Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:08, реферат
Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических положений, касающихся формы организации образовательного процесса и структура французских мастерских, а также основных методов и приемов данной инновационной педагогической технологии развивающего обучения.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Мастерская как основная форма образовательного процесса.....5
Общие положения философии французских мастерских………….……5
Особенности организации деятельности мастера……………………......6
Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской…………………………………………………………….…....9
Этапы работы мастерской……………………………………………..….10
Глава II. Методы и приемы технологии французских мастерских….….12
2.1. Индуктор как методический прием, обеспечивающий
мотивацию учебной деятельности………………………………………….…..13
2.2. Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской…….…14
Заключение…………………………………………………………………....…17
Литература…………………………………………………………………....….19
Название вашего университета
Название вашего факультета
Реферат
Современные педагогические технологии:
французские мастерские
Выполнила: студентка группы 2-1
2 курса Колесниченко А.А.
Проверил:
ст.пр. Сигаев С.Ю.
Москва, 2012
Введение…………………………………………………………
Глава I. Мастерская как основная форма образовательного процесса.....5
Глава II. Методы и приемы технологии французских мастерских….….12
2.1. Индуктор как методический прием, обеспечивающий
мотивацию учебной
деятельности………………………………………….…
2.2. Методы и приемы,
используемые на основном
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Подлинно разумное обучение
изменяет и наш ум, и наши нравы
М. Монтень
В настоящее время тенденция развития современного общества начала оформлять новый социальный заказ на выпускника школы. Сущность образования уже не сводится только лишь к усвоению знаний, умений и навыков. Современная традиционная образовательная система в значительной степени основывается на передаче учителем информации ученику, что не позволяет последнему самому активно и творчески пользоваться знаниями в жизни как своим приобретением. Кроме того, знания при невостребованности обладают способностью забываться. Таким образом, традиционное обучение не раскрывает до конца творческий потенциал человека. Поэтому в школьной практике преподавания все шире используются развивающиеся технологии, призванные заменить собой практику пассивной передачи знаний.
Приоритетной стала являться цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Одной из современных технологий нового образования является «Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle), возникшая в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признанная Министерством образования Франции. Ее основы заложили известные деятели Анри Валлон, Поль Ланжевен и Жан Пиаже.
В последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:
•личностного саморазвития;
•образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
•функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
•культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
•социальной компетентности:
коммуникативных навыков и
Технология заключается в специально организованном педагогом - мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в коллективном и индивидуальном поиске приходить к «построению или открытию знания».
Автору данного реферата в период получения педагогического образования в г. Санкт – Петербург довелось лично принимать участие в мастерских, посвященных разнообразным областям знаний, поэтому данная тема близка и интересна автору.
Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических положений, касающихся формы организации образовательного процесса и структура французских мастерских, а также основных методов и приемов данной инновационной педагогической технологии развивающего обучения.
Мастерская - одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов в рамках той или иной учебной темы.
Отличие новой технологии
от проблемного обучения
Мастерские строятся в соответствии с простыми и понятными формулами: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; все способны; дети любят работать руками.
Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий это альтернатива простой передаче информации. Как пишет А.А. Окунев, на мастерской «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания».2
Если в традиционном обучении учитель дает знания, и предполагается, что учащиеся их берут заранее «упакованными», структурированными, что учащийся - «белый лист бумаги», на котором можно писать, то мастерские начинаются с того, что по каждому важному вопросу вначале организуется выдвижение учащимися своих гипотез, суждений.
Понять атмосферу, специфику мастерской помогают комментарии, мысли, высказывания из книг - «носителей данной технологии» - российских и французских учителей:
«мастерская - это бытие в жизни мастера и учеников, форма сотрудничества, где в организованном пространстве и времени они «мастерят» - конструируют, строят свое знание. Знание - сила, но и оковы одновременно. Нет, сила- познание. И сила гораздо большая , потому что познание - еще и инструмент самопостроения и саморазвития личности. Это и дает урок- мастерская.3
Таким образом, «целью этой педагогической технологии является введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не передача информации от владеющего ею к незнающему».4
В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов: актуализации и систематизации субъективных знаний; объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства. В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподавания и других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться.
Информация о работе Современные педагогические технологии: французские мастерские