Содержание образования как средство обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение содержания образования как средства обучения.
Задачи:
Изучить необходимую литературу.
Рассмотреть содержание образования.
Изучить принципы и критерии отбора содержания образования.
Дать представление о нормативных документах, регламентирующих содержание общего среднего образования.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Содержание образования..................................................................................5
2. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............8
3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего
среднего образования........................................................................................11
Заключение........................................................................................................18
Литература.........................................................................................................19

Работа содержит 1 файл

К.Р. педагогика.docx

— 40.35 Кб (Скачать)

  Содержание

Введение..................................................................................................................3

1. Содержание  образования..................................................................................5

2. Принципы и критерии отбора содержания общего образования..............8

3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего

среднего  образования........................................................................................11

Заключение........................................................................................................18

Литература.........................................................................................................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

  Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В образовательном процессе происходит усвоение человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Как отмечали русские интеллигенты еще в XIX веке, три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова. Очень важно подчеркнуть, что также и в соответствии с современным пониманием образованности оно включает и воспитанность («благородство чувств»). [4]

     Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как  результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать  с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается  это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.  

      Цель  современного образования - развитие тех  свойств личности, которые нужны  ей  и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

   Цель  данной работы: изучение  содержания образования как средства обучения.

   Задачи:

    1. Изучить необходимую литературу.
    2. Рассмотреть содержание образования.
    3. Изучить принципы и критерии отбора содержания образования.
    4. Дать представление о нормативных документах, регламентирующих содержание общего среднего образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 

   1. Содержание образования.

         В конце XVIII — начале XIX в. в психолого-педагогической литературе появились термины «формальное  образование» и «материальное образование», на основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в  области содержания образования. Сторонники того и другого направлений не уделяли внимания содержанию образования. Глубокой критике их подвергали русские  революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский за узость и односторонность их взглядов. Так, К. Д. Ушинский писал, что формальное развитие рассудка в том виде, как  его понимали прежде, есть несуществующий призрак, рассудок развивается только в действительных реальных знаниях.

   Каждая  наука развивает человека, насколько  хватает ее собственного содержания, и развивает именно этим содержанием.

   Знания  должны быть полезны в будущей  жизни. Вместе с тем нельзя подходить  к знаниям лишь с точки зрения их непосредственной пользы для жизненной  практики человека. Так, древняя история  помогает уяснить ход исторического  развития человеческого общества в  целом, но не может быть приложима  к современной практической деятельности людей. [5]

   Таким образом, К. Д. Ушинский был противником  утилитарного подхода к изучению наук в школе, характерного для сторонников  материального образования. Школа, по мнению К. Д. Ушинского, должна обогащать  человека знаниями и в то же время  приучать его пользоваться этим богатством. А так как школа имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные способности которого все  расширяются и будут расширяться, то она должна не только удовлетворять  потребности настоящей минуты, но и делать запас на будущее.

   Образование есть процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания.

   В конце XIX — начале XX в. получила распространение  педоцентристская теория образования, основателями которой были западные ученые Д. Дьюи, В. Килпатрик и др. Сторонники этой теории рассматривали  образование через призму интересов  и способностей ребенка.

   Отечественный дидакт В. С. Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности. В  соответствии с этими функциями  могут быть сформулированы и цели общего среднего образования.

   Образование представляет собой прогрессивную  линию движения человека от рождения до смерти, т. е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени.

   Решение и постановка целей образования  связаны с поиском альтернатив  в различных социальных институтах. Этим поиском занимаются социологи, политики, психологи, педагоги, экономисты.

   Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых  ей и обществу для включения в  социально значимую деятельность.

   В концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), принятой в 2000 г. на Всероссийском  совещании работников образования, главная цель общего образования  сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать  творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных  интересах, так и в интересах  общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и  т. д.). [3]

   В национальной доктрине образования  в Российской Федерации, принятой на том же совещании, были также сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно:

   — преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение  высокого качества жизни народа и  национальной безопасности;

   — восстановление статуса России в  мировом сообществе как великой  державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

   — создание основы для устойчивого  социально-экономического и духовного  развития России.

   Система образования призвана обеспечить:

   • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

   • воспитание патриотов России, граждан  правового, демократического социального  государства, уважающих права и  свободы личности и обладающих высокой  нравственностью;

   • разностороннее и своевременное  развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

   • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

   • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения  в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

   • непрерывность образования в  течение всей жизни человека;

   • многообразие типов и видов образовательных  учреждений и вариативность образовательных  программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

   • преемственность уровней и ступеней образования;

   • развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

   • академическую мобильность обучающихся;

   • развитие отечественных традиций в  работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

   • подготовку высокообразованных людей  и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному  росту и профессиональной мобильности  в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

   • экологическое воспитание, формирующее  бережное отношение населения к  природе.

     Обеспечению решения задач образования  призвана служить система обучения. Вместе с тем существует проблема  соотношения между самими понятиями  «образование» и «обучение». [5]

   С точки зрения системного подхода  образование, по мнению М. И. Махмутова, является метасистемой по отношению  к системе обучения. В соответствии с этим содержание образования является более широким понятием по сравнению  с содержанием обучения. Отсюда следует, что цели и содержание образования  и обучения не совпадают. Так, если, например, цель образования — всестороннее и гармоническое развитие человека и подготовка молодого поколения  к активной общественной жизни, то цель обучения уже конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных  знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения. [2] 

   2. Принципы и критерии  отбора содержания  общего образования

   В педагогической теории нашли признание  принципы формиpoвaния содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.

   Прежде  всего это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

   Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.  [6]

   Принцип структурного единства содержания образования  на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

Информация о работе Содержание образования как средство обучения