Современные педагогические технологии: французские мастерские

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических положений, касающихся формы организации образовательного процесса и структура французских мастерских, а также основных методов и приемов данной инновационной педагогической технологии развивающего обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Мастерская как основная форма образовательного процесса.....5
Общие положения философии французских мастерских………….……5
Особенности организации деятельности мастера……………………......6
Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской…………………………………………………………….…....9
Этапы работы мастерской……………………………………………..….10
Глава II. Методы и приемы технологии французских мастерских….….12
2.1. Индуктор как методический прием, обеспечивающий
мотивацию учебной деятельности………………………………………….…..13
2.2. Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской…….…14
Заключение…………………………………………………………………....…17
Литература…………………………………………………………………....….19

Работа содержит 1 файл

образец реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Название вашего университета

 Название вашего факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Современные педагогические технологии:

французские мастерские

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 2-1

2 курса  Колесниченко А.А.

Проверил:

ст.пр. Сигаев С.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава I. Мастерская как основная форма образовательного процесса.....5

    1. Общие положения философии французских мастерских………….……5
    2. Особенности организации деятельности мастера……………………......6
    3. Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской…………………………………………………………….…....9
    4. Этапы работы мастерской……………………………………………..….10

Глава II. Методы и приемы технологии французских мастерских….….12

2.1. Индуктор как методический  прием, обеспечивающий

 мотивацию учебной  деятельности………………………………………….…..13

2.2. Методы и приемы, используемые на основном этапе  мастерской…….…14

Заключение…………………………………………………………………....…17

Литература…………………………………………………………………....….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подлинно разумное обучение

изменяет и наш ум, и наши нравы 
М. Монтень

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  тенденция развития современного общества начала оформлять новый социальный заказ на выпускника школы. Сущность образования уже не сводится только лишь  к усвоению знаний, умений и  навыков. Современная традиционная образовательная система в значительной степени основывается на передаче учителем информации ученику, что не позволяет последнему самому активно и творчески пользоваться знаниями в жизни как своим приобретением. Кроме того, знания при невостребованности обладают способностью забываться. Таким образом, традиционное обучение не раскрывает до конца творческий потенциал человека. Поэтому в школьной практике преподавания все шире используются развивающиеся технологии, призванные заменить собой практику пассивной передачи знаний.

Приоритетной стала  являться цель, которая заключается  в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой  сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен  учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

Одной из современных  технологий нового образования является «Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle),  возникшая в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признанная Министерством образования Франции. Ее основы заложили известные деятели Анри Валлон, Поль Ланжевен и Жан Пиаже.

 В последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

•личностного саморазвития;

•образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

•функциональной грамотности  и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

•культуры речи: навыков  аргументированного говорения и письма;

•социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности  за знание.

      Технология заключается в специально организованном педагогом - мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в коллективном и индивидуальном поиске приходить к «построению или открытию знания».

 Автору данного  реферата в период получения  педагогического образования  в г. Санкт – Петербург довелось лично принимать участие в мастерских, посвященных разнообразным областям знаний, поэтому данная тема близка и интересна автору.

Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических  положений, касающихся формы организации  образовательного процесса и структура  французских мастерских, а также  основных методов и приемов данной инновационной педагогической технологии развивающего обучения.

 

Глава I. Мастерская как основная форма образовательного процесса

1.1. Общие положения философии французских мастерских

 

Мастерская - одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов в рамках той или иной учебной темы.

 Отличие новой технологии  от проблемного обучения заключается  в том, что мастер не ставит  проблему сам. Он предлагает  познавательную задачу - индуктор, который включает ученика в самостоятельный поиск ответа, им же самим и поставленный. Учитель не должен указывать ученику путь нахождения знаний. Нельзя приучать ребёнка жить по законам, открытым уже другими, копировать кого-то. В мастерской выслушивают каждого, идёт обсуждение в парах или группах и отстаивание своего варианта решения, детальное  изучение решения другой группы, т.е. происходит хорошо организованная социализация, где нет официального оценивания, что позволяет создать комфортные условия для всех, «в отличие от урока знания в мастерских не даются, а выстраиваются»1

Мастерские строятся в соответствии с простыми и понятными  формулами: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь  смысл; все способны; дети любят работать руками.

Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий это  альтернатива простой передаче информации. Как пишет А.А. Окунев, на мастерской «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого  выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания».2

Если в традиционном обучении учитель дает знания, и  предполагается, что учащиеся их берут  заранее «упакованными», структурированными, что учащийся - «белый лист бумаги», на котором можно писать, то мастерские начинаются с того, что по каждому важному вопросу вначале организуется выдвижение учащимися своих гипотез, суждений.

Понять атмосферу, специфику  мастерской помогают комментарии, мысли, высказывания из книг - «носителей данной технологии» - российских и французских учителей:

  • учитель на уроке - не хозяин, хозяин – текст
  • задача учителя - не объяснять умело, четко и ясно материал, но создавать на уроке ситуации для поиска.

«мастерская - это бытие  в жизни мастера и учеников, форма сотрудничества, где в организованном пространстве и времени они «мастерят» - конструируют, строят свое знание. Знание - сила, но и оковы одновременно. Нет, сила- познание. И сила гораздо большая , потому что познание - еще  и инструмент самопостроения и саморазвития личности. Это и дает урок- мастерская.3

     Таким образом, «целью этой педагогической технологии является введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не передача информации от владеющего ею к незнающему».4

 

 

 

1.2. Особенности организации деятельности мастера

 

  1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Отношение учителя к ученику, как к равному себе.
  2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме)
  3. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.
  4. В мастерской учитель – мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого
  5. Сотворчество мастера и ученика
  6. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы.
  • мастером обеспечивается право выбора на разных этапах мастерской 
  • право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
  • право не участвовать на этапе предъявления результата.

В работе мастерской важен  сам процесс, который приобщает  к радости творчества, к самостоятельной  исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

  1. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них
  2. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся.
  3. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует   творческий процесс. Важную информацию мастер подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся
  4. Право каждого участника на ошибку. Ошибка считается закономерной ступенью познания, точные знания следуют за ошибками. Как пишет А.А. Окунев, на мастерской «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания».5
  5. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Исключает официальное оценивание работы учащегося (мастер не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.
  6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Обеспечение мастером сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказываться и должен уметь слушать другого)
  • диалоги участников мастерской
  • диалоги отдельных групп
  • диалог с самим собой
  • диалог с научным или художественным авторитетом.
  1. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них.
  1. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся.
  2. Создание доброжелательной атмосферы.  Отсутствие отметок и оценочных суждений.
  3. Сотворчество мастера и ученика.
  4. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение.
  5. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе ( каждый имеет право высказываться и должен уметь слушать другого).

1.3. Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской

 

  1. Отбор содержания осуществляется не только в соответствии с темой занятия, но и с учетом основной идеи мастерской, соответствующей авторскому замыслу мастера.
  2. Логика построения заданий отражает логику развития основной идеи.
  3. Неожиданность материала для данного предмета (сказка на математике, рисование на литературе, драматизация на биологии и т.д.)
  4. Использование неадаптированных текстов (журнальные, газетные, критические статьи, первоисточники и др.)
  5. Избыточность материала (обилие информации создает ощущение незавершенности познания, неисчерпаемости темы).
  6. Предъявление материала в своей целостности, а потом переход к деталям, элементам, освещающим тему мастерской.
  7. Разнообразие заданий по формам и видам работы (рисование, лепка, составление текстов и др.)
  8. Обязательное обращение к личному опыту учащихся, их эмоционально-чувственной сфере.

1.4. Этапы работы мастерской

 

Педагогическая мастерская состоит  из взаимосвязанных этапов: актуализации и систематизации субъективных знаний;  объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства. В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподавания и других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться.

  1. «Индукция» («наведение») —  прием, обеспечивающий « наведение на проблему», свернутый смысл темы, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Организация учителем индивидуального задания, которое требует от каждого ребенка при его выполнении принятия независимого решения, отражения в нем своего понимания, своего видения проблемы.
  2. «Самоконструкция» — диалог ученика с самим собой; индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
  3. «Социоконструкция» — выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Может следовать за индуктором или ей может предшествовать самоконструкция. На этом этапе могут применяться те же задания, как и для индивидуальной работы. «Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. У каждого ученика в группе рождается чувство ответственности за общее дело».6 Продуктом работы в паре или группе является общий вариант решения.
  4. «Социализация» — «обнародование», защита своего мнения, представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы; всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
  5. «Деконструкция» — превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий. Ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания.
  6. Реконструкция — поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д.
  7. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. Сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп, с научными текстами (культурно-историческими образцами) и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетен. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия учащимися решения о продолжении своей деятельности:

Информация о работе Современные педагогические технологии: французские мастерские