Современные образовательные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:11, творческая работа

Описание работы

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодей­ствие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)‏

Работа содержит 1 файл

Современные образовательные технологии.ppt

— 364.00 Кб (Скачать)

Педагогические  мастерские 

Педагогические  мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия

  • Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы

Технология  развития критического мышления  

Рассмотрим   технологию, которая, с нашей точки  зрения, может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать – 

технологию  развития критического мышления

Три фазы технологии 

Важным в  данной технологии является следование трем фазам:

  • evocation (вызов, пробуждение),
  • realization (осмысление новой информации),
  • reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность. участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д.

Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут  быть построены в соответствии с  заявленным алгоритмом

Фаза  вызова 

Первая  стадия (фаза) - вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому во­просу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы

Фаза  осмысления 

Вторая  стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с инфор­мацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Фаза  рефлексии 

    Третья  стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается 
 

Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей)  - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать  различные стороны явлений и  др.)‏

 
Главная цель  технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно

Функции фазы вызова 

Важнейшей функциями  фазы вызова являются:

  • Информационная. Вызов уже имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме. Часто у учащихся нет «первоначальных» знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают»: вопросы до изучения нового материала («толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др.   Возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположений
  • Мотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы» хотим получитьна них ответы, это всегда  интересно ученику

Функции фазы вызова 

  • Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения  в «концептуальной» и «сводной»  таблицах и др.)‏
  • Целеполагания.  Технология развития критического мышления – единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели к новой теме

Функции смысловой стадии 

Вторая  стадия урока –  смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т.д.)‏

На этом этапе урока  учителю важно, «не забыть» о  работе, проведенной на стадии вызова,  подавать новый материал, «оглядываясь»  на запросы учащихся, учитывая их опыт по данной теме,  следуя за целями (запросами) учащихся

Таким образом, основными  функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания 

Функции стадии рефлексии  

На  стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексии

Не менее важным является и оценка того «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей  работы в команде, своего понимания  пройденного, всего того, что мы определяем, как инструменты, которые помогут  ученику в дальнейшем, «научат  его учиться» и без помощи учителя 

Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

Литература 

  • Пособие
  • Электронный адрес: www.kmspb.narod.ru
 
  • Галактионова  Т.А., Загашев И.О. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Трифонова Е.А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб., 1999.
  • Богатенкова Н.В. , Муштавинская И.В.  Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПб ГУПМ. 2001.
  • Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  • Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  • Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003 г.
  • Загашев И.О. , Заир-Бек С.И.  Критическое мышление. Технология развития. –  СПб.: Альянс «Дельта», 2003 г.
  • Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие  критического мышления на уроке. —  М.:Просвещение, 2004 г.

Информация о работе Современные образовательные технологии