Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:55, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи –в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.
Введение. 3
1 Содержание воспитания дошкольника в семье:
1.1 Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности. 4
1.2 Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у
дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном
коллективе. 7
2 Роль режима будущего школьника. 9
3 Развивающие игры и формирование интеллектуального развития. 10
4 Советы родителям. 13
5 Заключение. Психологическая готовность к школе. 16
6 Список используемой источников 19
И таких «хулиганов» много, воспитывать их трудно, особенно в коллективе. Но приклеивать к ним ярлык «хулиган» несправедливо. То, что они не могут
спокойно сидеть во время занятий, спать во время дневного сна, что они
носятся на велосипедах, мешая играть другим детям, и т.п. – не их вина. Часто такие ребята стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в неподвижности они не в состоянии.
Повышенная подвижность – или, как ее называют врачи, двигательная
расторможенность – во многом врожденная особенность, определяемая типом протекания нервных процессов человека. Но справиться с этим можно правильным воспитанием.
Давайте представим себе два варианта воспитания.
I вариант. Ребенка непрерывно одергивают, наказывают за чрезмерную
непоседливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной усидчивости: пусть привыкает! И малыш оказывается в затруднительном положении: он при всем желании не может действовать так, как хотят взрослые.
Протест ребенка часто выражается в намеренном игнорировании указаний
взрослых. А нервная система малыша, и без того не слишком устойчивая,
расшатывается еще сильнее, что вызывает. повышение двигательной
расторможенности.
II вариант. Родители, учитывая особенности своего сына (дочери), стараются
общаться с ним ровно и спокойно. Сводят до минимального количество запретов, но тех, которые выработаны, придерживаются последовательно и неукоснительно.
Ни в коем случае не допускают перевозбуждения ребенка. Учат выполнять до конца вначале самые кратковременные задания, со временем – все более
длительные. Стремятся заполнить время ребенка самыми разнообразными заданиями – благодаря их частой смене малыш будет все делать с интересом, а значит, и достаточно целенаправленно и «усидчиво».
Не стоит уточнять, какой вариант наиболее подходит для воспитания. Однако
следует помнить, что путь этот долог и труден. Но потом вы с удовольствием
пожнете плоды своего труда.
Заключение
Как быстро пролетает дошкольное детство! Казалось, совсем недавно малыш еще не умел как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно есть, очень
переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с незнакомыми
взрослыми и детьми. Были и слезы, и капризы. А сколько серьезных размышлений, постоянных сомнений родителей: «Нужно ли было отдавать его в детский сад?
Действительно ли малышу там хорошо? Внимательны ли к нему взрослые? Не обижают ли дети?» но заботливый, добрый взгляд воспитателя вселял надежду.
Сейчас уже не хочется вспоминать внезапно налетавшие болезни, все эти
инфекции и вирусы, вызывавшие столько тревог и волнений, и постоянный
червячок сомнений: «Это все из-за того, что ходит в детский сад, не ходил бы, так и не болел». И после болезней снова периоды привыкания к режиму детского сада. Но малыш подрастал, и родители с приятным удивлением отмечали изменения в нем. Сейчас уже не вспомнить, что однажды поразило больше: самостоятельно слепленная им из пластилина крепкая морковка или упорное желание застегнуть все пуговицы на новой куртке, а может быть, горсть его любимых конфет, протянутая девочке из группы, и его такое радостное: «Оля, на! Вкусные очень!» Карандаш стал увереннее держать, считать может уже до 10, песенки и стихи новые выучил, сам завязывает шнурки, цветы поливает. Да разве все перечислишь?
Постепенно отступила тревога за малыша. Он уже многое делал самостоятельно, у него появились друзья в группе, и воспитательница уже на втором месте после мамы, так часто он упоминает ее имя дома. Благодатное время для родителей.
Можно идти на работу и быть спокойными за ребенка: ему интересно в детском саду и уютно. Но вот на горизонте замаячила школа. Конец спокойствию родителей.
«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной
неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами. Контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда уже не повторится.
И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем более.
«В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» – тревожатся родители.
Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые серьезно встает вопрос: чему детский сад и они сами, родители, научили ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость, невнимательность малыша. «Как же трудно ему будет
в школе!» – подчас восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме,
эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты. Вот тут-то и начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями: «Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носится не будет», «опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит». Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.
Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из
важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном
смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Моя подготовка к школе проходила в подготовительной группе детского сада, где я научилась читать, писать, считать. Большое внимание уделялось пересказам текстов, описанию произведений живописи, развивающим играм.
Положительными аспектами такого обучения можно считать постепенную и
систематическую подготовку к физическим и умственным нагрузкам в школе.
Отрицательными – отсутствие дифференцированного подхода к обучению.
Что же посоветовать родителям? Избегайте ненужной спешки. Почти за год до поступления выберите школу с учетом специализации, платы за обучение, места расположения, удаленности от дома, особенностей пути до школы. Подумайте, справится ли ваш ребенок со всеми этими трудностями? Ведь часто мы, взрослые не помним с каким трудом нам давались первые рассказики, как путались буквы, пропускались слова, как упорно «не хотели» складываться «в голове» числа и как часто становились неуклюжими пальцы и падала на пол ручка когда надо было написать ряды ровных палочек, кружочков. Конечно, сейчас вы это все уже умеете, и от этого так сложно понять трудности малыша. Но не спешите укорять его, сдержите эмоции, может быть, почти не веря, скажите ему и себе: «Все получится, вот увидишь! Еще немного постараешься, и будет лучше выходить!»
Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.
Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образования. Одна из задач дошкольного воспитания – подготовка детей к школе. Воспитатель в детском саду только совместно с родителями может подготовить ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения и взаимоотношений, культура речи, трудолюбие, умение слушать музыку и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы – все это имеет большое значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни.
Список используемой источников:
1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко
О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа.
1991, №8.
2. Бабаева Т.И., У школьного порога. – М., 1993.
3. Бардиан А.Н, Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 1972.
4. Белова Е, Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, №8.
5. Брускова Е.С, Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). – М.,
1987.
6. Буре Н.С, Готовим детей к школе. – М., 1987.
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л, Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
8. Венгер Л.А., Венгер А.А, Домашняя школа. – М., 1994.
9. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М., Еще не поздно: (развитие творческих
способностей детей) – М., 1992.
10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада
/Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградовой. –М., 1989.
11. Гребенников И.В, Воспитательный климат семьи. – М., 1975.
12. Кравцова Е.Е., Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. – М., 1983.
13. Макаренко А.С., О воспитании. – М., 1988.
14. Маркова Т.А., Воспитание дошкольника в семье. – М., 1979.
15. Никитин Б.П., Никитина Л.А., Мы и наши дети. – М., 1980.
16. Они пойдут в школу / Брагина В.Д., Языкова Т.А., Под ред. В.Г. Маралова. –М., 1987.
17. Пантина Н.С., Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М., 1996.
18. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В.
Новинников. – М., 1990
19. Чего на свете не бывает?: занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. /
Под ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаевой., – М., 1991.
20. Чейпи Дж., Готовность к школе. – М., 1992.
Информация о работе Содержание воспитания дошкольника в семье