Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики социальной работы с неблагополучной семьей в системе образования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме работы.
2. Выявить и изучить социально-педагогическую характеристику и проблемы неблагополучной семьи в системе образования.
3. Дать характеристику неблагополучной семье в условиях дошкольного учреждения.
4. Рассмотреть цели, сущность и содержание социальной работы.
5. Проанализировать деятельность социального педагога с неблагополучными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
1.1 Неблагополучная семья в системе образования
1.2 Неблагополучная семья в условиях дошкольного учреждения
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1 Социальная работа: цели, сущность содержание
2.2 Деятельность социального педагога с неблагополучными семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 74.47 Кб (Скачать)

    Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.

    В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает  особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у  истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен  в обществе семейные ценности приобретают  особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной  национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия социальных педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:

    - улучшение семейного микроклимата;

    - формирование положительных взаимоотношений в семье;

    - повышение педагогической культуры  родителей путем их активного просвещения;

    - формирование совместными усилиями  полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

    Новый тип взаимодействия детского сада и  семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной  работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая  им как традиционные, так и новые  формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Азаров, Ю. П. Педагогика любви  и свободы / Ю. П. Азаров –  М.: Топикал, 1994. – 255 с.

    2. Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубровская, Е.М. Социально-психо-логические  методы исследования супружеских  отношений / Ю.Е. Алешина, Л.  Я. Гозман, Е. М. Дубровская - М.: Педагогика, 1987. – 240 с.

    3. Алмазов, Б. Н. Психолого-педагогические  основания реабилитации социально-дезадаптированных  подростков: Диссертация в виде  научного доклада на соискание  ученой степени доктора педагогических  наук / Б. Н. Алмазов – Екатеринбург: Педагогика, 2007. – 440 с.

    4. Беличева, С.А. Превентивная практика  и социальная работа с детьми  и семьями группы риска в  Финляндии / С. А. Беличева // Профессиональная  библиотека работника социальной  службы. – 2007. - №2. - С.34-39.

    5. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной  семьи: Записки детского психиатра  / М. И. Буянов - М.: Высшая школа, 1988. – 220 с.

    6. Гергишанов, Т. Семейные будни,  или нежность на каждый день / Т. Гергишаров – М.: Республика, 1992. – 120 с.

    7. Гигевич, С. В. Социально-психологические  особенности неблагополучных семей  / С. В. Гигевич // Сацыяльна-педагагічнвя работа. Серыя “У дапамогу педагогу” – 2007. - № 12. – С. 46-47.

    8. Гнилицкая, Н. Л. Откуда берутся  «трудные дети»? (Психология неблагополучных  семей) / Н. Л. Гнилицкая // Адукацыя  и выхаванне. – 2008. - № 4. –  С. 13-19.

    9. Гончарова, Т. Неблагополучные  семьи и работа с ними / Т.  Гончарова // Народное образование  - 2002. - № 6. – С. 56-60.

    10. Горьковая, И. А. Влияние семьи  на формирование делинквентности  у подростков / И. А. Горьковая  // Психологический журнал. - 2005. - №  2. - С. 57-65.

    11. Григорьев, А. Д. Социальная  работа на Беларуси: История, опыт, проблемы  / А. Д. Григорьев - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 450 с.

    12. Гусева, В. В. Главная точка  отсчета неблагополучия семьи  – отношение к ребенку / В.  В. Гусева // Сацыяльна-педагагічнвя работа. – 2006. - № 7. – С. 58-61.

    13. Демография. Семья. Гендерная политика: Сб. актов законодательства / Сост. В.  Г. Гавриленко и др. – Мн.: Право  и экономика, 2003. – 330 с. 

    14. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа  с неблагополучными детьми и  подростками. Конспект лекций  / Н. Ф. Дивицына – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 230 с.

    15. Зайнышев, И.Г. Технология социальной  работы / И. Г. Зайнышев – М., 2000. – 340 с.

    16. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 224 с.

    17. Карабанова, О.А. Психология семейных  отношений и основы семейного  консультирования / О. А. Карабанова - М.: Академия, 2004. – 350 с.

    18. Корчак, Я. Как любить детей  / Я. Корчак – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 115 с.

    19. Крылова, Т., Струкова, М. Работа  социального педагога с семьей  группы риска / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. – 2009. - № 2. – С. 31-58.

