Содержание воспитания дошкольника в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи –в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

Содержание

Введение. 3
1 Содержание воспитания дошкольника в семье:
1.1 Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности. 4
1.2 Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у
дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном
коллективе. 7
2 Роль режима будущего школьника. 9
3 Развивающие игры и формирование интеллектуального развития. 10
4 Советы родителям. 13
5 Заключение. Психологическая готовность к школе. 16
6 Список используемой источников 19

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 56.40 Кб (Скачать)

Содержание

 

 Введение.                                                                                                                 3                                   

1 Содержание воспитания дошкольника в семье:

1.1 Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности.                                                                        4

1.2 Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у

дошкольников как фактора  подготовки к жизни и деятельности в школьном

коллективе.                                                                                                               7

2  Роль режима будущего школьника.                                                                   9

3  Развивающие игры и формирование интеллектуального развития.             10

4  Советы родителям.                                                                                            13

5  Заключение. Психологическая готовность к школе.                                     16

6  Список используемой источников                                                                   19

                               

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в  семье является

наиболее актуальной: придя  в школу, первоклассник должен иметь  навыки чтения,письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд, первостепенной значимости.

Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение

общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи –в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.

В соответствии с целью  данной работы, определяются ее основные задачи:

1.     Познавательная: изучить возможности семьи в  формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.

2.     Разработать  рекомендации родителям, способствующие  максимальному

использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.

3.     Изучения  опыта конкретных семей в решении  поставленной проблемы.

В данной работе использованы следующие методы:

· анализ научно-педагогической и методической литературы;

· педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с родителями и детьми).

Подготовка детей к  школе является одним из наиболее важных вопросов

педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с  первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Семья для ребенка-дошкольника  – первое и основное звено, которое  связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так  как дети

учатся языку, подражая и  слушая. Ведь ребенок успешнее всего  усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают.

Родители должны учитывать  принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.

И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

    

    

  

 

1. Содержание воспитания  дошкольника в семье: нравственное

воспитание дошкольника  как основа его будущей трудовой и учебной деятельности

 

1.1.         Нравственное воспитание дошкольников  в семье.

 

Актуальной задачей в  настоящее время является воспитание у дошкольников

нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой  сферы – важное условие всестороннего

воспитания личности ребенка. От того как,  будет воспитан дошкольник в

нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в

школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет  приводит к

установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что  многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки

– обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как

самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая  роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен  любовью, чувствует, что он любим  независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего  мира, его

потребностей и интересов  способствуют воспитанию у него чувства  собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка,

формируются у ребенка  в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.

Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении  на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает  чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность  активно

действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные

требования и решать новые  задачи, проявлять настойчивость  в преодолении

трудностей, часто не могут  организовать себя для выполнения заданий  учителя.

Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших  дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его

трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как  овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует

выработке настойчивости.

Таким образом, овладение  младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-

дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет  в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда  детей в семье: любовь к родителям  и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети  часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит

самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям

необходимо анализировать  мотивы, побуждающие ребенка выполнять  данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

 

 1.2.         Развитие чувства собственного достоинства и чувства

       коллективизма  у дошкольников как фактора  подготовки к      

            жизни и деятельности в школьном  коллективе.           

 

Численность детей в детских  садах резко сократилась. Для  многих родителей

плата за детский сад недоступна. Мамы и папы вынуждены воспитывать  ребенка в домашних условиях, зачастую лишая его при этом необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители, не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют возможность прибегнуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать собственное превосходство над другими, не

имеющее ничего общего с  чувством собственного достоинства  или развитием индивидуальности.

Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения.

Анализируя поступки ребят  в детском саду, в домашней обстановке, можно

заметить, что одни из них  стремятся к удовлетворению в  первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.

Один и тот же ребенок  в разном окружении может проявлять  разную степень

коллективистической направленности. Это в какой-то степени объясняет

неодинаковое поведение  детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо «завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.

Информация о работе Содержание воспитания дошкольника в семье