Содержание образования как средство обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение содержания образования как средства обучения.
Задачи:
Изучить необходимую литературу.
Рассмотреть содержание образования.
Изучить принципы и критерии отбора содержания образования.
Дать представление о нормативных документах, регламентирующих содержание общего среднего образования.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Содержание образования..................................................................................5
2. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............8
3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего
среднего образования........................................................................................11
Заключение........................................................................................................18
Литература.........................................................................................................19

Работа содержит 1 файл

К.Р. педагогика.docx

— 40.35 Кб (Скачать)

   Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала  осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

   Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который  по своему содержанию и структуре  обязательно соответствует учебной  программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны.

   Структура учебника включает в себя текст как  главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели. [6]

   Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения  содержания, а не просто информирования о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

   Учебники  содержат изложение основ наук и  одновременно организуют самостоятельную  учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой связи к учебнику предъявляются требования, не только касающиеся построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

   Учебник отражает в единстве логику науки, логику учебной программы и логику развития личности. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству.

   Формулировки  основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения, возможность учебника пробуждать познавательный интерес учащихся и заставлять их думать.

   Учебник должен быть в меру красочен, снабжен  необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий. [6]

   Как уже отмечалось, содержание образования  на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории, сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).  

Заключение. 

     Личность  находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Современное образование, рассматриваемое как  социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить личностно-деятельностный подход. [1]

     При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

     Традиционная  педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступают формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.  
 

   Литература 

  1. Интернет-ресурс: http://www.eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/8.shtml
  2. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. — М. , 1981.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект. - М. , 2000.
  4. Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.
  5. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  6. В.А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.И.Шиянов ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

  
 
 

     

Информация о работе Содержание образования как средство обучения