- развития своего образовательного продукта (если он оказался идентичным культурно-историческому аналогу);
- преобразовании своего продукта.
- «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа. Могут обсуждаться и фиксироваться способы деятельности, которые применялись в мастерской и которые освоили учащиеся, осознаются те отдельные продукты, которые созданы отдельными учениками в группах и всем классом, обозначаются нерешенные проблемы, очерчивается «область незнания», принимаются решения о дальнейшей поисковой деятельности, отбираются темы проектов, предлагаются вопросы для обсуждения и изучения.
- «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
- «Культурный аналог» — художественный, научный текст, рисунок, схема и т.д. - все то, в чем зафиксировано знание, выработанное человечеством и ставшее достоянием общечеловеческой культуры. «Культурное наследие рассматривается не как свод готовых и абсолютных истин, а как результат опыта познания и отражения мира человечеством в целом и отдельными великими деятелями науки и искусства. В этом смысле оно сопоставимо с результатами мыслительной, творческой, исследовательской и изобретательской деятельности учеников, т.е. является аналогом их образовательных продуктов».7
Глава II. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В ТЕХНОЛОГИИ ФРАНЦУЗСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
Мастерские могут быть
разнообразны по своей тематике, содержанию
и формам организации, но при этом
их объединяет общий алгоритм. Это, прежде
всего, мотивирующее всех на деятельность
начало мастерской: задание вокруг слова,
мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым
разнообразным материалом: словом, звуком,
текстом, цветом, природными материалами,
спичками, схемами и моделями. Обязательно
используется в ходе мастерской работа
в парах или группах с целью организации
диалогового общения, которое легко выводит
каждого на самооценку, самокоррекцию,
помогает увидеть проблему по-новому.
И обязательно для хода каждого занятия
- включение учащихся в рефлексивную деятельность:
анализ своих чувств, мыслей, взглядов,
миропонимания.
2.1. Индуктор как методический
прием, обеспечивающий мотивацию познавательной
деятельности
«Цель индуктора - затронуть внутренние
пружины сознания, погрузить в безбрежное
фантазирование по созданию своего мира,
пробудить желание включиться в учебный
процесс».8
Сущность данного приема заключается
в постановке задания, которое отвечает
следующим требованиям:
- актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.
- доступность, «нетрудность» задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.
- «Открытость» задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения
- Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
- Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.
2.2. Методы и приемы, используемые
на основном этапе мастерской
- Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы или представители страны изучаемого языка. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
- Метод «Если бы...» Ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-то изменится.
- Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
- Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
- Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный или иной (лист, камень, поговорка, стихотворение, части речи и т.д.) Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану:
- план работы,
- факты об объекте,
- опыты, новые факты
- возникшие вопросы, проблемы
- версии ответов
- рефлексивные суждения
Каждый этап этой работы завершается социализацией - обменом
мнениями, результатами работы и их
само- и взаимокоррекцией.
- Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому материалу, объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация и др. Последовательность работы:
- предъявление объекта изучения
- индивидуальное конструирование вопросов в группе каждым учеником
- озвучивание вопросов в группе
- фиксация всех вопросов на общем листе
- обмен листами между группами
- экспертиза и коррекция предложенных другой группоц вопросов на общем листе ( отбор качественных с точки зрения содержания и формы
- выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов
- отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, ответов.
- Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять изнутри. Рождающиеся при этой мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например, « Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
- Прием «Чтение с пометками». Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях пометки: «+» - согласен, «-» - не согласен, «?» - есть вопросы, непонятно, «!» - это интересно, «?!» - надо подумать и т.д.
- Прием «закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением.
- Рефлексия - специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.
В условиях методически
грамотно организованной и проведенной
мастерской, характер результата мастерской
может быть:
1. Внутренним
- знакомство с основными понятиями темы
- осознание личностной значимости содержания
- эмоциональные переживания и формирование ценностных отношений к содержанию темы
- новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему
2. Внешним
- творческая работа обобщающего и рефлексивного характера, которая может быть представлена в разных формах: рисунки, схемы, ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской, символы, собственные варианты названия мастерской и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы метод
французских мастерских используется
во многих странах мира, т.к. идеи и принципы
его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация
образования и воспитания, интерес к индивидуальности,
стремление воспитать личность творческую,
самостоятельную, свободную.
Таким образом,
мастерская – это технология,
требующая от преподавателя перехода
на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности
и приоритета процесса над результатом;
Эта технология направлена на «погружение»
участников мастерской в процесс поиска,
познания и самопознания. Педагогические мастерские
– это технология, охватывающая любой
возраст в образовании, потому что она
соответствует новой педагогической философии
и, прежде всего, философии образовательных
целей:
• не формировать гармоническую
личность, а создавать условия
для самоактуализации и самореализации
обучающегося;
• не дать знания по конкретной теме, а предоставить
возможность для конструирования собственного
знания, создания своего цельного образа
мира;
• не проконтролировать
и оценить сделанное, а реализовать
возможности самооценки и самокоррекции;
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального
труда, предоставляя учащемуся право на
ошибку и право на сотрудничество
Предоставить обучающимся
средства, позволяющие им личностно
- саморазвиваться, осознавать самих
себя и свое место в мире, понимать других людей; "самостроить» свои знания
через критическое отношение к имеющимся
сведениям, к поступающей информации,
и самостоятельно решать творческие задачи
– вот то, что, по мнению автора реферата,
остро необходимо современной системе
образования и современной России.
ЛИТЕРАТУРА
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
- Мухина, И.А. «И творчество, и чудотворство...» // Учительская газета. - 1993. - № 23-24.
- Мухина, И.А. «Танцующая звезда» — из хаоса? О педагогических мастерских Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства // Учительская газета. — 1994. — № 28 (2 авг.).
- Окунев, А.А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — (Новое образование.)
- Окунев, А.А. Мой барашек // Учительская газета. — 1993.— № 23-24.
- Павлова, И.Р. Педагогическое ателье / И.Р. Павлова.- Казань: Вестфалика, 2008. – 38 с.
- Педагогические мастерские / Сост. Ф.Н. Салахова. – Казань.: ИПКРО, 2003. – 17 с.
- Педагогические мастерские: Франция – Россия / Сост. Э.С. Соколова, И.А. Мухина; Под ред. Э.С. Соколова; Пер. с фр. Л.М. Беляевой. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
- Русских, Г.А. Новая технология обучения. Педагогическая мастерская // Биология в школе, 2003. -№6. – С.25-33.
- Степихова, В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методическое пособие. – СПб.: ГУПМ, 2002. – 119 с.
1 Педагогические мастерские. Франция-
Россия. /Под редакцией Э.С. Соколовой.
- 1997г., - 137 с.
2
Окунев, А.А. Как учить не уча, или 100 мастерских
по математике, литературе и для начальной
школы. — СПб.: Питер Пресс, 1996. с 97
3 Педагогические мастерские. Франция-
Россия/ под редакцией Э.С. Соколовой 1997г.
с.57
4
Педагогические мастерские. Франция- Россия.
Под редакцией Э.С. Соколовой 1997г.. с.56
5
Окунев, А.А. Как учить не уча, или 100 мастерских
по математике, литературе и для начальной
школы. — СПб.: Питер Пресс, 1996. с. 48
6
http://www.gumer.info
7
http://www.prof.msu.ru
8 Педагогические мастерские: Франция
– Россия / Сост. Э.С. Соколова, И.А. Мухина;
Под ред. Э.С. Соколова; Пер. с фр. Л.М. Беляевой.
– М.: Новая школа, 1997. – 45 с.