Становление воспитания в древних государствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:54, лекция

Описание работы

Цель: познакомить студентов с особенностями воспитания в различных древних государствах.
Целевая установка: данная тема познакомит студентов с разными стилями воспитания и позволит увидеть различия воспитания в древних государствах.

Работа содержит 1 файл

Лекция по педагогике.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Лекция

Тема: «Становление воспитания в древних государствах»

Дата: 03.10. 2011

Преподаватель: Казанцева Марина Олеговна

Цель: познакомить студентов с особенностями воспитания в различных древних государствах.

Целевая установка: данная тема познакомит студентов с разными стилями воспитания и позволит увидеть различия воспитания в древних государствах.

Задачи:

  1. Познакомить студентов с разными способами воспитания в древних государствах.
  2. Способствовать развитию у студентов внимания, желание самостоятельно найти дополнительную информацию по раскрываемой теме.
  3. Воспитывать у студентов интерес к предмету.

Тип лекции: информационная.

Вопросы, по которым будет  раскрыта тема:

  • История возникновения воспитания.
  • Особенности Воспитания в разных странах.
  • Вклады известных педагогов в воспитание.

    Межпредметные связи:

  • История
  • Философия

    Методы  и приемы: рассказ, пояснение, обсуждение.

    План  лекции:

    1.Вводная  часть (5-7 минут)

    • Приветствие студентов
    • Проверка отсутствующих
    • Сообщение темы лекции
    • Сообщение цели лекции
    • Сообщение плана лекции
    • Сообщение целевой установки

2. Основная  часть (75-80 минут)

  • Изложение материала лекции согласно плану

3.Заключительная  часть (5-7 минут)

  • Формулирование основных выводов по лекции
  • Подведение итогов лекции
  • Указания к выполнению домашнего задания
  • Ответы на вопросы студентов
  • Прощание со студентами

Список  литературы:

  • Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.
  • Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с. 
  • Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пособие для ст-тов педвузов. - М.: ГИЦ "Владос". 1999.
  • Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
  • Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 

         

Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда  на Земле появился человек, и если рассматривать процесс воспитания как передачу всего многообразия накопленного опыта от старшего поколения к младшему, то  к  этому времени стоит отнести  и зарождение  «процесса воспитания» как особого вида человеческой деятельности.          

Всегда  следует помнить, что воспитание и обучение подрастающего поколения  зависит от того социально-экономического состояния общества, в  котором предстоит жить человеку, поэтому цели и направленность воспитания и обучения отражают состояние конкретного исторического периода.  Для определения актуальных средств и методов обучения и воспитания следует учитывать особенности развития социальных институтов, определяющих направленность воспитания: семьи, системы образования, культурные и религиозные особенности, систему трудовых отношений. С изменением и усложнением жизни изменяются средства и методы воспитания.          

В первобытных  общинах охотников и собирателей  срок детства и воспитания был  весьма непродолжительным и ограничивался  примерно 10-ти летним возрастом . Самых  маленьких мальчиков и девочек  отдавали под присмотр женщин, которые обучали их  первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не  нарушали установленных общиной запретов.          

Взрослея, мальчики все больше времени  проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте и рыболовству, в то время как женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего  хозяйства.         

В первобытную  эпоху воздействие воспитания было минимальным и единообразным. Это  определялось достаточно однообразными потребностями общества. Маленьким членам общины представлялась значительная свобода в поведении, наказания не были жестокими. Все процессы обучения и воспитания сводились к обучению тем навыкам, которые позволяли найти пропитание и уметь выжить в примитивных бытовых условиях.         

В процессе расслоения общества  и возникновение зачатков государственности появляется коллективная традиция воспитания, которая привела к появлению своеобразных домов воспитания детей и подростков. Это явилось своеобразным прообразом школы, когда воспитанием стали заниматься особые группы людей, обладающие наибольшим  жизненным опытом и знаниями          

В  древнейших государствах воспитание и обучение осуществлялось преимущественно в семье. Педагогические приоритеты патриархальной семьи были закреплены в ряде произведений древних авторов, к которым относятся: законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н.э.), притчи иудейского царя Соломона (середина 1 тысячелетия до н.э.). Главные педагогические идеи Притчей Соломона – учение о нравственных и эстетических нормах. Изложена книга в форме наставлений отца сыну, в которых основное внимание уделяется нравственной стороне жизни человека.          Одновременно  с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки государственных служителей (чиновников, воинов и т.п.) постепенно начал складываться и новый социальный институт – ШКОЛА.          

