Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:23, контрольная работа
Воспитание – целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных, эстетических, трудовых и др. Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в социуме, в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению, формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и в свою очередь влияет на них.
Введение
1.Специфика воспитания мальчиков и девочек
- Особенности воспитания девочек
- Особенности воспитания мальчиков
2. Основные принципы и правила воспитания
- Принципы воспитания
- Основные правила воспитания в семье
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Специфика воспитания мальчиков и девочек
- Особенности воспитания девочек
- Особенности воспитания мальчиков
2. Основные принципы и правила воспитания
- Принципы воспитания
- Основные правила воспитания в семье
Заключение
Список литературы
Введение
Воспитание – целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных, эстетических, трудовых и др. Воспитанием достигается подготовка человека к жизни в социуме, в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению, формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и в свою очередь влияет на них.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания.
1.Специфика воспитания девочек и мальчиков.
- Особенности воспитания девочек.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом
отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.
Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.
Девочке необходимо чувствовать,
что она может доверять своим
родителям, - что они всегда готовы
понять ее чувства, желания и нужды.
Так проявляется ее потребность
оставаться слабой и зависеть от окружающих.
Ей необходима уверенность в том,
что она может рассчитывать на
поддержку родителей. Нередко девочки
удовлетворяют эту свою потребность,
делясь со старшими чувствами и обращаясь
к ним за помощью. Когда девочке
плохо, она должна знать, что родители
готовы окружить ее заботой. Если девочка
получает необходимую ей заботу, она
доверяет родителям и остается открытой.
Доверчивая девочка счастлива и
довольна жизнью. Для развития своих
дарований и талантов девочкам необходима
уверенность в близких людях.
В противном случае они чувствуют
себя ни на что не годными, нелюбимыми
и отказываются от поддержки окружающих.
Иногда, если девочка не в силах получить
то, что ей требуется, она подавляет свои
женские качества (слабость, ранимость)
и начинает испытывать свойственную мальчикам
потребность в самостоятельности, доверии,
приятии и одобрении. Для девочки настолько
больно нуждаться в заботе и не получать
ее, что она отвергает свою женскую сущность
и развивает мужские качества.
Если девочкой пренебрегают, она может
развить в себе мужские качества - чтобы
не испытывать боль от неудовлетворенности.
Это не означает, что девочка, которой
свойственны мужские черты, непременно
недополучила то, что необходимо ей для
развития женских качеств. Возможно, у
нее просто активный темперамент, вследствие
чего эта девочка ведет себя как мальчик.
Несмотря на то что некоторые девочки
ведут себя как мальчишки, они все равно
остаются девочками, им нужно больше заботы.
- Особенности воспитания мальчика.
Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силу разных причин и обстоятельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Но такая практика, разумеется, отнюдь не служит интересам повышения эффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин. Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильном воспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половые особенности.
Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.
Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.
В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.
Независимо от возраста,
мальчикам требуется больше доверия,
а девочкам - заботы. Мальчик доволен
собой, если может действовать
Естественно, для того, чтобы мальчик был уверен в завтрашнем дне и доверял старшим, ему тоже требуется забота, понимание и уважение, - однако для него важнее мотивация к действию. Без мотивации он перестает заботиться о чем бы то ни было. Если мальчишка ни о чем не заботится, он становится угрюмым, неуправляемым и начинает плохо учиться. Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности.
Самая главная потребность
мальчиков - мотивация к деятельности.
Задача родителей - проявить по отношению
к мальчику больше доверия, приятия и одобрения,
чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих,
его действия необходимо мотивировать
успехом и поощрением. Нужно ясно давать
ему знать, что он способен радовать своих
родителей и радует их. Если мальчику удается
доставить родителям радость, это служит
ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя
соответствующим образом, в противном
случае мальчик становится слабым и перестает
заботиться об окружающих. Позитивное
поощрение правильного поведения служит
мальчику дополнительным подтверждением
успеха.
Предлагая помощь девочке, вы даете ей
понять, что она вам не безразлична, что
вы о ней заботитесь, но мальчик может
воспринять предложение о помощи как оскорбление.
Он увидит в этом намек, что вы не верите
в его способность сделать дело самостоятельно.
Иногда наилучший способ проявить заботу
о мальчике - дать ему возможность сделать
что-либо самому. Если мальчик видит, что
окружающие ценят то, что он делает, в нем
просыпается побуждение делать еще больше.
2. Правила и принципы воспитания.
- Специфика принципов воспитания
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию,
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны» среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается
воспитательный процесс, составляют систему.
Существует и существовало много
систем воспитания. И естественно, характер,
отдельные требования принципов, а
иногда и сами принципы не могут
оставаться в них неизменными. Современная
отечественная система
— общественная направленность воспитания;
связь воспитания с жизнью, трудом
-опора на положительное в воспитании;
гуманизация воспитания;
личностный подход;
единство воспитательных воздействий.
- Основные правила воспитания в семье
1.Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное преобразование из в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестность выполнение им ваших поручений. Слова – вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
2.Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то. Что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясните ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
3.Основа поведения ребенка – это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
4.Очень важно создать
в семье спокойный,
Информация о работе Специфика воспитания мальчиков и девочек.Принципы и правила воспитания