Социальный заказ в воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Следовательно, меняется социальный заказ школе.
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Возникает потребность в формировании устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника.
В связи с этим, основной функцией школы выступает формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Понятие и сущность процесса воспитания………………...4
Глава II. Цели и задачи воспитания………………………………….6
Глава III. Социальный заказ в воспитании……………………….….9
Заключение……………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………...…17

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

    Современная образовательная политика стала  делом общенациональным. В принятой Концепции закреплен принцип  общественного согласия, который  является основой реализации задач  по модернизации образования. «Образовательная политика, — констатируется в документе, — устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества». Активными субъектами образовательной политики становятся все заинтересованные в развитии образования стороны: законодательная и исполнительная власть в лице федеральных и региональных структур, профессионально-педагогическое сообщество, семья, научные, культурные, общественные организации, предприятия, коммерческие структуры. Следовательно, повышается роль государственно-общественных организаций системы педагогического образования в осуществлении современной образовательной политики с учетом задач и специфики нашей образовательной области.

     Для того чтобы подготовить человека к самостоятельной жизни в  обществе, необходимо выработать у  него прочные навыки, такие как:

  • Самообслуживание (умение аккуратно приводить в порядок себя, свой дом)
  • Самообразование (умение самостоятельно добывать знания)
  • Самовоспитание (стремление к самосовершенствованию вырабатывает в человеке сильный волевой характер, творческий подход к решению любых задач, инициативность и желание заботиться о других).
  • Организационные навыки (вся общественная жизнь в школе должна строиться на грамотно организованном самоуправлении).
  • Забота о здоровье (у молодежи должны быть выработаны основные навыки здорового образа жизни).
  • Организация досуга ( человек не должен знать что такое безделье и скука).

    Эти основные критерии положены в концепцию  воспитательной работы.

    Воспитательный  процесс - ядро педагогической деятельности. Это процесс целенаправленного  развития общественно необходимых  личностных отношений человека к  окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к  самому себе. В процессе воспитания следует различать «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. «Внутренняя» сторона-это процесс развития необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, ее сторонам, к самому себе; «внешняя» сторона - целенаправленное воздействие самого человека и других людей в целенаправленной деятельности самого человека - учебной и жизненно-практической.

    Процесс воспитания - это процесс отношения ребенка  к действительности.

 
 

 
 

 

 

 

 
 
 

    Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость  внесения преобразований в деятельность учреждений образования. Реальная жизнь в условиях рыночной экономики выдвинула на первый план совершенно другие, непривычные ценности и ориентиры. Изменившаяся ситуация потребовала пересмотра взглядов и убеждений, которые казались незыблемыми, выработки своего отношения к происходящему, принятия совершенно иного образа жизни.

 

     Сегодня в  значительной степени возросла  ответственность каждого человека  за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном  значении. Переход к новой системе  экономических взаимоотношений для многих людей стал сложным барьером в контексте преломления своего видения мира, приложения своих сил в конкретной сфере складывающихся взаимодействий. От активности и самостоятельности применения интеллектуальных и профессиональных качеств, способности проявлять гибкость и нестандартность в решении проблем, зависит то, как сложится профессиональная карьера, а также жизнь человека.

 

     Следствием  этого является увеличение возможности  и необходимости повышения творческого  потенциала каждого человека. Лидирующее положение в современной социокультурной ситуации занимает личность, способная преодолеть возникающие трудности, и таким образом, найти свое социальное и профессиональное место, а в случае необходимости, создать его, проявляя свою волю и активность.

 

     Таким образом,  рейтинг качеств личности, предопределяющих  успешность ее социальной и  профессиональной адаптации, в  настоящее время перераспределяется  в пользу тех, которые характеризуются  проявлением творческой активности, способностью грамотной оценки ситуаций и быстрого нахождения компетентного решения. Уникальность данного процесса в том, что все явные и скрытые потенциальные возможности обеспечивают работу развитого дивергентного мышления, основанного на стратегии поиска множества решений одной единственной задачи. С этой точки зрения становится объяснимой складывающаяся тенденция появляющихся инновационных технологий по обеспечению направленности на творческое развитие личности.

 

     Данная проблема  – одна из традиционных и наиболее значительных в педагогике. Происходящие общественные преобразования в еще большей степени повышают ее актуальность. Развитие творческой активности личности отличается сложностью и длительностью. Этому процессу присущи свои специфичные особенности, которые существуют в динамике, как определенные тенденции.

 

     Модернизация  традиционной системы образования  стала мощным фактором самовыражения  учащихся. Гибкость дополнительного  образования детей позволяет  обеспечить условия для формирования  социальных и профессионально значимых качеств личности и ее дальнейшего творческого развития. Но в сложившейся социокультурной ситуации самореализация подростков ограничивается следующими противоречиями между:

  • стремлением общества выйти на качественно новый уровень культуры и возникшим вакуумом духовности, который обуславливается прагматической идеологией части социума, чье влияние нередко испытывает подросток;
  • существующими потребностями подрастающего поколения в творческом развитии и устаревшими методами, технологиями, содержанием образовательного поля, не имеющими в основе научно-методологическую платформу;
  • нравственным потенциалом подростков и несформированностью условий для реального выхода их на социально значимую сферу проявления;
  • восприятием близким окружением учащегося через призму успеваемости и самобытностью и целостностью личности.
 

     Очевидно, следствием  этих противоречий становится  задержка личностного развития  подростков и юношества, невозможность  наиболее полно реализовать себя  в значимом сообществе и деятельности.

 

     Важной составляющей  многогранного процесса становится  социальная востребованность, которая  способствует вовлечению в создание  единого социокультурного пространства  всех социальных и возрастных  слоев.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Педагогическая  наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать  детей. С древних времен и до наших  дней существует два диаметрально противоположных  взгляда на воспитание:

    - воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;

    - воспитывать детей нужно добротой и лаской.

    Если  бы жизнь категорически отвергла один из подходов, то он бы уже давно  прекратил свое существование. Но в  том-то и вся сложность: в одних  случаях большую пользу приносят обществу люди, воспитанные в жестких  правилах, у которых сформированы суровые взгляды на жизнь, люди с упрямым характером и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того в каких условиях живет народ, какую политику приходиться вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно ведут спокойную, сытую жизнь, преобладают гуманистические тенденции воспитания. А в тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладает жестокое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось воспитывать детей помягче, но выжить в этих условиях они не смогут. Вот почему вопрос, как воспитывать детей,- вопрос не столько науки, сколько самой жизни.

    Исходя  из выше перечисленного можно сделать  вывод, что социальный заказ в  воспитании играет важнейшую роль, он определяется обществом и государством и направлен на человека нужного (необходимого) для данного периода времени.

    Современному  российскому развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут  самостоятельно принимать решения  в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание. Поэтому необходимо модернизировать российскую систему воспитания и направить ее на достижение данной цели.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

 

 

    1. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. — Пенза, 2000.

    2. Матросов В. Л. Доклад «О роли государственно-общественных организаций системы педагогического образования по совершенствованию подготовки учителей в условиях модернизации образования» // «Преподаватель», Москва, 2001.

    3. Рубинштейн, С.Л. «Принцип творческой самодеятельности» // Вопросы философии. – Москва, 1999.

    4. Сластенин В.А., «Педагогика: Учебное пособие». — М.: Школа — Пресс, 2000.

     5. Харламов И.Ф. «Педагогика» Москва, 2000 г.

      6. Шебуняев А.Г. Педагогика: Учебное пособие / и др., — Москва, 1999.

Информация о работе Социальный заказ в воспитании