Воспитание  стало определяться главным образом  общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей и превращалось в подготовку к взрослой жизни. Воспитание стало принимать более жесткий характер.         

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивалось в логике конкретно-исторических, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм,  обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальном служении. Отсюда и акцент на жестких формах и методах воспитания.          

Своим  возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения.         

Характерным для обучения детей к дальнейшей социальной жизни является появление  «домов табличек», как прообраз специальной  школы, готовящей государственных  чиновников (писарей).         

Основными методами обучения являлись  заучивание и переписывание. По-видимому государственные чиновники необходимы были только для «механического» выполнения  приказов  царей и служителей культа.         

В Древнем  Египте -  обучению и воспитанию детей в Древнем Египте уделялось очень большое значение. Ученику, прежде всего, нужно было  научиться слушать и слушаться. Наиболее эффективным способом достижения повиновения считалось физическое наказание. «ДИТЯ НЕСЕТ УХО НА СВОЕЙ СПИНЕ» - один из девизов воспитания. Главной целью обучения была подготовка к профессии, которой  занимались члены семьи.  Семья являлась первичным звеном обучения и прививала детям именно те умения и навыки, которыми владели старшие.

Древний Китай.

Традиции  этой цивилизации ярко представлены в Китае. Китайцы уже с древнейших времен являлись народом, выработавшим своеобразную культуру. Еще за 4 тыс. лет до н.э. китайцы имели запас астрологических наблюдений. Их древнейшие императоры знали целебные свойства многих трав. Китайский народ во всей своей общественности и государственности жизни не мог выйти за пределы семейных форм. Как дети являются безусловно починенными личной воли отца в семействе, так и весь народ безусловно подчиняется воле императора. Заучиваются права правительства к подчиненным и наоборот - чиновников, родителей, супругов, детей, братьев и т.д. Все это становится содержанием учебников. Учиться начинали с 7-6 лет. Изучали три главные силы: небо, земля, человек; четыре времени года и четыре части света; пять элементов, пять добродетелей (любопытство, справедливость, приличие, мудрость, правдивость); шесть родов хлеба; семь страстей (любовь, ненависть, злоба, радость, уныние, сладострастие, гнев, трусость); музыкальные ноты; обязанности (социальные роли). В Китае и религия, и образование были подчинены государственным целям. В Китае все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.

В Китае  веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего  внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших к старшим. Первые школы в Китае появились в 3-м тысяч. до н.э. В программу обучения и воспитания входили шесть предметов: мораль, счет, письмо, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие, самостоятельность. В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы в Китае возникли к 6 в. до н.э. - Даосизм, Буддизм, Конфуцианство.

Наиболее  архаичные традиции были свойственны  Даосизму (основатель Лаоцзы - в VII в  до н.э), который рассматривал образование как нечто искусственное на пути гармонии с природой. Основное внимание уделялось сближению с природой с помощью таких приемов как молчание и бездеятельность.

Наибольшее  влияние на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) создал свою школу. Методика преподавания в школе предусматривала диалоги учителя с учащимися, классификацию фактов и явлений, подражание образцам. В основе идей Конфуция лежит общефилософское и социальное воспитание, нравственное совершенствование как основные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Конфуций покоится на воспитании согласно социальному назначению. "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правильностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. Программа нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривала обучение "Шести искусствам". Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция - это трактат "Беседы и суждения". В нем воспроизведены беседы учителя с учениками. Начиная с II в. н.э. трактат был обязателен для заучивания в школе. Вот некоторые идеи из этого трактата: "Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Учиться и время от времени повторять пройденное". Учение Конфуция предполагает 5 добродетелей (Мудрость, Гуманность, Мужество, Почитание старших).

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н.э. - II в. н.э.) конфуцианство являлось официальной  идеологией. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной  политики. Возникла система государственных  экзаменов на чиновничьи должности.

Древняя Индия.

Древнейшими документами об образовании в  Индии являются ведийские Упанишады - священные наставления (VIII - VII вв. до н.э.). В Древней Индии – воспитание зависело от того, к какой касте  принадлежала семья. В течение 2 -1 тысяч. до н.э. территория Индии осваивалась арийскими племенами. На базе их отношений с коренным населением возник кастовый строй. Население делилось на четыре основных касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (наемные работники, слуги, рабы).

Информация о работе Становление воспитания в древних государствах