Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 18:30, контрольная работа
Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.
1. Введение.
2. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.
3. Характеристика материальных и идеальных средств обучения.
4. Функции средств обучения.
5. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми младшего школьного возраста.
6. Вывод.
7. Литература.
Функции средств обучения.
Методика преподавания любого предмета, по утверждению
Полат Е.С., предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.
Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании.
В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из средств: остальные являются его дополнением.
Применение многих средств
обучения требует от учителя тщательной
подготовки плана (сценария) каждого
урока. Для этого необходимо знания
о принципах применения средств
обучения и функциях, которые они
должны выполнять. Современная педагогика
видит смысл средств обучения
не только в иллюстрировании
Особенности
использования средств
детьми младшего школьного возраста.
Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении детей младшего школьного возраста, так как она соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
Наглядность содействует
выработке у учащихся эмоционально-оценочного
отношения к сообщаемым знаниям.
Проводя самостоятельные опыты,
ученики могут убедиться в
истинности приобретаемых знаний, в
реальности тех явлений и процессов,
о которых им рассказывает учитель.
А уверенность в истинности полученных
сведений, убежденность в знаниях
делают их осознанными, точными. Средства
наглядности повышают интерес к
знаниям, делают более легким процесс
усвоения, поддерживают внимание ребенка.
В использовании любого вида средства
обучения необходимо соблюдать меру
и пропорцию, определяемые закономерностью
обучения. Так, отсутствие или недостаточное
количество средств наглядности
снижает количество знаний за счет
уменьшения познавательного интереса
и затруднения понимания и
образного восприятия материала. Однако
большое количество демонстраций создает
развлекательное настроение учащихся.
Оптимальным следует считать
при изучении новой трудной темы
4-5 демонстраций за урок, считая средства
для самостоятельной работы учащихся
и средства контроля. Прежде чем
отобрать для урока тот или
иной вид наглядности, необходимо продумать
место его применения в зависимости
от его дидактических
Термин «формы
сочетания» мы употребляем в
качестве понятия, охватывающего
и формы сочетания, и их
а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется та или иная форма сочинения.
б) функции слова учителя и средств наглядности.
в) характер умственной деятельности учащихся.
Занков.Л.В. выделяет четыре формы сочетания слова и средств наглядности:
Описание и анализ первой формы сочетания.
При выделении первой формы
сочетания и слова и средств
наглядности мы имеем в виду определённую
типическую ситуацию, отличающуюся тем,
что учебная задача состоит в
ознакомлении с внешним обликом
объекта. Знания школьник получает самостоятельно
в процессе непосредственного
восприятия объекта. Одним из существенных
оснований для выделения первой
формы сочетания служит своеобразие
функций слова учителя и
Характерные черты первой
формы сочетания слова учителя
и наглядных средств
Описание и анализ второй формы сочетания.
Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к учебной (дидактической) задаче.
При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из непосредственного восприятия.
Функция слова учителя
в составе второй формы сочетания
заключается не в руководстве
процессом наблюдения, а в том,
чтобы направлять истолкование сделанных
наблюдений и избирательное
Характерные черты второй
формы сочетания слова и
Описание и анализ третьей формы сочетания.
.Данная форма сочетания,
подобно первой форме, имеет
место на уроках в тех случаях,
Описание и анализ четвёртой формы сочетания.
В случаях применения четвёртой
формы сочетания учитель
Характерные черты 4-ой формы
сочетания слова и средств
наглядности следующие: отправляясь
от осуществляемого школьниками
наблюдения наглядного объекта, педагог
сообщает о таких связях между
явлениями, которые непосредственно
не воспринимаются учащимися, либо делает
вывод, объединяет, обобщает отдельные
данные. Количество средств обучения,
применяемых на одном уроке, определяется
конкретными образовательными, воспитательными
и развивающими целями урока. Вполне
возможны случаи, когда учитель считает
достаточным использовать на уроке
лишь учебник, не прибегая к другим
средствам обучения. Вместе с тем
в ряде случаев необходимо комплексное
применение разных видов наглядности.
В начальных классах
Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.
Результаты учебно–
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.