Содержание и методика проведения вступительных бесед на уроках труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:11, реферат

Описание работы

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Работа содержит 1 файл

Реферат по технологии.docx

— 27.54 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Северо-Восточный федеральный  университет им. М.К.Аммосова»

Педагогический институт

Кафедра педагогики начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Содержание и  методика проведения вступительных  бесед на уроках труда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Проверила:

 

 

    

   

 

 

 

Якутск 2012

 

Содержание и  методика проведения вступительных  бесед на уроках труда

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть  обучения, воспитания и развития ребенка  на начальной ступени общеобразовательной  школы реализуется средствами разнообразной  урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает  полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения  быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку  при создании красивых предметов  он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных  в процессе трудовой деятельности и  на художественных занятиях.

Наиболее эффективно развиваются  творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной в художественном труде.

Содержание художественного  труда первоклассников составляют:

-работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров);

-работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);

-работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

-работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).

Только уроки труда до недавнего  времени являлись исключением и  трактовались в рамках ремесленно-технологической  подготовки, что совершенно не соответствовало  духу времени и огромным развивающим  возможностям данной учебной дисциплины.

Именно появление новых подходов к методике трудового обучения, господство идеи развивающего обучения и концепция  подготовки человека мыслящего, творческого, социально-активного побудило нас  сделать предметом нашего исследования изучение народных культурных промыслов, как один из способов повышения творческих способностей. Так как, на наш взгляд, именно народные промыслы, народное искусство  являются важнейшим средством как эстетического воспитания, так и средством формирования творческой, самостоятельной, активной личности.

Говоря о методической стороне  изучения основ народной культуры в  начальных классах, нельзя не сказать  о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие  условия для практической работы и используя различные методы обучения.

Одним из них является вступительная  беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональным стержнем урока, его смысловой основой.

Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.

Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с  современностью.

Конечно, целостный комплекс знаний дети получают не из одной беседы, а  из их серии, но, тем не менее, очевидно, что требования, предъявляемые к  каждой беседе достаточно серьёзны. Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство  всегда традиционно. Из поколения в  поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а  целое мировоззрение народа, его  духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике  мастер руководствуется художественно-эстетическими  понятиями, а в первую очередь  традицией.

Чтобы помочь детям разобраться  в содержании отдельных видов  народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных  ремесел. Например, такие мотивы, как  солнце, женщина, конь, птица, растения встречаются и в вышивке, и  в пряниках, и в росписи посуды, и в глиняной игрушке. Все эти  мотивы символичны, поскольку творчество народного художника диктовалось  всем укладом жизни. Именно народное искусство поможет ребёнку понять, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был  созвучен природе, определяясь целиком  годичным кругом сельскохозяйственных работ. В определённую пору начинали пахать землю и сеять, косить траву, жать хлеб. В этот же круг естественно  вписывались праздники, время которых  также никогда не определялось произвольно. Вся жизнь крестьянина была связана  с землёй, зависела от её плодородия. Земля была как бы живым существом: в определённую пору она «засыпалась» и «просыпалась», поила, кормила и одевала людей. Образ матери – земли обобщён и закреплён в многочисленных символах женских фигур, глиняных бабах, стилизованных изображениях женщин в вышивках. Разнообразны вариации символического изображения солнца, несущего свет всему живому, дающего саму жизнь. Эти символы нередко без труда узнаются детьми.

Вступительная беседа имеет место  на занятиях лепкой, как с натуры, так и по представлению. На этом этапе  урока детям разъясняется задание, а поскольку смысл характер работы на каждом из видов уроков разный, то и вступительные беседы на них  имеют свои особенности.

Так на уроках лепки с натуры вступительная  беседа имеет следующие этапы:

а) восприятие предмета в целом, его  формы;

б) анализ его конструкции, технологии;

в) повторное целостное восприятие.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе целостного восприятия учитель демонстрирует предмет  и предлагает внимательно его  рассмотреть. В первый момент важно  без всяких вопросов и разъяснений  дать детям полюбоваться предметом, вызвать у них естественную эмоциональную  реакцию на него и тем самым  желание выполнить самим такой  же на уроке. Эмоциональная реакция  сама по себе ещё не обеспечивает создания в памяти, детей цельного образа предмета, поэтому учитель, направляя  восприятие, задает детям вопрос: на что похож предмет? Это первый шаг в сознательном, целенаправленном восприятии – самый общий образ  предмета, его формы.

Теперь важно определить конструкцию  предмета. Учитель спрашивает, из каких  частей состоит предмет. Задача учителя  на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание детей на основные.

Каждый из учащихся может мысленно воссоздать образы реальных птиц или  зверей (представления по памяти). О  свистульке – поросёнке, коне –  качалке у детей нет готовых  представлений. Чтобы создать эскиз  таких игрушек, ребёнку приходится перерабатывать свои представления памяти, учитывая функциональное назначение игрушки (представления воображения).

Рассматривая с детьми народные глиняные свистульки, надо обращать их внимание на изменение внешнего облика птицы или зверя, сделанные мастером для того, чтобы игрушкой можно  было пользоваться как свистком.

Учителю следует ознакомить учеников с некоторыми приёмами лепки народной игрушки, о которых будет сказано  ниже, во второй части нашей работы.

При изготовлении фигурок людей, так  называемых «барынек», следует также  обратить внимание на их форму и  основные правила лепки: основой  является юбка – колокол торсом, к которым отдельно прикрепляются  шарик – голова и руки калачиком. Затем игрушку наряжают: на голову – кудри, шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник, плечи покрывает пелерина: пышные рукава; по низу юбки – оборки; в руках – ребёнок; муфта, сумочка, собачка.

Для того, чтобы изделия имели законченный вид, их нужно расписать. Расписывают их не раньше, чем через три – пять дней после изготовления. Когда изделие высохнет, его покрывают белилами, а когда и они высохнут, расписывают узоры.

Знакомство с глиняной народной игрушкой несёт в себе большие  возможности для эстетического  воспитания, поэтому на уроках лепки, как и на любых других уроках по изучению народных культурных традиций, эти возможности следует как  можно шире использовать.

Не следует также забывать и  о том, что один урок может дать детям лишь какую-то часть необходимой  информации к народной культуре, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.

 

Уже на начальном этапе  школьникам даётся информация о знаковой системе народного искусства: демонстрируются  наиболее распространённые символы  и знаки.

Кроме того, дети узнают и  о том, что сам выбор образов  для народных изделий не случаен: приводится краткая информация о  том, что означают, например, птица, конь, баран. И, наконец, даётся первоначальное представление об охранительной  функции народного искусства, о  включении народного искусства, о включении его в быт и  обряды. Задача состоит в том, чтобы  показать общность, универсальность, основной смысл народного искусства, а  усвоить затем частности (например, чем различаются дымковские и  филимоновские игрушки) детям будет нетрудно.

Эти уроки позволяют создать  очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве  и культуре; здесь закладывается  база для более обстоятельного изучения этой проблемы. К ней Н.М. Конышева возвращается главным образом в четвёртом классе, где проблема является центральной. Здесь рассматриваются особенности культуры разных народов, отражённые в создаваемой ими предметной среде. Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдельными видами ремесел, с тем, чтобы в результате у учащихся сложилось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневный быт.

Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или  дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно  задуматься и о своеобразии жизни  наших предков, о том, как они  умели вглядываться и вдумываться  в окружающую природу.

Вся система работы с младшими школьниками, по мнению Н.М. Конышевой, должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.

Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление  о том, когда рационально применять  соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

При выборе и сочетании методов  обучения необходимо руководствоваться  следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам  обучения;

2. Соответствие целям и задачам  обучения;

3. Соответствие содержанию данной  темы;

4. Соответствие учебным возможностям  школьников: возрастным

(физическим, психическим); уровню  подготовленности (образованности, воспитанности  и развития); особенностям классного  коллектива;

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам обучения относят  рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством  слова излагает, объясняет учебный  материал, а ученики посредством  слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.

Информация о работе Содержание и методика проведения вступительных бесед на уроках труда