Средства и методы педагогического воздействия на личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Создание метода педагогического воздействия на личность это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества средств и методов, позволяющих достигать практически любые цели. Средств и методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Содержание

Введение.

Условия развития личности.
2.1.Биологическое направление.

2.2. Социальное направление.

2.3. Биосоциальное направление.

Развитие личности как педагогическая проблема.
Сущность социализации и ее стадии.
Воспитание и формирование личности.
5.1. Точки зрения на соотношение обучения и развития.

Роль обучения в развитии личности.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
6.1. Убеждение.

6.2. Упражнения и приучения.

6.3. Обучение.

6.4. Репродуктивные методы обучения.

6.5. Продуктивные методы обучения.

6.6. Методы стимулирования.

7.Социокультурная природа воспитательных педагогических воздействий.

8. Приверженность педагога культурным традициям, в контексте педагогического воздействия на личность ученика.

Заключение.

Контрольные вопросы.

Литература.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

 6.4 Репродуктивные методы обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Он состоит  в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

6.5 Продуктивные методы обучения.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы.

Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

В разрешении учебной  проблемы можно выделить четыре главных  стадии:

1) создание проблемной  ситуации;

2) анализ проблемной  ситуации, формулировка проблемы  и представление ее в виде  одной или нескольких проблемных задач;

3) решение проблемных  задач (задачи) путем выдвижения  гипотез и последовательной их проверки;

4) проверка решения  проблемы.

Роль педагога и учащихся на четырех стадиях  решения учебной проблемы может  быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

6.6 Методы стимулирования.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

В то же время  поощрение не должно быть слишком  частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием.

Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем  он поступил неправильно, вызывает чувство  неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

1) нельзя наказывать  за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать  наспех, без достаточных оснований,  по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

3) сочетать наказание  с убеждением и другими методами  воспитания;

4) строго соблюдать  педагогический такт;

5) опора на  понимание и поддержку общественного  мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

7.Социокультурная  природа воспитательных  педагогических воздействий.

       Необходимо отметить, что все перечисленные педагогические методы воздействия на личность, несут воспитательную нагрузку, при чем в некоторых случаях они выполняют исключительно воспитательную функцию. 
Воспитание же, как социальная функция воспроизводства человеческого качества может быть понято лишь в контексте культуры, как социокультурный феномен. С этой точки зрения, воспитание человеческого в человеке — это воспроизводство в нем социальной культуры, его «окультуривание». Личность — это способ общественного бытия человека. Родившись, человек предстает перед опытом предшествующих поколений, который в концентрированном виде выражен в культуре, социокультурных ценностях. Интериоризация этих ценностей, идентификация с социокультурным окружением (т. е. личностное становление) — первое, что ожидает от человека его окружение. 
       В педагогическом аспекте интериоризация социокультурных ценностей обеспечивается в рамках культурологического подхода через организацию педагогически целесообразной среды (общественное мнение, традиции, коллективные дела, события, праздники и т.д.). Системный подход позволяет организовать среду в воспитательное пространство, технологизировать воспитательный процесс, повысив степень целостности воспитательных влияний. 
При этом под социокультурным воспитательным пространством понимается специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления ребенка. Характерные признаки пространства — его протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов, его выделенность из среды, обязательно воспринимаемая воспитанником субъективно (образ пространства, выделенного из среды).  
      Важная характеристика воспитательного пространства — субъективность восприятия. То, что воспринимается одним человеком как пространство, служит ценностью, пределом, имеет определенные очертания, границы, для другого есть бесформенное «нечто», невоспринимаемое и незначимое, т. е. пространством не являющееся. 
Синонимом пространства в филологии выступает категория «поле». Можно выделить в качестве воспитательных пространств поле значений (социальное пространство), поле ценностей (пространство культуры), поле смыслов (субъектное пространство человека). 
В окружающем человека мире объективно существует особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью людей, — поле значений, которое отдельный индивид находит как вне его существующее (им воспринимаемое, усваиваемое); как то, что входит в его образ мира. 
В пространстве культуры или в пространстве духовно-культурного опыта — школьник и педагог обретают действительно духовно-личностный уровень и способ общения с миром, который в любой модели духовно-познавательной деятельности (философской, религиозной, художественной, научной и т.д.) не только приведет воспитанника к знанию, но и оставит право на незнание, на постижение сущности явлений из¬ А рии, на выбор и локализацию во взаимодействии с миром личностного диалекта. 
Однако возможности создания социально-культурных воспитательных пространств достаточно ограничены: реально мы можем говорить о совокупности пространств воспитания ребенка. 
Средовый подход к воспитанию, понимание его как социокультурного феномена подчеркивает значимость и актуальность воспитания для общества. В рамках этого конструируются идеал личности как социального типа, модели гражданина, патриота и т. д. Однако этот подход не дает возможности сформулировать инструментальные педагогические цели, тем более, определить способы отбора содержания воспитания.  
С вопросом пребыва¬ния личности в бытийном пространстве М. М. Бахтин связывает диалогичность сознания и рассматривает процесс становления души, когда человек начинает самоосознавать себя, де¬лая себя и субъектом и объектом самопостроения, самоформирования. Наиболее перспективным тезисом гуманистической психологии и педагогики является тезис о том, что развитие ребенка имеет свои внутренние закономерности, внутреннюю логику, а не является пассивным отражением действительности, в условиях кото¬рой это развитие совершается.  
       Понятие внутренней логики развития, являющееся ключевым для гуманистической психологии, фиксирует то обстоятельство, что человек, являясь саморегулирующимся в процессе жизнедеятельности, приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними природными данными. В соответствии с таким подхо¬дом непременным условием эффективности воспитания является опора на собственные силы ребенка и внутреннюю логику его развития.

