Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:17, контрольная работа
Цель данной работы: изучение содержания образования как средства обучения.
Задачи:
Изучить необходимую литературу.
Рассмотреть содержание образования.
Изучить принципы и критерии отбора содержания образования.
Дать представление о нормативных документах, регламентирующих содержание общего среднего образования.
Введение..................................................................................................................3
1. Содержание образования..................................................................................5
2. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............8
3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего
среднего образования........................................................................................11
Заключение........................................................................................................18
Литература.........................................................................................................19
Содержание
Введение......................
1. Содержание
образования...................
2. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............8
3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего
среднего
образования...................
Заключение....................
Литература....................
Введение.
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В образовательном процессе происходит усвоение человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Как отмечали русские интеллигенты еще в XIX веке, три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова. Очень важно подчеркнуть, что также и в соответствии с современным пониманием образованности оно включает и воспитанность («благородство чувств»). [4]
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.
Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.
Цель данной работы: изучение содержания образования как средства обучения.
Задачи:
1. Содержание образования.
В конце XVIII — начале XIX в. в психолого-педагогической литературе появились термины «формальное образование» и «материальное образование», на основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования. Сторонники того и другого направлений не уделяли внимания содержанию образования. Глубокой критике их подвергали русские революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский за узость и односторонность их взглядов. Так, К. Д. Ушинский писал, что формальное развитие рассудка в том виде, как его понимали прежде, есть несуществующий призрак, рассудок развивается только в действительных реальных знаниях.
Каждая наука развивает человека, насколько хватает ее собственного содержания, и развивает именно этим содержанием.
Знания должны быть полезны в будущей жизни. Вместе с тем нельзя подходить к знаниям лишь с точки зрения их непосредственной пользы для жизненной практики человека. Так, древняя история помогает уяснить ход исторического развития человеческого общества в целом, но не может быть приложима к современной практической деятельности людей. [5]
Таким
образом, К. Д. Ушинский был противником
утилитарного подхода к изучению
наук в школе, характерного для сторонников
материального образования. Школа,
по мнению К. Д. Ушинского, должна обогащать
человека знаниями и в то же время
приучать его пользоваться этим богатством.
А так как школа имеет дело
с человеком растущим и развивающимся,
умственные способности которого все
расширяются и будут
Образование есть процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания.
В конце XIX — начале XX в. получила распространение педоцентристская теория образования, основателями которой были западные ученые Д. Дьюи, В. Килпатрик и др. Сторонники этой теории рассматривали образование через призму интересов и способностей ребенка.
Отечественный дидакт В. С. Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности. В соответствии с этими функциями могут быть сформулированы и цели общего среднего образования.
Образование представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до смерти, т. е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени.
Решение и постановка целей образования связаны с поиском альтернатив в различных социальных институтах. Этим поиском занимаются социологи, политики, психологи, педагоги, экономисты.
Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
В
концепции структуры и
В национальной доктрине образования в Российской Федерации, принятой на том же совещании, были также сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно:
—
преодоление социально-
— восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
— создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
•
разностороннее и своевременное
развитие детей и молодежи, формирование
навыков самообразования и
• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
• систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
• непрерывность образования в течение всей жизни человека;
•
многообразие типов и видов образовательных
учреждений и вариативность
•
преемственность уровней и
• развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
•
академическую мобильность
• развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
•
подготовку высокообразованных людей
и высококвалифицированных
• экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Обеспечению решения задач
С
точки зрения системного подхода
образование, по мнению М. И. Махмутова,
является метасистемой по отношению
к системе обучения. В соответствии
с этим содержание образования является
более широким понятием по сравнению
с содержанием обучения. Отсюда следует,
что цели и содержание образования
и обучения не совпадают. Так, если,
например, цель образования — всестороннее
и гармоническое развитие человека
и подготовка молодого поколения
к активной общественной жизни, то цель
обучения уже конкретнее: усвоение
учащимися общеобразовательных
знаний, формирование способов деятельности,
научного мировоззрения. [2]
2. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
В педагогической теории нашли признание принципы формиpoвaния содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.
Прежде всего это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия. [6]
Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
Информация о работе Содержание образования как средство обучения