Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:37, творческая работа
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Цель: изучить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Сущность психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»…….………………………………………………………….......4
1.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………………………………………………4
1.2. Цели и задачи освоения образовательной области…………………………………………………………………………….5
Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………………………………………………7
2.1. Формы работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7
2.2. Интеграция с другими областями………………………...………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………………….15
Приложение………………………………………………………………….......16
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Кафедра дошкольного образования
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ
Творческая разработка
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность психолого-педагогической
работы по освоению образовательной области
«Безопасность»…….…………………………………
1.1. Содержание психолого-
1.2. Цели и задачи освоения образовательной
области……………………………………………………………
Глава 2. Формы работы с дошкольниками
по освоению образовательной области
«Безопасность»…………………………………………
2.1. Формы работы с детьми
дошкольного возраста…………………………
2.2. Интеграция с другими областями………………………...………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С.Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Таким образом,
признавая приоритетность и
Актуальность
и востребованность
Цель: изучить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Задачи:
Глава 1. Сущность психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
1.1. Содержание
психолого-педагогической
В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Безопасность».
Суть этого вопроса состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.
Содержание
образовательной области «
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
1.2. Цели
и задачи освоения
Цель: формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи работы с детьми 3-4 лет.
- Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах. О предметах требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.
- Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.
- Сделать знания по разделу «Безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.
Задачи работы с детьми 4-5 лет.
- Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:
- Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
- Активизировать знания о:
- сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
- об опасностях при контактах с животными.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- о микробах и вирусах.
- о бытовых опасностях.
- о взаимосвязи и взаимодействии в природе.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.
- о бережном
отношении к природе, о
- развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»
2.1. Формы работы с детьми дошкольного возраста
Освоение образовательной области «Безопасность» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах. Остановимся на некоторых из них.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
С родителями, в
частности предусмотрено провед
В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого мы на видном месте оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где разместила для воспитателей и родителей:
• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
• буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
• консультации
«Знакомим детей с
Мы по данному направлению деятельности, уделяем внимание в работе с детьми, начиная с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
Данная работа ведется через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Дважды в году проводим диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
Эту проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
В целом в освоении образовательной области «Безопасность» используются следующие формы, отражённые в таблице 1, 2.
Таблица 1.
Формы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|