Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:25, дипломная работа
Цель исследования. Теоретическое обоснование и разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий в школе через усиление мотивов изучения предмета «Английский язык».
Гипотеза исследования. Информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе для обучения. В данной работе мы подробно остановимся на таком аспекте использования информационных технологий, как повышение мотивации изучения ИЯ у учащихся.
Задачи исследования. Исходя из предмета, целей и сформированной гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи исследования.
Рассмотреть сущность информационных технологий.
Теоретически обосновать использования ИТ в учебном процессе.
Изучить влияние ИТ на мотивацию обучения.
Опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу исследования.
На прогностическом этапе определялся уровень готовности учеников к восприятию новых информационных технологий.
На первом этапе было проанализировано около 60 уроков у 8 учителей. Для анализа были выделены следующие критерии:
Диаграмма 1
Вместе с наблюдением использовалось интервью для того, чтобы узнать мнение учителей.
Для интервью был выделен следующий круг опросов
На основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные пед. Технологии превалирует, на что указывают 53% учителей, затем следует игровые технологии-36%, и только 11% учителей используют информационные технологии.
В результате анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 40% учителей недовольны используемыми обычными пед. технологиями, т е они отметили, что используемые технологии не всегда способствуют реализации задач урока.
Ответы учителей английского языка на предложение проанализировать мотивы посещения учащимися уроков английского языка можно группировать в шесть основных групп во- первых, все учителя (100°о) считают, что на урок учащихся приводит желание получить оценку, во-вторых, по 56,5 % получили потребность в общении и необходимость знания английского языка для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, в- третьих, мнение друзей определяет потребность изучения ИЯ- так считают 20% учителей, и, наконец, в- четвертых 25,5% учителей считают, что учащиеся приходят на уроки английского языка в поисках новых знаний, негативные мотивы (например, страх перед родителями, руководством школы и т.д.) были отмечены только 13% учителей. Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2
При ответе на четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим образом 87,5% учителей считает, что укрепления интереса к английском языку необходимо использовать различные ТСО (учебные фильмы презентации, обучающие программы, Интернет), 75% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению английского языка, и 37,5 % учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, т е применение новых технологий обучения.
Ответы на пятый вопрос были необходимы для прояснения ситуации в отношении именно использования новых информационных технологий, потому, что как нами отмечалось в Главе 1, компьютер лежит в основе данных технологий, при этом выяснилось, что большинство учителей либо не владеют компьютером (50%),(как правило, это относится к сельским школам), либо владеют компьютером, но очень слабо и не способны применять его в обучающем процессе (30%),и только 20% учителей заявили, что владеют компьютером и могут использовать его в обучающем процессе.
При изучении исходного уровня мотивации учащихся использовались следующие методики
«Направленность на отметку», «Направленность на получение знаний», разработанные Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г. Н. Казанцевой.[12, 13.14]
На основании данных методик, нами была проведена беседа с учащимися.
Проанализируем данные, полученные в результате опроса школьников. Выраженность мотива на отметку у учеников с 5-го по 10-й класс была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась - она значительно возрастала в 5-м и 9-м классах. Возрастание в 5-м классе можно объяснить появлением многих новых предметов, что могло повысить интерес к учению, возрастание же мотивации к получению знаний в 9-м классе могло быть обусловлено, желанием продолжить обучение в старших классах, куда набирают после сдачи конкурсных экзаменов. Поступив же в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению
Диаграмма 3
Если обратить внимание на мотивы учения, которые выбрали сами школьники и сравнить их с мотивами, отмечаемыми учителями, то можно заметить небольшую разницу в оценках важности одних и тех же критериев. Так, если оценке, как мотиву, придают большое значение и учителя и ученики, то такой фактор, как «мнения друзей» или «родители» б интерпретации учеников являются более весомыми. Различие точки зрения учеников и учителей можно увидеть на Диаграмме 4.
Диаграмма 4
На основании анализа фактов, полученных в ходе констатирующего этапа, можно сделать следующие выводы:
2.2. Применение информационных технологий в учебном процессе. (формирующий эксперимент)
Необходимость разработки системы уроков на основе информационных технологий, способствующих повышению и укреплению мотивации изучения ИЯ, обусловила проведение формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент проводился в МОУ СШ № 49 Ростова-на-Дону и Лысогорской СШ с. Лысогорка Куйбышевского района Ростовской области.
Целью формирующего эксперимента явилась апробация ИТ в образовательном процессе
Основными задачами явились
Для реализации цели и задач формирующего эксперимента была разработана система уроков, построенная на применении информационных технологий в у учебном процессе (см. приложение 1 таблицу 1).
Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов; подготовительного и основного. Целью первого - подготовительного - этапа было создание благоприятных условий для применения информационных технологий. Необходимость проведения данного этапа обусловлена отсутствием у некоторых учащихся знаний для использования компьютера. На данном этапе закладываются базовые умения и навыки. Составляющие фундамент дальнейшей работы. Была проведена беседа с учителем информатики для выявления знаний и умений, учащихся по информатике.
На основном этапе был дан ряд уроков, которые мы разработали сами применительно к педагогическим условиям сельской школы.
Так, в ходе эксперимента был проведён урок с учащимися 10-го класса по теме «Австралия». Урок проводился в компьютерном классе школы.
Тема урока: Австралия
Класс: 10
Цели урока:
Программное обеспечение:
План урока:
Ход урока:
What is the English (Russian) for...? | |
Guess what it is? | |
Choose the right word? |
После этого УИ говорит, что есть компьютерная программа, которая поможет ученикам вспомнить слова по теме "География". Она называется "Parole". На экране монитора появляется первая и последняя буквы английского слова по теме и его русский перевод. Ученики называют буквы, пытаясь отгадать слово. Ошибиться можно только три раза.
Затем УАЯ говорит, как ученики приготовили домашнее задание к уроку (Чтение текста "Australia"). Учащимся предлагается выполнить тест по тексту.
1. Australia is situated in the
a. Northern Hemisphere
b. Southern Hemisphere
c. Western Hemisphere
2. Australia occupies the
a. whole continent
b. part of the continent
c. the island
3. The cpital of the country is
a. Sydney
b. Darwin
c. Canberra
4. The number of the Australian states is
a. 50
b. 6
c 10
5. Australian population is
a. 18,3 mln
b. 28, 8 mln
c. 140 mln
6. The largest island of Australia is
a. Cocos Islands
b. Kangaroo Island
c. Tasmania
7. The native animal of Australia is
a. a bear
b. a turtle
c. a koala
8. The official language of the country is
a. Australian
b. English
c. Spanish
9. The formal head of the state is