Результаты
констатирующего этапа в процентном
соотношении:
Экспериментальный
класс:
Контрольный класс:
По результатам констатирующего
этапа у учащихся были выявлены
следующие пробелы в понимании аутентичных
текстов:
? определение главной
и второстепенной информации в тексте;
? установление логической
последовательности основных фактов текста;
? языковые средства;
? интерпретация
текста;
? оценивание полученной
информации, выражение собственного мнения.
Таким
образом следующий раздел опытно-экспериментальной
работы посвящен развитию и
усовершенствованию навыков монологической
речи с помощью аутентичных текстов.
2.3.
Формирующий этап
Проанализировав
результаты констатирующего этапа, и,
определив путем составления монолога
по прочитанному недостаточность уровня
сформированности навыков монологической
речи, перед нами встала задача развить
и усовершенствовать навыки и умения монологической
речи у учащихся экспериментальной группы
6 ''В'' класса с помощью аутентичных текстов
в рамках изучаемой темы: ''Home, Sweet Home''.
Цель: Совершенствование монологической
речи на основе аутентичных текстов у
экспериментальной группы 6 ''В'' класса.
Задачи:
- научить определять
главную и второстепенную информацию
в тексте;
- научить составлять
план текста;
- развивать
способности выражения собственного мнения
по прочитанному тексту;
- воспитывать
толерантное отношение к мнению других
учащихся, умения слушать друг друга.
Для
реализации данной цели были
разработаны планы-конспекты уроков,
где представлена серия заданий (приложение
2).
Каждый
урок учитель стремился познакомить
и отработать с различными
видами монологической речи на
основе аутентичных текстов. Тем
самым, с каждым новым занятием, ученики
осознавали принцип передачи информации
с помощью различных видов монологической
речи, и к концу формирующего этапа успешно
справлялись с упражнениями, на выражение
собственных мыслей по прочитанному материалу.
В течение
всех уроков применялись групповая,
индивидуальная и парная формы работы
с текстом и обмен мнениями.
Рефлексия деятельности, проводимая
в конце уроков, показала, что
учащимся было более интересно и
понятно изучать явление в
группах.
Объяснение
материала проводилось с учетом общедидактических
принципов наглядности, доступности и
систематичности учебного материала.
По
проведении формирующего этапа
встала задача вторичной диагностики
уровня сформированности навыков
монологической речи, которая успешно
решается посредством проведения контрольного
этапа работы с текстом, анализа и обработки
результатов, выражения собственного
мнения посредством монологической речи.
2.4.
Контрольный этап
Цель
– выявление уровня сформированности
умений изучающего вида чтения у учащихся
6 ''A'' и 6 ''Б''классов МОУ «СОШ № 133».
На
контрольном этапе была проведена
вторичная диагностика по изменению
уровня сформированности умений
монологической речи.
Учащиеся
составляли монологическое высказывание
после прочтения аутентичного текста
(приложение 3).
В
результате обнаружено, что учащиеся
экспериментальной группы владеют
изученным явлением на 40% лучше, чем контрольная
группа. Об этом свидетельствуют следующие
данные:
Рисунок
3
Экспериментальный
класс |
Оценка |
Контрольный
класс |
Оценка |
Слабоподготовленные |
Лиза
Д.
Вика Ч.
Дима Ш. |
4
4
3 |
Сергей Б.
Сергей М.
Кирилл П. |
2
3
2 |
Среднеподготовленные |
Полина
Б.
Катя Д.
Влад С. |
4
5
4 |
Андрей К.
Сергей П.
Женя Ч. |
3
4
3 |
Хорошоподготовленные |
Миша
Б.
Иван Р. |
5
5 |
Саша И.
Дима С. |
5
4 |
Экспериментальный
класс:
Контрольный класс:
Динамика
развития умения монологической речи
у учащихся экспериментальной группы:
Констатирующий этап
Контрольный этап
Заключение
Целью данной
дипломной работы являлось: определение
сущности совершенствования умений монологической
речи на основе аутентичных текстов в
6 классе СОШ, специфики их использования
на среднем этапе обучения английскому
языку.
В результате
проведенного исследования были выявлены
следующие пробелы в развитии навыков
монологической речи на основе аутентичных
текстов:
- определение
главной и второстепенной информации
в тексте;
- установление
логической последовательности основных
фактов текста;
- языковые
средства;
- интерпретация
текста;
- оценивание
полученной информации, выражение собственного
мнения.
Вследствие
этого был проведен цикл уроков
по устранению соответствующих
пробелов с помощью использования аутентичных
текстов. Вторичная диагностика показала
динамику развития умений монологической
речи– улучшение на 50%.
В
целом можно сказать, что использование
аутентичных текстов дает ученику:
- умение работать
самостоятельно;
- умение критически
мыслить;
- умение ответственно
относиться к собственному образованию
и
возможность учителю:
- активизировать
мышление учащихся;
- выделить
цели учения;
- способствовать
активной дискуссии;
- повышать
мотивацию учения;
- обеспечивать
активную учебную деятельность;
- стимулировать
рефлексию (размышление);
- давать учащимся
возможность услышать разные мнения;
- помогать
учащимся задавать свои вопросы;
- способствовать
самовыражению.
Благодаря
такому подспорью в учебе учащиеся
смогут впоследствии самостоятельно
приобретать знания, читая литературу
и строя монологические высказывания
любого уровня. Из самостоятельного ученика
получается самостоятельный мыслитель,
обучение которого не находится в полной
зависимости от учителей, что, в конечном
счете, и является целью учителя.
В
связи с этим данная работа
является практически значимой
и может быть использована
в качестве поурочных разработок
учителями и студентами языковых
специальностей.
Список
использованной литературы
- Ананьев Б.Г.:
Некоторые проблемы психологии взрослых.
М., 1973.
- Артемов В.А.
«Психология обучения иностранным языкам».
М., 1969.
- Бим И.Л. «Теория
и практика обучения иностранному языку
в средней школе» М., 1988.
- Винокурцева
И.Г. Whole Language.// Иностранные языки в школе.
– 2005.
- Винокурцева
И.Г. Whole Language – целостный подход к обучению
языку. Дефиниции и принципы// Совершенствование
преподавания иностранных языков в школе
и вузе, Вып.4. - Киров, 1999.
- Гальскова
Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА, 2000.
- Гольнева
А.М. Работа с аутентичным текстом на уроке
немецкого языка.// Иностранные языки в
школе. Нальчик, 1999.
- Жинкин Н.И.
«Психологические особенности спонтанной
речи» М., 1990.
- Зимняя И.А.
Психология обучения иностранным языкам
в школе. – М., 1991г.
- Куклина
С.С. Организация коллективной учебной
деятельности на уроках иностранного
языка в средней школе: учебно-методическое
пособие. – Киров, 1996.
- Лапидус
Б.А., Наер В.Л., Неусихина М.М. Методика
обучения иностранному языку. – М.,2002.
- Лейтес Н.С.
Умственные способности и возраст. М.,
1971.
- Ляховицкий
М.В. Методика преподавания иностранного
языка. – М., 1981г.
- Миролюбов
А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика
обучения иностранным языкам в средней
школе. – М., 1967г.
- Монахов
В.М. Технологические основы проектирования
и конструирования учебного процесса.
– Волгоград: Перемена, 1995.
- Пассов Е.И.
Урок иностранного языка в средней школе.
– М., 1988г.
- Пассов Е.И.
Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению. – М., 1989г.
- Пассов Е.И.
Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению. – М., 1991г.
- Полат Е.С.
Новые педагогические технологии в обучении
иностранному языку.// Иностранные языки
в школе. – 2001.
- Рогова Г.В.,
Верещагина И.Н. Методика обучения английскому
языку на начальном этапе в средней школе.
– М., 1988г.
- Светловская
Н.Н. Методика внеклассного чтения: Книга
для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
- Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии.
- М., 1998.
- Smith F. Understanding
Reading. - New York, 1982.
- Соловова
Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.
Базовый курс лекций. – М.: Просвещение,
2003.
- Скалкин
В.Л. Английский язык для общения. – М.,
1986г.
- Скалкин
В.Л. Обучение монологическому высказыванию:
Пособие для учителей. – Киев, 1983.
- Тихонов
М. Английский для ленивых (Учим без зубрежки
– читаем без словаря ). Том 1. – Пермь:
Пушка, 2004.
- Филатов
В.М. Методика обучения иностранным языкам
в начальной и основной общеобразовательной
школе. – Ростов- на Дону, 2004.
- Чернина
Л.Г. Использование чтения как средства
индивидуализации процесса повторения
активной лексики.// Иностранные языки
в школе. – 1990.
- Шмелькова
Л.В. Технологизация образовательного
процесса. Учебно-методическое пособие.
– Курган: ИП КПРО, 2002. – 144 с.
- Эксуайзед
В. , Эсти К. Хотите говорить по-английски
– учитесь правильно читать! – М. , ИНФРА
– М, 1996.