Современные подходы к организации социального воспитания и развития детей в условиях ДОУ. Гражданское воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 19:19, практическая работа

Описание работы

На практике процесс гражданского воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Основными причинами этого является отсутствие концептуальной, содержательной и технологической оснащенности процесса гражданского воспитания, низкий уровень подготовки педагогов к организации педагогического процесса в детском саду. Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

Социальное воспитание.docx

— 22.52 Кб (Скачать)

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. 

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. 

Наблюдение –  обогащает опыт ребенка, стимулирует  развитие познавательных интересов, рождает  и закрепляет социальные чувства. 

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. 

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. 

Конструктивная –  дает возможность формировать сложные  мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным  поведением.  

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в  процесс гражданского воспитания дошкольников.  

Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:

1. Методы, повышающие  познавательную активность дошкольников:

метод сравнения

элементарный анализ

метод моделирования  и конструирования

метод проектной  деятельности

метод  вопросов –  постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать

метод повторения –  важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет  прочности знаний в воспитании чувств

решение логических задач

экспериментирование

2. Методы, направленные  на повышение эмоциональной активности  детей при усвоении знаний:

игровые приемы –  повышают качество усвоения познавательного  материала и способствуют закреплению  чувств

сюрпризные моменты  и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать  секрет или просто порадоваться

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи  между разными видами деятельности:

прием предложения  и обучения способу – воспитатель  не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим  попробовать свои силы в изобретательстве

беседа – является связующим звеном

4. Методы коррекции  и уточнения:

повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование –  позволяет выяснить, что и как  поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний

метод обобщенного  ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

  

      Совершенствование  профессиональной компетентности  педагогов ДОУ по гражданскому  воспитанию предполагает изучение  индивидуального стиля общения  каждого участника проекта; организацию  постоянно действующего семинара  на период реализации проекта  по теме: «Гражданское воспитание  дошкольников»; проведение семинаров  – практикумов, консультаций  по коррекционной работе с  детьми и проведению диагностических  исследований по вопросам коммуникативного  и социально – личностного  развития ребенка; обеспечение  необходимыми пособиями, литературой  педагогов ДОУ.  

      Для  создания целостного педагогического  процесса так же необходимо  диагностическое исследование по  теме проекта и повышение компетентности  родителей в вопросах психического, социального развития ребенка:  организация семинаров, консультаций, игровых тренингов, информационного  блока для родителей. 

Материалы и другие ресурсы обеспечения проекта

Творческий потенциал  педагогов.

Опыт работы педагогов  в режиме инновационной деятельности: с 1998 года дошкольное учреждение является творческой лабораторией и базовым  дошкольным учреждением ГОУ ДПО  ПКИПКРО.

Заинтересованность  родителей в инновационном процессе. Оказание помощи.

Уровень профессионализма (предполагаемый и фактический).

Материально – техническая  база учреждения: 

- литература: методическая, психолого-педагогическая, научно –  популярная, художественная, методические  пособия. 

- кабинеты: заведующего,  заместителя заведующего по учебно-воспитательной  работе, психолога, медицинского  работника, физкультурного инструктора,  учителя – логопеда, музыкальный  зал. 

- оборудование: компьютеры, принтеры. 

  

Этапы реализации проекта  

I этап – подготовительный (апрель 2009 – июль 2009 гг.)  

Задачи этапа:

Уточнить социальные потребности детей, педагогов, родителей  с целью учета их в предполагаемом проекте.

Уточнить степень  готовности родителей к предполагаемой нами системе воспитания детей и  созданию для них благоприятной  развивающей среды.

Повысить личностно  – профессиональный уровень подготовки педагогов по фронту проектной деятельности внутри учреждения  с целью всестороннего  развития ребенка.

Обогатить содержание образовательного пространства ДОУ  с доминантой на построение предметно  – развивающей среды.

Преобразовать предметно-развивающую  среду как средство приобщения детей  дошкольного возраста к социальному  миру посредством народной педагогики.

Построить учебный  материал в соответствии с возрастными  возможностями детей: перспективное, блочно – тематическое планирование.

Определить формы  работы с детьми по развитию интеллектуальной, социальной, эмоциональной сферы.

  

II этап – практический (август 2009 – ноябрь 2009 гг.)  

Задачи этапа:

Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ социального  и психического развития дошкольника.

Повысить компетентность родителей в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста

Организовать коррекционно – развивающую деятельность с детьми с целью формирования позитивной «Я-концепции» для успешной социализации личности в социуме.

Обеспечить преемственность  в деятельности педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора  по физической культуре, воспитателей и родителей воспитанников.

Формировать у дошкольников представление о себе, как о  представителе человеческого рода; о людях, живущих на земле, об их правах и обязанностях; о разнообразной  деятельности людей.

Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному  дому, детскому саду, родной улице, городу.

  

III этап – обобщающий (декабрь 2009 г.)  

Задачи этапа:

Проанализировать  результаты проектной деятельности.

Соотнести результаты проектной деятельности с поставленными  задачами и целью.

Скорректировать проектную  деятельность по результатам исследования.

Оформить материалы  проектной деятельности с целью  дальнейшей трансляции.

 

  

  По результатам  реализации проекта нами планируется:

обобщение опыта  педагогической деятельности по проблеме гражданского воспитания, включающего  ряд компонентов: межнациональная  толерантность, правовая культура и  патриотизм;

описание и оформление результатов с целью их трансляции в другие дошкольные учреждения района, города, края;

подготовка материалов с опытом работы в сборник методических рекомендаций научно – исследовательского центра ГОУ ДПО  ПКИПКРО;

трансляция теоретического и практического опыта работы на КПК для работников образования  Пермского края ГОУ ДПО ПКИПКРО, ГОУ ВПО «ПГПУ».

Информация о работе Современные подходы к организации социального воспитания и развития детей в условиях ДОУ. Гражданское воспитание дошкольников