Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:00, реферат

Описание работы

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь, в частности, идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
на разных этапах онтогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-7
3. История возникновения игрушки и ее классификация. . . . . . . . . . . . . . ..8-14
4. Анализ современных игрушек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-17
5. Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей . . . . . . . . . . . .17-19
6. Список использованной литературы. . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

beskrov.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Тамбовский  государственный  университет имени

Г.Р. Державина 

Институт  социальной работы

Кафедра социальной педагогики 
 
 

РЕФЕРАТ

на  тему:

  Современная игрушка как средство социализации

  ребенка дошкольного возраста

 
 
 
 

                                            Студентки 4 курса 1 группы 

                                            Института социальной работы

      Онощенко  С.В.

                                            предмет:  педагогическое

                                            мастерство

                                            проверил: Бескровная О.В. 
 
 
 
 
 
 

Тамбов 2002

               ПЛАН

                                                                                                                                     стр.

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Влияние игрушки  на психическое развитие ребенка

на разных этапах онтогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-7

3. История возникновения  игрушки и ее классификация. . . . . . . . . . . . . . ..8-14

4. Анализ современных  игрушек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-17

5. Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей . . . . . . . . . . . .17-19

6. Список использованной  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20-21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

  В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным  средством развития психики и  широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

  Исходя  из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно  подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского  внимания и заботы: речь, в частности, идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

  Для этого специалисту, и в частности, социальному педагогу надо знать, как  использовать игрушку в качестве средства коррекционной психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

  Ответить  на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.

1. Влияние игрушки  на психическое  развитие ребенка

на  разных этапах онтогенеза

  В своей работе  с детьми дошкольного и более старшего возраста социальный педагог должен опираться на знания об особенностях развития психики ребенка на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в поведении, детей зачастую связаны с несформированностью психических функций именно в этот период.

  Исходя  из положения А.Н. Леонтьева о  существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза, рассмотрим взаимосвязь характера ведущей деятельности, особенностей игрушки и ее влияния на развитие психики ребенка. 

  В первом полугодии жизни ребенка  ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или  ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и  всех психических процессов ребенка. Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову,  затем тянуться рукой.

  На 3-4 месяце жизни начинается  развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.

  Во  втором полугодии первого года жизни  возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение  ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д.  Для того, чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.).  Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить  катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать).

  Переход от младенчества к раннему детству  связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. 

  Усвоение  предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на другие предметы  (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).

  Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно  должны быть так называемые дидактические  игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки - копии реальных предметов (посуда, ведерко, савочек, лопатка, лейка и др.).

  Внутри  предметной деятельности ребенка раннего  возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

  Содержание  начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему).  Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

  В дошкольном возрасте игра, которая  является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).

    В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

  В среднем дошкольном возрасте ребенок  в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу – халат, шприц и т.п.

  Анализируя  особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что  ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит  в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого.  Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета  ребенком раннего возраста.

  Поэтому  кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.

  К предметам-заместителям относятся  и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п.  Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

  Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это во-первых.

  Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

2. История возникновения  игрушки и ее  классификация

  Примитивный уровень развития производительных сил, характерный для ранних этапов развития человеческого общества, позволял включать детей в труд взрослых безо всякой предварительной подготовки, т.е. без специальных упражнений по овладению орудиями труда.

  На  более высокой ступени развития общества включение детей в наиболее важные сферы трудовой деятельности требовало специальной подготовки в форме овладения простейшими орудиями труда. Возникают их уменьшенные копии, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребенок упражняется в условиях, приближающихся к реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ней. Конкретный вид этих орудий зависел от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе. Так, у народов Крайнего Севера необходимым орудием оленевода, охотника, рыболова являлся нож, топор, лыжи. К этим типичным для народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети должны овладеть как можно раньше, у охотничьих народов прибавлялись лук и стрелы, у рыболовов – удочка, у оленеводов – аркан.

  Другими словами, отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы «общество - игрушка – ребенок», а игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

  Такая связь отчетливо прослеживается не только во взаимоотношениях, присущих первобытнообщинному строю, но и на гораздо более поздних этапах общественного развития. Например, даже к концу XIX века среди игрушек, выпускаемых в России, можно было встретить такие, как «Крестьянка с детьми», «Скотный двор», «Сани крестьянские с лошадьми в шерсти». Все они готовили детей к предстоящей взрослой жизни.

Информация о работе Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста