Совершенствование монологической речи на основе аутентичных текстов в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, дипломная работа

Описание работы

Цель – практическое доказательство того, что аутентичные тексты способствуют совершенствованию монологической речи на среднем этапе обучения английскому языку.
Объект исследования – совершенствование монологической речи в 6 классе средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются аутентичные тексты.

Работа содержит 1 файл

Диплом (2).doc

— 255.00 Кб (Скачать)
 

  Результаты  констатирующего этапа в процентном  соотношении:

Экспериментальный класс:   

Контрольный класс:

    

    По результатам констатирующего  этапа у учащихся были выявлены следующие пробелы в понимании аутентичных текстов:

? определение главной и второстепенной информации в тексте;

? установление логической последовательности основных фактов текста;

? языковые средства;

? интерпретация текста;

? оценивание полученной информации, выражение собственного мнения.

     Таким  образом следующий раздел опытно-экспериментальной  работы посвящен развитию и  усовершенствованию навыков монологической речи с помощью аутентичных текстов.

 

2.3. Формирующий этап 

     Проанализировав результаты констатирующего этапа, и, определив путем составления монолога по прочитанному недостаточность уровня сформированности навыков монологической речи, перед нами встала задача развить и усовершенствовать навыки и умения монологической речи у учащихся экспериментальной группы 6 ''В'' класса с помощью аутентичных текстов в рамках изучаемой темы: ''Home, Sweet Home''.

     Цель: Совершенствование монологической речи на основе аутентичных текстов у экспериментальной группы 6 ''В'' класса.

     Задачи:

  1. научить определять главную и второстепенную информацию в тексте;
  2. научить составлять план текста;
  3. развивать способности выражения собственного мнения по прочитанному тексту;
  4. воспитывать толерантное отношение к мнению других учащихся, умения слушать друг друга.

     Для  реализации данной цели были  разработаны планы-конспекты уроков, где представлена серия заданий (приложение 2).

     Каждый  урок учитель стремился познакомить  и отработать с различными  видами монологической речи на  основе аутентичных текстов. Тем самым, с каждым новым занятием, ученики осознавали принцип передачи информации с помощью различных видов монологической речи, и к концу формирующего этапа успешно справлялись с упражнениями, на выражение собственных мыслей по прочитанному материалу.    

  В течение  всех уроков применялись групповая, индивидуальная и парная формы работы с текстом и обмен мнениями. Рефлексия деятельности, проводимая в конце уроков, показала, что  учащимся было более интересно и  понятно изучать явление в  группах.

     Объяснение материала проводилось с учетом общедидактических принципов наглядности, доступности и систематичности учебного материала.

     По  проведении формирующего этапа  встала задача вторичной диагностики  уровня сформированности навыков  монологической речи, которая успешно решается посредством проведения контрольного этапа работы с текстом, анализа и обработки результатов, выражения собственного мнения посредством монологической речи.

 

2.4. Контрольный этап 

     Цель  – выявление уровня сформированности  умений изучающего вида чтения у учащихся 6 ''A'' и 6 ''Б''классов МОУ «СОШ № 133».

     На  контрольном этапе была проведена  вторичная диагностика по изменению  уровня сформированности умений  монологической речи.

     Учащиеся составляли монологическое высказывание после прочтения аутентичного текста (приложение 3).

     В  результате обнаружено, что учащиеся  экспериментальной группы владеют изученным явлением на 40% лучше, чем контрольная группа. Об этом свидетельствуют следующие данные:

Рисунок 3

Экспериментальный класс Оценка Контрольный класс Оценка
Слабоподготовленные
Лиза Д.

Вика Ч.

Дима Ш.

4

4

3

Сергей Б.

Сергей М.

Кирилл П.

2

3

2

Среднеподготовленные
Полина Б.

Катя Д.

Влад С.

4

5

4

Андрей К.

Сергей П.

Женя Ч.

3

4

3

Хорошоподготовленные
Миша Б.

Иван Р.

5

5

Саша И.

Дима С.

5

4

 
 
 

Экспериментальный класс:

Контрольный класс:

 

  Динамика  развития умения монологической речи у учащихся экспериментальной группы:

Констатирующий этап       Контрольный этап 

 
Заключение
 

  Целью данной дипломной работы являлось: определение сущности совершенствования умений монологической речи на основе аутентичных текстов в 6 классе СОШ, специфики их использования на среднем этапе обучения английскому языку.

  В результате проведенного исследования были выявлены следующие пробелы в развитии навыков монологической речи на основе аутентичных текстов:

  • определение главной и второстепенной информации в тексте;
  • установление логической последовательности основных фактов текста;
  • языковые средства;
  • интерпретация текста;
  • оценивание полученной информации, выражение собственного мнения.

     Вследствие  этого был проведен цикл уроков  по устранению соответствующих  пробелов с помощью использования аутентичных текстов. Вторичная диагностика показала динамику развития умений монологической речи– улучшение на 50%.

     В  целом можно сказать, что использование  аутентичных текстов дает ученику:

  • умение работать самостоятельно;
  • умение критически  мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию

     и  возможность учителю:

  • активизировать мышление учащихся;
  • выделить цели учения;
  • способствовать активной дискуссии;
  • повышать мотивацию учения;
  • обеспечивать активную учебную деятельность;
  • стимулировать рефлексию (размышление);
  • давать учащимся возможность услышать разные мнения;
  • помогать учащимся задавать свои вопросы;
  • способствовать самовыражению.

     Благодаря  такому подспорью в учебе учащиеся  смогут впоследствии самостоятельно приобретать знания, читая литературу и строя монологические высказывания любого уровня. Из самостоятельного ученика получается самостоятельный мыслитель, обучение которого не находится в полной зависимости от учителей, что, в конечном счете, и является целью учителя.

     В  связи с этим данная работа  является практически значимой  и может быть использована  в качестве поурочных разработок  учителями и студентами языковых  специальностей.

 

Список  использованной литературы 

    1. Ананьев Б.Г.: Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973.
  1. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969.
  1. Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1988.
    1. Винокурцева И.Г. Whole Language.// Иностранные языки в школе. – 2005.
    1. Винокурцева И.Г. Whole Language – целостный подход к обучению языку. Дефиниции и принципы// Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе, Вып.4. - Киров, 1999.
    2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА, 2000.
  1. Гольнева А.М. Работа с аутентичным текстом на уроке немецкого языка.// Иностранные языки в школе. Нальчик, 1999.
    1. Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990.
    2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М., 1991г.
    3. Куклина С.С. Организация коллективной учебной деятельности на уроках иностранного языка в средней школе: учебно-методическое пособие. – Киров, 1996.
    4. Лапидус Б.А., Наер В.Л., Неусихина М.М. Методика обучения иностранному языку. – М.,2002.
    5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
    6. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. – М., 1981г.
    7. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1967г.
    8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.
    9. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988г.
    10. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989г.
    11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991г.
    12. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранному языку.// Иностранные языки в школе. – 2001.
    13. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988г.
    14. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
    15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
    16. Smith F. Understanding Reading. - New York, 1982.
    17. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2003.
  1. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. – М., 1986г.
  1. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. – Киев, 1983.
    1. Тихонов М. Английский для ленивых (Учим без зубрежки – читаем без словаря ). Том 1. – Пермь: Пушка, 2004.
    1. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. – Ростов- на Дону, 2004.
    2. Чернина Л.Г. Использование чтения как средства индивидуализации процесса повторения активной лексики.// Иностранные языки в школе. – 1990.
    3. Шмелькова Л.В. Технологизация образовательного процесса. Учебно-методическое пособие. – Курган: ИП КПРО, 2002. – 144 с.
    4. Эксуайзед В. , Эсти К. Хотите говорить по-английски – учитесь правильно читать! – М. , ИНФРА – М, 1996.

  
 

Информация о работе Совершенствование монологической речи на основе аутентичных текстов в средней школе