Современные педагогические технологии: французские мастерские

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических положений, касающихся формы организации образовательного процесса и структура французских мастерских, а также основных методов и приемов данной инновационной педагогической технологии развивающего обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Мастерская как основная форма образовательного процесса.....5
Общие положения философии французских мастерских………….……5
Особенности организации деятельности мастера……………………......6
Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской…………………………………………………………….…....9
Этапы работы мастерской……………………………………………..….10
Глава II. Методы и приемы технологии французских мастерских….….12
2.1. Индуктор как методический прием, обеспечивающий
мотивацию учебной деятельности………………………………………….…..13
2.2. Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской…….…14
Заключение…………………………………………………………………....…17
Литература…………………………………………………………………....….19

Работа содержит 1 файл

образец реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать)
  • развития своего образовательного продукта (если он оказался идентичным культурно-историческому аналогу);
  • преобразовании своего продукта.
  1. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа. Могут обсуждаться и фиксироваться способы деятельности, которые применялись в мастерской и которые освоили учащиеся, осознаются те отдельные продукты, которые созданы отдельными учениками в группах и всем классом, обозначаются нерешенные проблемы, очерчивается «область незнания», принимаются решения о дальнейшей поисковой деятельности, отбираются темы проектов, предлагаются вопросы для обсуждения и изучения.
  1. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
  2. «Культурный аналог» — художественный, научный текст, рисунок, схема и т.д. - все то, в чем зафиксировано знание, выработанное человечеством и ставшее достоянием общечеловеческой культуры. «Культурное наследие рассматривается не как свод готовых и абсолютных истин, а как результат опыта познания и отражения мира человечеством в целом и отдельными великими деятелями науки и искусства. В этом смысле оно сопоставимо с результатами мыслительной, творческой, исследовательской и изобретательской деятельности учеников, т.е. является аналогом их образовательных продуктов».7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕХНОЛОГИИ ФРАНЦУЗСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

 

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет  общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

2.1. Индуктор как методический прием, обеспечивающий мотивацию познавательной деятельности 

 

«Цель индуктора - затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс».8

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

  • актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.
  • доступность, «нетрудность» задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.
  • «Открытость» задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения
  • Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
  • Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.

 

 

2.2. Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской

 

  1. Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы или представители страны изучаемого языка. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
  2. Метод «Если бы...» Ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-то изменится.
  3. Метод символического видения.  Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
  4. Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
  5. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный или иной (лист, камень, поговорка, стихотворение, части речи и т.д.) Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану:
  • цель исследования,
  • план работы,
  • факты об объекте,
  • опыты, новые факты
  • возникшие вопросы, проблемы
  • версии ответов
  • рефлексивные суждения

Каждый этап этой работы завершается социализацией - обменом мнениями, результатами работы  и их само- и  взаимокоррекцией.

  1. Метод конструирования вопросов.  Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому материалу, объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация и др. Последовательность работы:
  • предъявление объекта изучения
  • индивидуальное конструирование вопросов в группе каждым учеником
  • озвучивание вопросов в группе
  • фиксация всех вопросов на общем листе
  • обмен листами между группами
  • экспертиза и коррекция предложенных другой группоц вопросов на общем листе ( отбор качественных с точки зрения содержания и формы
  • выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов
  • отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, ответов.
  1. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять изнутри. Рождающиеся при этой мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например, « Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
  1. Прием «Чтение с  пометками». Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях пометки: «+» - согласен, «-» - не согласен, «?» - есть вопросы, непонятно, «!» - это интересно, «?!» - надо подумать и т.д.
  2. Прием «закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением.
  3. Рефлексия - специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

В условиях методически  грамотно организованной и проведенной  мастерской, характер результата мастерской может быть:

1. Внутренним

  • знакомство с основными понятиями темы
  • осознание личностной значимости содержания
  • эмоциональные переживания и формирование ценностных отношений к содержанию темы
  • новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему

2. Внешним

  • творческая работа обобщающего и рефлексивного характера, которая может быть представлена в разных формах: рисунки, схемы, ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской, символы, собственные варианты названия мастерской и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние годы  метод французских мастерских используется во многих странах мира, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

 Таким образом,  мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода  на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом; Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую  личность, а создавать условия  для самоактуализации и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретной теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, создания своего цельного образа мира;

• не проконтролировать  и оценить сделанное, а реализовать  возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Предоставить обучающимся  средства, позволяющие им личностно - саморазвиваться, осознавать самих  себя и свое место в мире, понимать других людей; "самостроить» свои знания через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации, и самостоятельно решать творческие задачи – вот то, что, по мнению автора реферата, остро необходимо современной системе образования и современной России.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Мухина, И.А. «И творчество, и чудотворство...» // Учительская газета. - 1993. - № 23-24.
  3. Мухина, И.А. «Танцующая звезда» — из хаоса? О педагогических мастерских Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства // Учительская газета. — 1994. — № 28 (2 авг.).
  4. Окунев, А.А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — (Новое образование.)
  5. Окунев, А.А. Мой барашек // Учительская газета. — 1993.— № 23-24.
  6. Павлова, И.Р. Педагогическое ателье / И.Р. Павлова.- Казань: Вестфалика, 2008. – 38 с.
  7. Педагогические мастерские / Сост. Ф.Н. Салахова. – Казань.: ИПКРО, 2003. – 17 с.
  8. Педагогические мастерские: Франция – Россия / Сост. Э.С. Соколова, И.А. Мухина; Под ред. Э.С. Соколова; Пер. с фр. Л.М. Беляевой. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
  9. Русских, Г.А. Новая технология обучения. Педагогическая мастерская // Биология в школе, 2003. -№6. – С.25-33.
  10. Степихова, В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методическое пособие. – СПб.: ГУПМ, 2002. – 119 с.

1 Педагогические мастерские. Франция- Россия. /Под редакцией Э.С. Соколовой. - 1997г., - 137 с.

2 Окунев, А.А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. — СПб.: Питер Пресс, 1996. с 97

3 Педагогические мастерские. Франция- Россия/ под редакцией Э.С. Соколовой 1997г. с.57

4 Педагогические мастерские. Франция- Россия. Под редакцией Э.С. Соколовой 1997г.. с.56

5  Окунев, А.А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. — СПб.: Питер Пресс, 1996. с. 48

6 http://www.gumer.info

7 http://www.prof.msu.ru

8 Педагогические мастерские: Франция – Россия / Сост. Э.С. Соколова, И.А. Мухина; Под ред. Э.С. Соколова; Пер. с фр. Л.М. Беляевой. – М.: Новая школа, 1997. – 45 с.

 


Информация о работе Современные педагогические технологии: французские мастерские