Современные
образовательные
технологии
Понятие
«технология»
Педагогическая
технология — это
системный метод
создания, применения
и определения
всего процесса преподавания
и усвоения знаний
с учетом технических
и человеческих ресурсов
и их взаимодействие,
ставящий своей задачей
оптимизацию форм образования
(ЮНЕСКО)
Образовательная
технология — это
процессная система
совместной деятельности
учащихся и учителя
по проектированию (планированию),
организации, ориентированию
и корректированию образовательного
процесса с целью достижения
конкретного результата
при обеспечении комфортных
условий участникам
Образовательная
технология
- Образовательной
технологией будем
называть комплекс,
состоящий из:
- • некоторого представления
планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния
обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели
для данных конкретных условий
Понятие
«технология»
- 2 подход.
- Педагогические
технологии относятся к образовательному
процессу в целом (образование и воспитание).
Образовательные - затрагивают только
учебную деятельность.
- 3 подход.
- Исключает понятие
«педагогические технологии» и дает представление
о единственно возможном понятии «образовательные
технологии». В данном контексте, если
говорить о словосочетании «образовательные
технологии», то оно также используется
как собирательный термин, включающий
весь перечень технологий, используемых
в образовании.
- 4 подход.
- Педагогические
технологии, которые появились в 50-х годах
прошлого столетия как противовес нечеткости
и неопределенности традиционного методического
подхода. Это те, технологии, цель и результат
которых жестко взаимосвязаны, и результативность
диагностируема. По классификации
М.В. Кларина это так называемые «жесткие»
или «строгие» технологии. Это технологии,
в основном, направленные на усвоение
содержания, например, «модель полного
усвоения», или освоение достаточно простых
(диагностируемых) умений.
Образовательные
технологии
Образовательными
технологиями (термин, становящийся, общепринятым
для педагогических технологий 90-х
годов) принято считать технологии,
ставящие более «широкие» цели (исследовательские,
творческие способности ученика, развитие
критического мышления) не позволяющие
строго диагностировать результаты
обучения. Это технологии, направленные
на развитие самостоятельности, субъектности
ученика.
Часто понятие
«образовательные технологии» 90-х заменяют
понятием личностно-ориентированные
образовательные технологии.
Три
парадигмы в классификации
технологий:
1. Традиционный
частно-методический подход (эмпирическая
парадигма)
2. Педагогические технологии
(алгоритмическая парадигма), которые
появились в 50-х годах прошлого столетия
как противовес нечеткости и неопределенности
традиционного методического подхода
3. Образовательные технологии
(стохастическая парадигма) — термин,
становящийся, общепринятым для педагогических
технологий 90-х годов
Литература
- Гузеев
В.В. Образовательная
технология: от приема
до философии / М.: Сентябрь, 1996
- Селевко
Г.К. Современные
образовательные технологии:
Учебное пособие. –
М.: Народное образование, 1998
- Кларин
М.В. Технолгии обучения.
Идеалы и реальность.-
Рига. 1999
Схема
технологического построения
учебного процесса
Признаки
педагогической технологии:
- диагностичность
описания цели (иными словами, цели урока
должны быть описаны так, чтобы они определялись
по четко выделенным критериям);
- воспроизводимость
педагогического процесса (в т.ч. предписание
этапов, соответствующих им целей обучения
и характера деятельности обучающего
и обучаемого);
- воспроизводимость
педагогических результатов
Технологии
стандартного характера
1 группа
Технологии стандартного
характера.
Главный результат
здесь выражается в формировании
известных знаний, умений и навыков,
а рефлексивные процессы (анализ, осмысление,
оценка) лишь используются человеком
в качестве средств (естественно, необходимых
и желаемых) для решения задач
определенного содержания по тому или
иному учебному предмету
Технологии
рефлексивного характера
2 группа
Технологии рефлексивного
характера, целью и конечным результатом
которых является овладение субъектом
способами самого рефлексивного
мышления, надпредметными когнитивными
умениями, которые бы в дальнейшем
входили в интеллектуальный аппарат
личности и применялись в процессе
самостоятельных поисков и открытий
Концепция
стандартов второго
поколения
Компетентность -
новое качество субъекта деятельности,
проявляющееся в способности системного
применения знаний, умений, ценностных
установок и позволяющее успешно разрешать
различные противоречия, проблемы, практические
задачи в социальном, профессиональном
и личностном контексте
Компетентность –
объективный результат освоения компетенций
конкретной личностью
Универсальные
учебные действия - совокупность
способов действия учащегося (а также
связанных с ними навыков учебной работы),
обеспечивающих его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса
Концепция
стандартов второго
поколения
Требования к результатам
освоения основных образовательных программ
структурируются по
ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности,
и включают в себя предметные,
метапредметные и личностные результаты
Концепция
стандартов второго
поколения
- Предметные
результаты образовательной деятельности
выражаются в усвоении обучаемыми конкретных
элементов социального опыта, изучаемого
в рамках отдельного учебного предмета,
– знаний, умений и навыков, опыта решения
проблем, опыта творческой деятельности,
ценностей
- Под
метапредметными результатами понимаются
освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов
способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного процесса, так
и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях
- Под
личностными результатами
понимается сформировавшаяся в образовательном
процессе система ценностных отношений
обучающихся – к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному
процессу и его результатам
Метакогнитивные,
рефлексивные технологии
- Метакогнитивные
(метапредметные), рефлексивные технологии
- технологии, основанные на личностных
механизмах мышления: осознание, самокритика,
самооценка и т.д., формирующие
интеллектуальные умения и усиливающие
рефлексивные механизмы в образовательной
деятельности
- Данные технологии
обучают не только общим способам познания,
но и вооружают ученика и учителя отдельными
приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную
деятельность
Когнитивные
и метакогнитивные
умения
Цепочка формирования
когнитивных умений на первый взгляд
проста: от репродуктивных умений –
к продуктивным
- Б.Блум выделил
следующие уровни: знание (употребляемых
терминов, конкретных фактов, понятий
и.т.д.), понимание (понимание фактов, интерпретация
материала, схем, преобразование словесного
материала в математические выражения
и.т.д.)
