Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 07:58, курсовая работа
Создание метода педагогического воздействия на личность это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества средств и методов, позволяющих достигать практически любые цели. Средств и методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.
Введение.
Условия развития личности.
2.1.Биологическое направление.
2.2. Социальное направление.
2.3. Биосоциальное направление.
Развитие личности как педагогическая проблема.
Сущность социализации и ее стадии.
Воспитание и формирование личности.
5.1. Точки зрения на соотношение обучения и развития.
Роль обучения в развитии личности.
Средства и методы педагогического воздействия на личность.
6.1. Убеждение.
6.2. Упражнения и приучения.
6.3. Обучение.
6.4. Репродуктивные методы обучения.
6.5. Продуктивные методы обучения.
6.6. Методы стимулирования.
7.Социокультурная природа воспитательных педагогических воздействий.
8. Приверженность педагога культурным традициям, в контексте педагогического воздействия на личность ученика.
Заключение.
Контрольные вопросы.
Литература.
План:
Введение.
2.1.Биологическое направление.
2.2. Социальное направление.
2.3. Биосоциальное направление.
5.1. Точки зрения на соотношение обучения и развития.
6.1. Убеждение.
6.2. Упражнения и приучения.
6.3. Обучение.
6.4. Репродуктивные методы обучения.
6.5. Продуктивные методы обучения.
6.6. Методы стимулирования.
7.Социокультурная природа воспитательных педагогических воздействий.
8. Приверженность педагога
Заключение.
Контрольные вопросы.
Литература.
Введение.
Создание
метода педагогического воздействия
на личность это ответ на поставленную
жизнью воспитательную задачу. В педагогической
литературе можно найти описание
большого количества средств и методов,
позволяющих достигать практически любые
цели. Средств и методов и особенно различных
версий (модификаций) методов накоплено
так много, что разобраться в них, выбрать
адекватные целям и реальным обстоятельствам
помогает лишь их упорядочение, классификация.
Классификация средств и методов - это
выстроенная по определенному признаку
система методов. Классификация помогает
обнаружить в методах общее и специфическое,
существенное и случайное, теоретическое
и практическое и тем самым способствует
их осознанному выбору, наиболее эффективному
применению. Опираясь на классификацию,
педагог не только ясно представляет себе
систему методов, но и лучше понимает назначение,
характерные признаки различных методов
и их модификаций.
Любая научная классификация начинается
с определения общих оснований и выделения
признаков для ранжирования объектов,
составляющих предмет классификации.
По каким признакам могут быть выстроены
в систему методы воспитания? Таких признаков,
учитывая, что метод воспитания - явление
многомерное, много. Отдельную классификацию
можно составлять по любому общему признаку.
На практике так и поступают, получая различные
системы методов. В современной педагогике
известны десятки классификаций, одни
из которых больше пригодны для решения
практических задач, а другие представляют
лишь теоретический интерес. В большинстве
систем методов логические основания
классификации выражены нечетко. Этим
объясняется тот факт, что в практически
значимых классификациях за основу берется
не одна, а несколько важных и общих сторон
метода.
По характеру методы воспитания делятся
на убеждение, упражнение, поощрение и
наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров,
Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий
признак "характер метода" включает
в себя направленность, применимость,
особенность и некоторые другие стороны
методов. К этой классификации тесно примыкает
другая система общих методов воспитания,
трактующая характер методов более обобщенно
(Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает
в себя методы убеждения, организации
деятельности, стимулирования поведения
школьников. В классификации И.С. Марьенко
названы такие группы методов воспитания,
как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные,
методы приучения и упражнения, стимулирования,
торможения, руководства, самовоспитания.
1.Условия развития личности.
Одно из основных профессиональных качеств учителя - умение видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении. Внутренний мир школьника постепенно развивается, причем неравномерно: периоды плавного, медленного развития сменяются бурным ростом самосознания. На каждом следующем уроке ученики вроде бы те же, но чуть-чуть другие. Умение вовремя заметить, поддержать "микроскопические" улучшения необходимо учителю, чтобы избежать лишних конфликтов; быть гуманным и справедливым. Это умение — составная часть педагогического мастерства.
Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Оно состоит в том, что по каждому направлению возникают и накапливаются необратимые изменения — новообразования, новые качественные состояния учащихся. Существует определенная логика развития детей, которая фиксируется в этапах и закономерностях развития. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому направлению относительно самостоятельны, не зависят прямо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закономерности по каждому направлению, в которых отображаются причинно-следственные связи между условиями и результатами (новообразованиями) .
Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. "Человеческое развитие, - утверждает Б.Г. Ананьев, обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития (см. Б.Г. Ананьев. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии, Избр. психологические труды: в 2-х т., т. II. М., 1980 С. 44).
В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие — как обстоятельство, от которого зависит это развитие, обстановка, в которой происходит развитие ребенка.
Условия — это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия — внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации).
2.Развитие личности как педагогическая проблема.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками; возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления — биологическое, социологическое и биосоциальное.
2.1 Биологическое направление.
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.
2.2 Социальное направление.
Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако к процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.
2.3 Биосоциальное направление.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социальные и биологические в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание — быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
Личность, по определению Л.С.Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Вес стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого
вопроса исходит из положении диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:
противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.
В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А.С.Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.
3.Сущность социализации и ее стадии.
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Информация о работе Средства и методы педагогического воздействия на личность