Современная организация самостоятельной работы студентов ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 07:25, реферат

Описание работы

Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс СРС постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые образовательные технологии. Особенно следует выделить возможности обеспечения учебной и методической литературой с использованием информационных компьютерных технологий, в частности, компьютерных образовательных сред, специально построенных и организованных для размещения учебных материалов с учетом педагогических и дидактических требований. В этой связи для эффективности СРС необходимо всемерно разрабатывать и приобретать электронные учебники и обучающие программы.

Содержание

1. Введение (стр. 2-5)
2. Основные понятия и определения (стр.5-7)
3. О мотивации самостоятельной работы студентов (стр. 7-9)
4. Организация и формы самостоятельной работы. (стр. 9-15)
5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы. (стр. 15-19)
6. Заключение (стр. 20)
6. Используемая литература (стр. 20)

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 2003.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине: « Основы самостоятельной работы студентов в ВУЗе»

тема: «Современная организация самостоятельной работы студентов ВУЗа»

 

 

 

                                  Выполнил: студентка Иванова,

                                            Гр 898

                                            Специальность

     «История» (очная форма)

                             Факультет естественных и гуманитарных наук

                                   Проверила: ст. преподаватель Файдель Т.Л.

 

 

Волжский 2010


Содержание:

1. Введение (стр. 2-5)

2. Основные понятия и определения (стр.5-7)

3. О мотивации самостоятельной работы студентов (стр. 7-9)

4. Организация и формы самостоятельной работы. (стр. 9-15)

5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы. (стр. 15-19)

6. Заключение (стр. 20)

6. Используемая литература (стр. 20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Вопрос правильной и эффективной организации самостоятельной работы студентов приобретает все большую значимость в связи с инновационными процессами в высшей школе – переходом к системе зачетных единиц и рейтинговой системе оценок, использованием элементов дистанционного образования, внедрением многоуровневой системы образования, созданием информационной образовательной среды и многими другими.

 С одной стороны, самоорганизация учебной деятельности в образовательном процессе становится не просто пожеланием, а достаточно очевидной необходимостью и для студентов, и для специалистов. С другой стороны, эффективная реализация самостоятельной работы зависит от заинтересованности в достижении результата, то есть от устойчивой мотивации, которая в значительной степени, обеспечивается своевременным и правильно организованным контролем. В этой связи контроль самостоятельной работы студента (СРС) не должен быть самоцелью для преподавателя, а, прежде всего, - стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Контроль должен быть не только административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющим на эффективность СРС в целом.

При оценке результатов  СРС необходимо учитывать и психологический  фактор, так как многим студентам  важен моральный интерес в  форме общественного признания. Поэтому самостоятельная работа включается в показатели текущей  успеваемости, от оценок которых зависит рейтинг студента.

При этом важно  стремиться к тому, чтобы на младших  курсах СРС ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентами на традиционных формах занятий. На старших курсах СРС  должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Творческое начало, конечно же, не может быть жестко привязанным к шкале «младших-старших». Критерий здесь один – индивидуальные склонности и, главное, способности конкретного студента.

Выполнение  заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс СРС постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые образовательные технологии. Особенно следует выделить возможности обеспечения учебной и методической литературой с использованием информационных компьютерных технологий, в частности, компьютерных образовательных сред, специально построенных и организованных для размещения учебных материалов с учетом педагогических и дидактических требований. В этой связи для эффективности СРС необходимо всемерно разрабатывать и приобретать электронные учебники и обучающие программы.

Еще более эффективным  фактором, активизирующим творческую составляющую самостоятельной работы студентов, является их непосредственное участие в разработке электронных обучающих продуктов, что позволяет реализовать технологию сотрудничества и сотворчества преподавателя и студентов.

Ведение учебного процесса с использованием новых  образовательных технологий предусматривает  активную самостоятельную работу студентов по поиску дополнительных материалов при написании рефератов, выполнении творческих заданий, при участии в конференциях, подготовке докладов и т.д. Большую роль в этой связи имеет обеспечение доступа студентов к всевозможным информационным ресурсам: использование Internet, работа с библиотечными электронными каталогами. Работа студентов в библиотеке приобретает, таким образом, качественно новую окраску. Необходимо отметить большую работу вузовских библиотек в пополнении фондов электронными обучающими ресурсами, создании информационных баз данных и т.д.

По существу переход к новым образовательным  технологиям, компьютеризация учебного процесса в условиях многоуровневой структуры образования является активизирующим фактором СРС, когда студент вырабатывает умение самостоятельно выбирать источники информации, приобщается к этике международного общения с навыками экономии времени, овладевает искусством объективной и целевой оценки собственного потенциала, своих деловых и личностных качеств. Поэтому правильная организация самостоятельной работы студентов в условиях современного вуза ведет к повышению качества подготовки специалистов и повышению эффективности образовательного процесса в целом.

 

I. В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий.

3. В библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими  видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной  работа студентов может быть как  в аудитории, так и вне ее. Тем  не менее, рассматривая вопросы самостоятельной  работы студентов, обычно имеют в  виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.  
Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.

II. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности.  
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования  фактора полезности является активное применение результатов работы в  профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным  фактором является интенсивная  педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. 4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих  факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов  за успехи в учебе и творческой  деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции  за плохую учебу. Например, за  работу, сданную раньше срока,  можно проставлять повышенную  оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий,  выполняемых как в аудитории,  так и вне ее, постоянное их  обновление.

8. Мотивационным фактором  в интенсивной учебной работе  и, в первую очередь, самостоятельной  является личность преподавателя.  Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной  учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

III. Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.  
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы.

В стандартах высшего  профессионального образования  на внеаудиторную работу отводится  не менее половины бюджета времени  студента - 27 часов в неделю в среднем  за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной  работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.  
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах.

Информация о работе Современная организация самостоятельной работы студентов ВУЗа