- Уровень «знание
- понимание - применение» - это репродуктивный
уровень знаний, чтобы проверить эти знания
мы используем задания типа: «решите»,
«прочитайте», «назовите», «перескажите»,
«объясните принцип действия», согласитесь,
эти задания «лидируют» в школе
- Продуктивный уровень
знаний – применение, анализ, синтез.
Применение (использование понятий в новых
ситуациях, применение законов, процедур),
анализ (выделение скрытых предположений,
видение ошибок в логике рассуждений,
проведение разграничений между фактами
и следствиями и.т.д.), синтез (написание
творческого сочинения, составление плана
исследования и.т.п.), оценка (оценивание
логики построения материала, значимости
продукта деятельности и.т.д.)
Когнитивные
и метакогнитивные
умения
Метакогнитивные умения
в учебном процессе:
- Цепочка формирования
подобных умений на первый взгляд проста:
от репродуктивных умений – к продуктивным,
и далее, - к метакогнитивным.
- За когнитивными
умениями следуют метакогнитивные,
такие как способность к планированию
собственной учебной деятельности, самоанализу,
самооценке, и, помогают учащимся выйти
за способность к самообразованию
Перечень
технологий, рекомендованных
в материалах федерального
оператора ПНПО:
- развивающее обучение;
- коллективная система
обучения (КСО);
- технология решения
исследовательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские
и проектные методы;
- технология модульного
и блочно-модульного обучения;
- технология «дебаты»;
- технология развития
критического мышления;
- лекционно-семинарская
система обучения;
- технология использования
в обучении игровых методов: олевых, деловых
и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационные
технологии;
- здоровьесберегающие
технологии;
- система инновационной
оценки «портфолио»;
- технологии интерактивного
и дистанционного обучения
Портфолио
Портфолио —
это технология сбора и анализа
ин формации о процессе обучения и
результатах учебной деятельности.
Для учащегося портфолио —
организатор его учебной деятельности,
для учителя — средство обратной
связи и инструмент оценочной
деятельности
Отличительной особенностью
портфолио является его личностно
ориентированный характер:
- ученик вместе
с учителем определяет или уточняет цель
создания портфолио;
- ученик собирает
материал в портфолио;
- в основе оценивания
результатов лежат самооценка и взаимооценка
Case
Study
Кейс
метод позволяет
демонстрировать
академическую теорию
с точки зрения
реальных событий…
Он позволяет заинтересовать студентов
в изучении предмета, способствует активному
усвоению знаний и навыков сбора, обработки
и анализа информации, характеризующей
различные ситуации
- Выделяют
следующие основные
этапы создания CASEов:
определение целей, критериальный подбор
ситуации, подбор необходимых источников
информации, подготовка первичного материала
в CASE, экспертиза, подготовка методических
материалов по его использованию.
- Технология работы
с кейсом в учебном процессе включает
в себя следующие этапы: 1) индивидуальная
самостоятельная работы обучаемых с материалами
кейса (идентификация проблемы, формулирование
ключевых альтернатив, предложение решения
или рекомендуемого действия); 2) работа
в малых группах по согласованию видения
ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация
и экспертиза результатов малых групп
на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
«Метод
проектов»
- «Метод проектов…
способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или
иным образом»
- В основу метода
проектов положена идея, составляющая
суть понятия "проект", его прагматическая
направленность на результат, который
можно получить при решении той или иной
практически или теоретически значимой
проблемы. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической
деятельности
- «Решение проблемы
предусматривает, с одной стороны, использование
совокупности, разнообразных методов,
средств обучения, а с другой, предполагает
необходимость интегрирования знаний,
умений применять знания из различных
областей науки, техники, технологии, творческих
областей» (Полат Е.С. Метод проектов)