8. Приверженность педагога  культурным традициям,  в контексте педагогического  воздействия на  личность ученика.

       Как было сказано выше, личность педагога выступает основным элементом окружающей социокультурной среды, которая воздействует на личность воспитанника в ходе учебно-воспитательного процесса. 
Приверженность тем или иным ценностям, культурным традициям, мировоззренческие позиции, психологические характеристики педагога, выступающие в едином сплаве его индивидуальности, обусловят направление и полюс воздействия и взаимодействия с учащимися. 
В этом отношении выделяются две основные парадигмы педагогического воспитательного воздействия на личность ученика, основывающихся на культурных традициях технократического авторитаризма и гуманизма. 
Рассмотрим основные характеристики каждой из них. 
1.Технократическая авторитарная. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В ее основе лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении. В модификационной методике нет ни чего плохого, если имеется ввиду воздействие на сознание, поведение, эмоции ч6ловека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. 
2.Гуманистическая. Целью педагогического воздействия на личность учащихся является не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., не выработка заданных паттернов поведения и мышления, а создание возможности для развития индивидуальных, уникальных в своем проявлении способностей и свойств личности учащегося. Такое педагогическое воздействие осуществимо при следующих условиях: а) ученики решают в процессе обучения проблемы, интересующие их и значимые для них; б)педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком , какой он есть, выражая себя свободно; в) педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким каков тот есть; г) педагог проявляет эмпатию к ученику, что означает способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой; д) педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу для ученика, то есть учение должно быть центрировано на ученике.  
       Естественно, что приверженность педагога к какой-либо традиции будет существенным образом определять направление формирования личности учащихся в учебно-воспитательном процессе, обуславливая в конечном итоге усвоение ими определенных культурных образцов поведения.
 
 
 
 
 

Заключение.

Таким образом, культура педагогического воздействия  определяется всей суммой индивидуально-личностных характеристик педагога, которые  в свою очередь обусловлены окружающей социокультурной средой, в которой происходило его формирование как личности и специалиста. 
Педагогические методы воздействия на личность учащегося нельзя рассматривать в отрыве от культурного, образовательного и психологического аспектов личности педагога. Любой из методов педагогического воздействия преломляется через личность педагога, его приверженность культурным традициям, определяя авторитарную или гуманистическую направленность обучении и воспитании подрастающего поколения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольные вопросы.

1.Каковы должны  быть условия развития личности?

2.Является ли  развитие личности педагогической  проблемой? Почему?

3.Раскройте понятие  «социализация».

4.Каковы стадии  социализации?

5. Назовите три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации.

6.Какова роль обучения в развитии личности?

7. Охарактеризуйте  средства и методы педагогического воздействия на личность:

- убеждение.

- упражнения и приучения.

- обучение.

- репродуктивные методы обучения.

- продуктивные методы обучения.

- методы стимулирования.

8.Социокультурная природа воспитательных педагогических           воздействий.

9. Приверженность педагога культурным традициям, в контексте педагогического воздействия на личность ученика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика, 1999. - № 3.

2. Бондаревская  Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях  и системах воспитания. – Ростов-н/Дону: Учитель, 1999. – 560 с.

3. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с

4. Бутылина Е.В.  Факторы, влияющие на качество  образования//Завуч, 2005. -№7.

5. Педагогика: Учебное  пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.

6. Созонов В.П.  Организация воспитательной работы  в классе/ М.: Центр «Педагогический  поиск»,2002 .- 160с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Средства и методы педагогического воздействия на личность