Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:37, творческая работа

Описание работы

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Цель: изучить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Сущность психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»…….………………………………………………………….......4
1.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………………………………………………4
1.2. Цели и задачи освоения образовательной области…………………………………………………………………………….5
Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………………………………………………7
2.1. Формы работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7
2.2. Интеграция с другими областями………………………...………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………………….15
Приложение………………………………………………………………….......16

Работа содержит 1 файл

tvorcheskaya_razrabotkane_stirat.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО  ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЛАСТИ  «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ

 

Творческая  разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Сущность психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»…….………………………………………………………….......4

1.1. Содержание психолого-педагогической  работы по освоению образовательной  области «Безопасность»……………………………………………………………………4

1.2. Цели и задачи освоения образовательной  области…………………………………………………………………………….5

Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………………………………………………7

2.1. Формы работы с детьми  дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7

2.2. Интеграция с другими областями………………………...………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………………….15

Приложение………………………………………………………………….......16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С.Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).

Вопросы привития навыков основ безопасности детям  старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

 Таким образом,  признавая приоритетность и значимость  вклада вышеуказанных исследователей  в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ в данных исследованиях не рассматривался.

 Актуальность  и востребованность исследуемой  проблемы определяются реальными  потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов. Данное положение определило тему моей творческой разработки: «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с другими областями».

Цель: изучить  содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной  области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.

Задачи:

  1. Выявить содержание  психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность».
  2. Разработать  формы работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность».

Глава 1. Сущность психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»

1.1. Содержание  психолого-педагогической работы  по освоению образовательной  области «Безопасность»

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной  из образовательных областей является «Безопасность».

  Суть этого вопроса состоит в том, что безопасность жизнедеятельности  в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.

Содержание  образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной  жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-  развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

1.2. Цели  и задачи освоения образовательной  области

Цель: формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи  работы с детьми 3-4 лет.

- Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах. О предметах требующих осторожного обращения, о   предметах опасных для жизни и здоровья.

- Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.

- Сделать знания по разделу «Безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.

Задачи  работы с детьми 4-5 лет.

- Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:

- Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.

- Активизировать знания о:

- сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на  проезжей части.

- об опасностях при контактах с животными.

- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

- о микробах и вирусах.

- о бытовых опасностях.

- о взаимосвязи и взаимодействии в природе.

Задачи  работы с детьми старшего дошкольного  возраста.

- формирование  у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.

- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.

- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.

- о бережном  отношении к природе, о правилах  безопасного поведения на природе,  о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.

- развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы работы с дошкольниками  по освоению образовательной области «Безопасность»

2.1. Формы  работы с детьми дошкольного  возраста

Освоение образовательной  области «Безопасность» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных  формах. Остановимся на некоторых  из них.

Формирование  основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

С родителями, в  частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого мы на видном месте оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где разместила для воспитателей и родителей:

• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

• буклеты «Основа  безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

• консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.

Мы по данному направлению деятельности, уделяем внимание в работе с детьми, начиная с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

При организации  методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного  поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.

Данная работа ведется через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Дважды в  году проводим диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.

Эту проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.

В целом  в  освоении образовательной области  «Безопасность» используются следующие формы, отражённые в таблице 1, 2.

 

 

Таблица 1.

Формы работы с  детьми по освоению образовательной  области «Безопасность»

Формы образовательной  деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации  детей

Индивидуальные

Подгрупповые

групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные 

Индивидуальные 

подгрупповые

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Экспериментирование
  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Информация о работе Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с