Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:51, реферат
Целью данной работы является освещение педагогической игры как средства обучения.
Задачами работы являются:
Изложение сущности игровых технологий, их концептуальных основ.
Рассмотрения разновидности игр, применяемых в педагогике.
Освещение деловой игры как активной формы обучения.
Разработка сценария деловой игры по дисциплине «Бухгалтерский учет».
Введение 3
1. Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике 5
2. Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях 7
3. Деловая игра как форма активного обучении 10
3.1. Принципы и задачи организации учебных деловых игр 10
3.2. Структура деловой игры 12
4. Сценарий деловой игры «Учебная бухгалтерия» 17
Заключение 26
Список литературы 27
Государственное учреждение образования
«Республиканский
институт высшей школы»
Кафедра
экономики и управления
высшей школы
Реферат
на тему: Содержание педагогической игры
(на
примере дисциплины
«Бухгалтерский учет»)
Минск
2011
Содержание
Преобразования, происходящие в обществе, особенно инновационные процессы, в экономической и социальной жизни влекут за собой изменения в подготовке кадров. В настоящее время экономика РБ нуждается в высококвалифицированных специалистах, поэтому основным направлением ССУЗов становится подготовка компетентной, творчески развивающейся личности.
Компетентность будущих специалистов экономического профиля во многом зависит от качества их теоретической и практической подготовки. Это в первую очередь относится к преподаванию профессиональных предметов (введение в специальность, бухгалтерский учет, экономика организации, финансы организации, анализ хозяйственной деятельности, ревизия и контроль) – именно тех из них, изучение которых предусматривает сочетание теоретической подготовки с выработкой профессиональных умений и навыков.
Многие
преподаватели ищут разнообразные
формы проведения занятий, которые отличаются
от стандартных. Среди различных активных
методов, которые используются в учебной
деятельности, хочу выделить деловую игру,
так как именно она активизирует мыслительную
деятельность учащихся, развивает профессиональные
способности будущих специалистов.
Первая деловая
игра была разработана и проведена в СССР
в 1932 году М. М. Бирштейн. В 1938 году
деловые игры в СССР постигла участь ряда
научных направлений, они были запрещены.
Их второе рождение произошло только в
60-х гг., после того как появились первые
деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат,
Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом
и другие).
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе ССУЗов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.
Целью данной работы является освещение педагогической игры как средства обучения.
Задачами работы являются:
Игровые
технологии широко применяются в
технологии образования средних специальных
учебных заведений. Обучение учащихся может
быть эффективным при реализации принципов
дидактики развивающего обучения. Это
означает, что процесс образования должен
быть не столько процессом передачи предметных
образов, сколько процессом управления
развитием личности. Игровая деятельность
характеризуется процессами сознательной
организации способа осуществления деятельности,
которые основываются на рефлексии и активных
поисковых действиях по поводу содержания
ролей, игровых функций или сюжета. Только
тогда, когда субъект деятельности начинает
осуществлять организационные действия
по поводу сюжета, делая предметом своей
деятельности содержание и процессы, можно
говорить о возникновении игровой деятельности
и специфического игрового отношения.
Рефлексивный, поисковый, мыслительный
и организационный компоненты игровой
деятельности формируют у субъекта исследовательское
и творческое отношение к действительности.
Концептуальными основами игровых технологий
являются:
Рис. 1. Концептуальные
основы игровых технологий.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
Рис. 2. Виды игр, используемых в педагогической практике.
Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
С
помощью знаковых средств (язык, речь,
графики, таблицы, документы) в деловой
игре воспроизводится
Деловая
игра воссоздает предметный контекст-обстановку
будущей профессиональной деятельности
(условной практики) и социальный
контекст, в котором учащийся взаимодействует
с представителями других ролевых позиций.
Таким образом, в деловой игре реализуется
целостная форма коллективной учебной
деятельности на целостном же объекте
- на модели условий и диалектики производства,
профессиональной деятельности.
В процессе игры осваиваются:
При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.
Рис.3. Направления воздействия игры на учащихся.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.
В "классическом"
варианте ОДИ применяются в качестве
инструмента коллективного
Применение
инновационных игр в педагогическом
процессе выполняет, прежде всего, развивающую
задачу: их особенностями являются прежде
всего рефлексивность и направленность
на самоорганизацию способов осуществления
деятельности. Участники попадают в конкретные
игровые ситуации, каждый со своей точкой
зрения. Они могут приходить из различных
специализированных предметных областей,
могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие
представления, несовпадающие социальные
установки. Для того чтобы соорганизовать
их действия в единой коллективной деятельности,
необходимо выявить способы действий
участников, направлять их рефлексию и
анализ на кооперативную соорганизацию
и продуктивное взаимодействие. Функцию
координации действий всех участников
осуществляют организатор и специально
выделенная группа организации.
Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.
Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов:
• принцип
имитационного моделирования
• принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;
• принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
• принцип диалогического общения;
• принцип двуплановости игровой учебной деятельности.
1. Принцип
имитационного моделирования
а) имитационной модели производства;
б) игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда.
2. Принцип
проблемности содержания игры
и ее развертывания означает,
что в предметный материал
игры закладываются учебные
3. Принцип
ролевого взаимодействия в
4. Принцип
диалогического общения и
5. Принцип
двуплановости игровой учебной
деятельности дает возможность
внутреннего раскрепощения
Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры и должны соблюдаться как на этапе разработки, так и на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах ДИ.