Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:00, реферат

Описание работы

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь, в частности, идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
на разных этапах онтогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-7
3. История возникновения игрушки и ее классификация. . . . . . . . . . . . . . ..8-14
4. Анализ современных игрушек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-17
5. Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей . . . . . . . . . . . .17-19
6. Список использованной литературы. . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

beskrov.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

  Например, покемоны ( от английского   карман, мон – сокращенное «монстр») - герои японского мультфильма, согласно сюжету, принадлежат детям: мальчикам и девочкам 10-12 лет.  Дети обладают обширными знаниями о покемонах, занимаются их «воспитанием» - тренировкой особых боевых качеств, которые позволят принимать им участие в боях друг с другом. Владелец победившего покемона в конечном итоге получает звание мастера.

  Сюжет в общих чертах безобидный, если бы не характер  боевых качеств, которыми  обладают покемоны: способности к  кровососущему укусу, атаке крыльями, наведению ужаса,  царапанью, удару хвостом и т.п.

  Таким образом, современные сказочные  персонажи своим поведением как  бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы.

  Казалось  бы, что взрослые должны делать все, чтобы ребенок как можно реже сталкивался с такими сказочными персонажами. Но в нашей стране интерес к этим персонажам поддерживается как бы искусственно. Например, издается специальный  «Журнал для чемпионов покемонов» тиражом в 27,5 тысяч экземпляров, во втором номере за 2002 год которого  помещен ПОКЕ-справочник, в котором можно подробно узнать об этих  и других «достоинствах» карманных чудовищ.

  А на прилавках магазинов игрушек  покемонов можно встретить в  виде ... игрушек для купания маленьких  детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т.п.  Малыши с радостью принимают любые игрушки, не подозревая ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве, переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что в младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление (импритинг), то есть образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда обладатель такой игрушки увидит ее на экране телевизора в качестве героя мультфильма, «сработает» другой механизм усвоения социального опыта – идентификация, который поможет принять  «к руководству» все особенности поведения своего любимца.

  Исходя  из утверждения Е.А. Флериной о том, что «тематика и формы игрушки  находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов» (С.12), социальный педагог в работе с родителями  должен обсуждать  вопросы о сущности педагогических взглядов и духовной культуры того общества, которое для своих детей создает различных монстров, чудовищ, суперменов с ярко выраженными боевыми качествами, наборы различного вида оружия и т.п.? Какой социальный опыт может усвоить ребенок, играя в подобные игрушки? Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь  более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»? 

  4 Заключение: критерии  выбора взрослыми  игрушек для детей

  Анализ  содержания ведущих видов деятельности и требований к использованию  соответствующих игрушек  позволяет  рассматривать возраст ребенка  как один из критериев для выбора  игрушки.

  Другим  критерием  должен быть опыт ребенка, так как ребенок отображает в игре то, что видит вокруг.  Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка  с его жизненным опытом, тем четче в ней прослеживаются знания им назначения предметов (игрушек). Следовательно, приобретать можно игрушки, смысл которых созвучен опыту ребенка. Отсутствие понимания смысла игрушки, неумение действовать с ней ведет к тому, что ребенок перестает играть с такими «непонятными», «неинтересными» игрушками.

  При выборе игрушек надо учитывать половую  принадлежность ребенка,  которая  может стать следующим критерием для выбора игрушек.

  Нейропсихологи  установили, что уже на первом месяце жизни у мальчиков и у девочек  различаются процессы восприятия и  анализа информации. И уже к  году различия в их психике  достигают  такого высокого уровня, что проявляются не только в поведении, но и в такой сложной деятельности, как игра. Девочка в 1-1,5 года уже качает в руках куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой и «гудит». В дошкольном возрасте даже если от старшей сестренки осталось много кукол, мальчик редко берет их в руки, а девочка значительно меньше брата интересуется машинками и солдатиками.

  В дальнейшем игры детей разного пола опираются на разные виды зрения: у  девочек - на ближнее, у мальчиков - на дальнее. Девочки могут играть в  ограниченном пространстве и все свое «игрушечное богатство» (кукол, их одежду, мебель, посуду и т.п.) раскладывают перед собой. Мальчикам для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Для мальчиков в этом возрасте в игротеке необходимы наборы солдатиков, спортивные игрушки – мяч,  кольцебросы,  велосипеды, самокаты, роликовые коньки, летающие игрушки – вертолеты, пропеллеры. Для девочек,  безусловно, также нужны игрушки, способствующие их физическому развитию, но многие девочки все же предпочитают  куклы, швейные детские машинки, наборы кукольной посуды, мебели  и др.

  Таким образом, исходя из анализа особенностей современных игрушек;; возрастных особенностей развития психики ребенка, проявляющихся  в уровне овладения ведущим видом  деятельности, развитии познавательных процессов, личностных особенностях, можно  выделить критерии для выбора игрушки. Согласно им игрушки не только не будут травмировать психику ребенку, а, наоборот, будут способствовать его гармоничному развитию и успешному протеканию процесса социализации. К таким критериям, по нашему мнению, можно отнести как особенности самого ребенка - возраст, уровень физического развития, жизненный опыт, половая принадлежность, - так и особенности игрушки - полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка на агрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность для жизни ребенка.

        Таким образом, взрослые, покупающие  игрушки своему ребенку, должны  помнить, что игрушка - важное  средство психического развития  и неотъемлемый элемент процесса  социализации ребенка. Выбирая игрушку сегодня, им стоит задать себе следующие вопросы:

    • какие качества я хочу воспитать в ребенке?
    • не навредит ли эта игрушка психике и здоровью ребенка?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.
  2. Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8-9.
  3. Гигиена детей и подростков/ Под ред. В.Н. Кардаменко, Е.П. Стромской, Л.П. Кондаковой. - М.,1998.
  4. Краснобаева Н. Куклотерапия для Наташи // Социальная защита. - Прил. «Социономия». - 2002 - №2. - С.16-20.
  5. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1980. - 62с.
  6. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М.,1995.
  7. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.,1998.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. -456с.
  9. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. - 1997 - №5. - С. 28-33.
  10. На вопросы отвечает доктор Добсон // Воспитание дошкольников.-1995 - №2. - С.21.
  11. Стеркина Р.Б. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек // Дошкольное воспитание.-1995.-№9. - С.2-6.
  12. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование.-1997 - №4. - С.80-82.
  13. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.,1997.
  14. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1973.
  15. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб., 1998.
  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1999.

Информация о работе Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста