким образом, в центр ставятся вечные общечеловеческие ценности. Идеалы: взаимопомощь, смирение, духовная независимость и т.д.
В христианском учении основу воспитания составляют нравственные ориентиры: "Не убий, Не укради, Возлюби ближнего своего" и др. Вместе с тем христианские методы формирования личности строились с учетом античного опыта. Так, Иоанн Златоуст рекомендовал беседы и наставление. Аврелий Августин признавал отдельные успехи античной педагогики (семь свободных искусств), но главное, по его мнению, изучение Библии и христианской догматики, а светское образование второстепенно. В I веке были организованы школы - школы Катехуменов. Они носили демократический характер. Сюда принимали тех, кто хотел стать членом христианской общины, но не познал христианского учения. Тут также давали музыкальное образование и нравственные наставления. Далее открываются школы КАТЕХИЗИСА (подготовка священнослужителей). Изучали христианские и античные традиции. Впоследствии эта школа преобразуется в кафедральные и епископальные школы.
Основные педагогические идеи объединяющие мыслителей, философов и педагогов древнего мира связаны с объединением в воспитании и обучении природного и общественного в формировании личности, большое внимание многие их них уделяют нравственной стороне воспитания. Сходные идеи мы встречаем и в одном из первых известных педагогических источниках «Поучении детям» великого князя Киевской Руси -Владимира Мономаха (1053-1125 г.г.). В книге об обучении и воспитании детей – «Поучение детям» (ок.1117 г.) автор отмечает необходимость воспитания храбрых воинов, преданных своей земле, достойных христиан. Основа благонравия он считает - почитание Бога, помолившись нужно усердно исполнять свои обязанности. С раннего детства, учит Мономах, необходимо воспитывать любовь к ближнему, уважение к старшим, помогать нуждающимся – это основы христианской морали.
Информация о работе Становление воспитания в древних государствах