    20. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. / Д. Майерс - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 210 с.

    21. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия  родителей с детьми / И. М. Марковская  – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

    22. Методики оказания социально-психологической  помощи семье и детям / Е.  В. Бурмистрова, В. Ю. Меновщиков, Н. Г. Осухова и др.; Под общ.  ред. Н. Г. Осуховой. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.

    23. Михеева, Г. В. Подходы в работе  с неблагополучной семьей / Г.  В. Михеева // Сацыяльна-педагагічнвя работа. – 2006. - № 7. – С. 11-13.

    24. Навицкая, Е. Даже нерадивые родители играют для детей огромную роль, и начинать нужно с них / Е. Навицкая // Белорусская газета. - 2006. - № 35.

    25. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик,  М.А. Паздников. - Мн.: выш.шк, 2005. –  145 с.

    26. Овчарова, Р.В. Справочная книга  социального педагога / Р. В. Овчарова - М.: Владос, 2004. – 550 с.

    27. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 250 с.

    28. Основы психологии семьи и  семейного консультирования /Под  общей ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Академия, 2004. – 330 с.

    29. Основы социальной работы / под  ред. Павленка П. Д. - М.: Инфро-М, 1997. – 600 с.

    30. Положение детей в Республике  Беларусь в 2008 году: Национальный  доклад. - Мн.: Минсктиппроект, 2009. –  50 с.

    31. Помощь родителям в воспитании  детей / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Академия, 1992. – 230 с.

    32. Работа с родителями / Под ред.  М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима –  Мн.: Экоперспектива, 2003. – 400 с.

    33. Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями // Воспитание школьников. - 2003. - № 1. – С. 45-60.

    34. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев  - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 500 с.

    35. Социальная работа / под ред. В.  И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 550 с.

    36. Социальная работа с семьей / под  ред. Т.В. Шеляг. – М.: Институт  социальной работы,  1995. – 440 с.

    37. Социальная работа с семьей / Под.  Ред. Е.И. Холостовой. – М.: Институт  социальной работы,  1996. – 330 с.

    38. Социальная работа: теория и организация:  Учебное пособие. - Мн.: Тетра-Системс, 2005. сост. Украинец П. П. – 303 с.

    39. Справочное пособие по социальной  работе / под ред. А. М. Панова  и Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 370 с.

    40. Стош Н. Н. Организация работы  социально-педагогической службы  с учащимися «группы риска» / Н.  Н. Стош // Сацыяльна-педагагічнвя работа. – 2006. - № 7. – С. 16-19.

    41. Теория и практика социальной  работы  / под ред. А. М. Панова  и Е. И. Холостовой. – М.: Институт  социальной работы, 1997. – 220 с.

    42. Терентьева, А. В. Особенности  развития ребенка в алкогольной  семье и возможности реабилитационной  работы / А. В. Терентьева //Семейная  психология и семейная терапия.  – 1998. - № 3. – С. 22-34.

    43. Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных  отношений: папа, мама, я - дружная  семья. Практикум по формированию  адекватных внутрисемейных отношений  / В. В. Ткачева – М.: Высшая  школа, 2000. – 220 с.

    44. Холостова, Е. И. Социальная  работа. Учебное пособие. / Е. И.  Холостова - М.: Дашков и Ко, 2004. – 330 с.

    45. Целуйко, В. М. Вы и ваши  дети. Психология семьи  / В. М.  Целуйко – Ростов-на-Дону: Феникс,  2004. – 330 с.

    46. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных  отношений. Курс лекций / Л. Б.  Шнейдер - М.: Владос, 2000. – 450 с.

    47. Шульга, Т.И. Методика работы с  детьми «группы риска» / Т. И.  Шульга - М.: Академия, 1999. – 230 с.

    48. Шульга, Т.Н. Работа с неблагополучной семьёй / Т. Н. Шульга- М.: Дрофа, 2005. – 220 с.

    49. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В. Психология  и психотерапия семьи / Э. Г.  Эйдемиллер, В. Юстицкий – СПб.: Питер, 1999. – 280 с.

    50. Юсупова, Х. Г. Семья как важнейший  социальный институт/ Х. Г. Юсупова  // Начальная школа. – 2009. - №  7. – С. 17-19. 
 

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями