Совершенствование монологической речи на основе аутентичных текстов в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:52, дипломная работа

Описание работы

Цель – практическое доказательство того, что аутентичные тексты способствуют совершенствованию монологической речи на среднем этапе обучения английскому языку.
Объект исследования – совершенствование монологической речи в 6 классе средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются аутентичные тексты.

Работа содержит 1 файл

Диплом (2).doc

— 255.00 Кб (Скачать)

     В старших классах школы развитие  познавательных процессов детей  достигает такого уровня, что  они оказываются практически  готовыми к выполнению всех  видов умственной работы взрослого  человека.

     В подростковом  возрасте активно  идет процесс познавательного развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

     Активно начинает развиваться  логическая память и скоро  достигает такого уровня, что  ребенок переходит преимущественному  использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать – значит, мыслить.

     В данном возрасте завершается  формирование когнитивных процессов,  и, прежде всего, мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект в своих высших проявлениях становится речевым, а речь интеллектуализированной. Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе.

     От общего уровня сформированности  интеллекта зависит развитие  любых профессиональных умений  и навыков. Поэтому нашей задачей  стоит позаботиться о нем в  начале жизненного пути. Без достаточно  высокого уровня общего интеллектуального  развития немыслимы сколько-нибудь значительные успехи в любом виде деятельности, поэтому, готовя учащихся к будущей профессии, в первую очередь необходимо обратить внимание на развитие их умственных способностей.

     В обучении иностранному языку  большую роль играет развитие речи как психологического и педагогического явления. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие.

     Подростка интересуют правила  употребления тех форм и оборотов  речи, которые наиболее затрудняют  письменную и устную речь. «Как  правильно написать?», «Как лучше  сказать?» - эти вопросы подросток  постоянно задает себе. Реально в письменной и устной речи большинство подростков испытывает явные затруднения. Кажется, отрок просто не представляет, как написать слово или выразить свои смутные мысли. Однако это не означает, что он не знает родного языка. 

  Таким образом, рассмотрев и проанализировав монологическую речь, её виды, методику работы с монологической речью, а так же аутентичные тексты, их классификацию и методику работы с аутентичными текстами, а так же психологические особенности контингента (т.е. детей 10 – 12 лет), мы приходим к выводу что, совершенствование монологической речи может успешно осуществляться с помощью аутентичных текстов в 6 классе общеобразовательной школы. Приступаем к экспериментальной части работы.

 

   Глава 2

Опытно-экспериментальная  работа 

2.1. Анализ УМК В.П.Кузовлева  ''Happy English'' для 6 класса 

  Одной из задач поставленной нами для достижения цели ВКР является анализ УМК В.П.Кузовлева ''Happy English''для 6 класса. В основу УМК  положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами  иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всем видам речевой деятельности.

  В 6 классе доминирующими являются познавательный и учебный аспекты иноязычной культуры, а среди видов речевой  деятельности ведущими являются говорение и чтение.

     Каждый  раздел УМК состоит из определенного  цикла уроков, которые знакомят  нас с рядом небольших текстов,  монологов и диалогов, и направлен  на развитие навыков монологической речи и понимания аутентичных текстов.

     Особое  значение придается выражению своего мнения по прочитанному аутентичному тексту разных жанров через монологическую речь, а именно:

  • полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
  • оценивать полученную информацию, выражать мнение;
  • комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.

     Таким  образом УМК для 6 класса ставит  целью развитие коммуникативных  умений в одном из основных видов речевой деятельности –монологической речи– посредством комплексного использования компонентов обучения (учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, книга для чтения, звуковое пособие).

     На  основе учебника происходит этап ознакомления и первичной отработки методов, приемов и технологий работы с текстом. С этой целью представлены разнообразные упражнения предтекстового и послетекстового этапов, которые дают учителю возможность варьирования в организационном плане (изменение формы выполнения задания, вида работы с ним). В каждом из циклов преодолевается какая-либо трудность, присущая выражению мнения через монологическую речь. В каждом последующем цикле чтение осуществляется на новом, более совершенном уровне, т.к. опирается на большее количество освоенных действий и материале. Данную задачу решает книга для чтения, включающая аутентичные тексты разных типов: короткие рассказы, отрывки из повести, краткие статьи из журналов, письма. Она сопровождается упражнениями для развития умения говорения и является дополнением к основному материалу учебника в области чтения.

     Неотъемлемым  компонентом УМК является также  и рабочая тетрадь, предназначенная для активизации и систематизации материала. Но в отличие от учебника и книги для чтения, рабочая тетрадь не требует каких-либо усилий со стороны учителя – учащиеся в состоянии самостоятельно справиться с предложенными заданиями, поскольку рабочая тетрадь целиком строится на материале учебника: грамматический материал, письменная речь, чтение с последующим выполнением соответствующих упражнений.

     В  связи с тем, что чтение, как  и аудирование, является рецептивным,  реактивным и по форме протекания  невыраженным внутренним видом  речевой деятельности, то определенное  место среди компонентов УМК  занимает звуковое пособие, содержащее аудиокассеты с аутентичными текстами.

     Вышеперечисленные  компоненты УМК предназначены  непосредственно для учащихся, а  для работы над учебным процессом  преподавателю может понадобиться  книга для учителя, которая дает методические рекомендации по проведению уроков и описывает технологию видов работы, используемых в учебнике; но с отсутствием цели и задач к каждому уроку данные рекомендации носят обывательский характер, не связанный с методикой преподавания иностранного языка, т.к. не известен предполагаемый результат от наших действий (учитель соотносит рекомендации с поставленными на урок целью и задачами).

     Таким  образом, УМК В.П.Кузовлева по иностранному языку присущи следующие функции:

  • обеспечивать дидактическое взаимодействие учителя и учащихся;
  • выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранному языку, воссоздающей учебно-воспитательный процесс;
  • в интегрированном виде представлять содержание обучения, предопределять процесс формирования иноязычных знаний;
  • обеспечивать планирование и проведение уроков иностранного языка, осуществлять взаимодействие между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся;
  • обладать достаточной вариативностью для использования в различных условиях обучения.

     Поскольку  упражнения учебника позволяют  учителю производить необходимые  изменения организационного плана  при развитии того или иного  умения, можно предположить, что аутентичные тексты будут наиболее оптимальны при совершенствовании навыков монологической речи в 6 классе (учитывая возрастные психологические особенности). В связи с этим был разработан констатирующий этап по применению аутентичных текстов при совершенствовании монологической речи, дающий представление о начальных знаниях учащихся применительно к обозначенной проблеме.

 

2.2. Констатирующий этап 

     Целью  констатирующего этапа было выявление  исходного уровня сформированности  монологической речи у учащихся 6 ''В'' у учащихся и 6 ''Б'' классов МОУ “СОШ №133”.

     Опытно-экспериментальная  работа проводилась в течение нескольких практик в МОУ “СОШ №133”. Формой проведения констатирующего этапа стало составление монолога на основе прочитанного аутентичного текста (приложение 1). Данный метод контроля обеспечивает объективные показатели уровня сформированности навыков монологической речи. Задания были составлены на основе УМК В.П.Кузовлева для 6 класса средней общеобразовательной школы.

Критерии оценивания представлены на рисунке 1.

14 – 15 баллов  – «отлично»

11 – 13 баллов  - «хорошо»

8 – 10 баллов  – «удовлетворительно»

5 – 7 баллов  – «неудовлетворительно»

 

Рисунок 1

Содержание Речь Лексика Грамматика Произношение
Цель  общения успешно достигнута, тема раскрыта – 3 балла Цель достигнута, тема раскрыта не до конца – 2 балла Цель общения  не достигнута, тема не раскрыта – 1 балл Способность логично, бегло и связно высказываться  - 3 балла Речь не беглая, присутствуют паузы – 2 балла Неспособность логично и связно вести беседу – 1 балл Словарный запас  адекватен поставленной задаче – 3 балла Наблюдаются затруднения  при подборе слов – 2 балла Словарный запас  ограничен – 1 балл Разнообразие  грамматических структур, ошибок нет  – 3 балла Допускают ошибки, не затрудняющие понимание – 2 балла Делают многочисленные ошибки – 1 балл Правильная  интонация, фонематических ошибок нет  – 3 балла Большинство звуков произносимых в потоке речи правильны  – 2 балла Понимание речи затруднено – 1 балл
 

  После проведения констатирующего этапа учащиеся были разделены на следующие группы: слабоподготовленные, среднеподготовленные, хорошоподготовленные. Данная классификация проводилась в соответствии с работой на уроке, успешным выполнением предлагаемых текстовых заданий, а также отметками в журнале учета теоретического обучения учащихся и устным оцениванием учителей английского языка в данных классах. Результаты констатирующего этапа наглядно представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2

Экспериментальный класс Оценка Контрольный класс Оценка
Слабоподготовленные
Лиза Д.

Вика Ч.

Дима Ш.

3

2

2

Сергей Б.

Сергей М.

Кирилл П.

2

3

3

Среднеподготовленные
Полина Б.

Катя Д.

Влад С.

3

4

4

Андрей К.

Сергей П.

Женя Ч.

4

4

4

Хорошоподготовленные
Миша Б.

Иван Р.

4

5

Саша М.

Дима С.

5

4

Информация о работе Совершенствование монологической речи на основе аутентичных текстов в средней школе