Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:54, лекция
Цель: познакомить студентов с особенностями воспитания в различных древних государствах.
Целевая установка: данная тема познакомит студентов с разными стилями воспитания и позволит увидеть различия воспитания в древних государствах.
Лекция
Тема: «Становление воспитания в древних государствах»
Дата: 03.10. 2011
Преподаватель: Казанцева Марина Олеговна
Цель: познакомить студентов с особенностями воспитания в различных древних государствах.
Целевая установка: данная тема познакомит студентов с разными стилями воспитания и позволит увидеть различия воспитания в древних государствах.
Задачи:
Тип лекции: информационная.
Вопросы, по которым будет раскрыта тема:
Межпредметные связи:
Методы и приемы: рассказ, пояснение, обсуждение.
План лекции:
1.Вводная часть (5-7 минут)
2. Основная часть (75-80 минут)
3.Заключительная часть (5-7 минут)
Список литературы:
Тысячелетия
отделяют нас от того времени, когда
на Земле появился человек, и если
рассматривать процесс
Всегда следует помнить, что воспитание и обучение подрастающего поколения зависит от того социально-экономического состояния общества, в котором предстоит жить человеку, поэтому цели и направленность воспитания и обучения отражают состояние конкретного исторического периода. Для определения актуальных средств и методов обучения и воспитания следует учитывать особенности развития социальных институтов, определяющих направленность воспитания: семьи, системы образования, культурные и религиозные особенности, систему трудовых отношений. С изменением и усложнением жизни изменяются средства и методы воспитания.
В первобытных
общинах охотников и
Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте и рыболовству, в то время как женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
В первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным и единообразным. Это определялось достаточно однообразными потребностями общества. Маленьким членам общины представлялась значительная свобода в поведении, наказания не были жестокими. Все процессы обучения и воспитания сводились к обучению тем навыкам, которые позволяли найти пропитание и уметь выжить в примитивных бытовых условиях.
В процессе расслоения общества и возникновение зачатков государственности появляется коллективная традиция воспитания, которая привела к появлению своеобразных домов воспитания детей и подростков. Это явилось своеобразным прообразом школы, когда воспитанием стали заниматься особые группы людей, обладающие наибольшим жизненным опытом и знаниями
В древнейших
государствах воспитание и обучение осуществлялось
преимущественно в семье. Педагогические приоритеты
патриархальной семьи были закреплены
в ряде произведений древних авторов,
к которым относятся: законы вавилонского
царя Хаммурапи (1750 до н.э.), притчи иудейского
царя Соломона (середина 1 тысячелетия
до н.э.). Главные педагогические идеи Притчей
Соломона – учение о нравственных и эстетических
нормах. Изложена книга в форме наставлений
отца сыну, в которых основное внимание
уделяется нравственной стороне жизни
человека.
Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей и превращалось в подготовку к взрослой жизни. Воспитание стало принимать более жесткий характер.
Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивалось в логике конкретно-исторических, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальном служении. Отсюда и акцент на жестких формах и методах воспитания.
Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения.
Характерным для обучения детей к дальнейшей социальной жизни является появление «домов табличек», как прообраз специальной школы, готовящей государственных чиновников (писарей).
Основными методами обучения являлись заучивание и переписывание. По-видимому государственные чиновники необходимы были только для «механического» выполнения приказов царей и служителей культа.
В Древнем Египте - обучению и воспитанию детей в Древнем Египте уделялось очень большое значение. Ученику, прежде всего, нужно было научиться слушать и слушаться. Наиболее эффективным способом достижения повиновения считалось физическое наказание. «ДИТЯ НЕСЕТ УХО НА СВОЕЙ СПИНЕ» - один из девизов воспитания. Главной целью обучения была подготовка к профессии, которой занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения и прививала детям именно те умения и навыки, которыми владели старшие.
Древний Китай.
Традиции этой цивилизации ярко представлены в Китае. Китайцы уже с древнейших времен являлись народом, выработавшим своеобразную культуру. Еще за 4 тыс. лет до н.э. китайцы имели запас астрологических наблюдений. Их древнейшие императоры знали целебные свойства многих трав. Китайский народ во всей своей общественности и государственности жизни не мог выйти за пределы семейных форм. Как дети являются безусловно починенными личной воли отца в семействе, так и весь народ безусловно подчиняется воле императора. Заучиваются права правительства к подчиненным и наоборот - чиновников, родителей, супругов, детей, братьев и т.д. Все это становится содержанием учебников. Учиться начинали с 7-6 лет. Изучали три главные силы: небо, земля, человек; четыре времени года и четыре части света; пять элементов, пять добродетелей (любопытство, справедливость, приличие, мудрость, правдивость); шесть родов хлеба; семь страстей (любовь, ненависть, злоба, радость, уныние, сладострастие, гнев, трусость); музыкальные ноты; обязанности (социальные роли). В Китае и религия, и образование были подчинены государственным целям. В Китае все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.
В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших к старшим. Первые школы в Китае появились в 3-м тысяч. до н.э. В программу обучения и воспитания входили шесть предметов: мораль, счет, письмо, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие, самостоятельность. В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы в Китае возникли к 6 в. до н.э. - Даосизм, Буддизм, Конфуцианство.
Наиболее архаичные традиции были свойственны Даосизму (основатель Лаоцзы - в VII в до н.э), который рассматривал образование как нечто искусственное на пути гармонии с природой. Основное внимание уделялось сближению с природой с помощью таких приемов как молчание и бездеятельность.
Наибольшее влияние на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.
Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) создал свою школу. Методика преподавания в школе предусматривала диалоги учителя с учащимися, классификацию фактов и явлений, подражание образцам. В основе идей Конфуция лежит общефилософское и социальное воспитание, нравственное совершенствование как основные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Конфуций покоится на воспитании согласно социальному назначению. "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правильностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. Программа нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривала обучение "Шести искусствам". Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция - это трактат "Беседы и суждения". В нем воспроизведены беседы учителя с учениками. Начиная с II в. н.э. трактат был обязателен для заучивания в школе. Вот некоторые идеи из этого трактата: "Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Учиться и время от времени повторять пройденное". Учение Конфуция предполагает 5 добродетелей (Мудрость, Гуманность, Мужество, Почитание старших).
На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н.э. - II в. н.э.) конфуцианство являлось официальной идеологией. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности.
Древняя Индия.
Древнейшими документами об образовании в Индии являются ведийские Упанишады - священные наставления (VIII - VII вв. до н.э.). В Древней Индии – воспитание зависело от того, к какой касте принадлежала семья. В течение 2 -1 тысяч. до н.э. территория Индии осваивалась арийскими племенами. На базе их отношений с коренным населением возник кастовый строй. Население делилось на четыре основных касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (наемные работники, слуги, рабы).
Информация о работе Становление воспитания в древних государствах