Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики социальной работы с неблагополучной семьей в системе образования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме работы.
2. Выявить и изучить социально-педагогическую характеристику и проблемы неблагополучной семьи в системе образования.
3. Дать характеристику неблагополучной семье в условиях дошкольного учреждения.
4. Рассмотреть цели, сущность и содержание социальной работы.
5. Проанализировать деятельность социального педагога с неблагополучными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
1.1 Неблагополучная семья в системе образования
1.2 Неблагополучная семья в условиях дошкольного учреждения
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1 Социальная работа: цели, сущность содержание
2.2 Деятельность социального педагога с неблагополучными семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

диплом. неблагополучные.docx

— 74.47 Кб (Скачать)

    Наиболее  распространенной в современных  условиях является нуклеарная семья, состоящая  из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех  членов.

    Из  существующего множества типологий  семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

    Выполняя  огромное количество функций, семья  является основой общества, гарантией  его стабильного состояния и  развития. Нарушение какой- либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван,  в том числе, и социальный работник. Для социального  работника знание функций семьи  важно для правильной диагностики  проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи.

    Для неблагополучной семьи характерны низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в  нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Неблагополучная  семья в условиях  дошкольного учреждения 

    Согласуя  свои действия с семьей, детский  сад старается дополнить или  компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи  и дошкольного учреждения для  детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в  развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.

    Только  активная двусторонняя связь может  компенсировать “неполноценность”  их существования, улучшить адаптацию  детей к новым условиям (к примеру, детей-беженцев), наладить связь “неблагополучных”  детей с окружением. Что касается детей из так называемых “благополучных”  семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение  различными видами деятельности, нормализовать  контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача педагогического состава ДОУ - осознавая  разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.

    Другая  проблема - исчезновение в поведении  детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем  взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы  условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском  саду ребенок сталкивался не с  насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.

    Третья  проблема - развить интерес детей  к познанию окружающего мира. Поэтому  так важно уделять внимание доверительным  беседам с ребенком и его родителями. Поэтому процесс совместного  пребывания взрослого с детьми так  важен. Главное, чтобы ребенок как  в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье  можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов и психологов в этом аспекте является научить  родителей общаться с детьми, вызвать  у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем  использования активных форм и методов работы с родителями.

    Еще одна проблема - научить детей общению  друг с другом, научить не обижать  других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.

    Несмотря  на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с  родителями, вся их деятельность объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти  задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

    Роль  семьи в обществе несравнима по своей  силе ни с какими другими социальными  институтами, так как именно в  семье формируется и развивается  личность ребенка, происходит овладение  им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в  обществе. Связь с семьей человек  ощущает на протяжении всей своей  жизни. И именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

    Современная ситуация, в которой оказалось  наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде  и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи социальных педагогов.

    Являясь одним из важных факторов социального  воздействия, семья оказывает влияние  в целом на физическое, психическое  и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном  введении ребенка в общество, чтобы  его развитие шло сообразно природе  ребенка и культуре страны, где  он появился на свет. Обучение ребенка  тому социальному опыту, который  накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям  народа – прямая функция семьи  как социального института. Но все  это невозможно без систематического просвещения родителей.

    Из  всех проблем, стоящих перед современной  семьей, для социального педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т.е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.

    Для плодотворного просвещения родителей  дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.

    В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:

    -  социально-экономический,

    -  социально-психологический,

    - социально-культурный,

    -   социально-ролевой.

    Перечисленные статусы характеризуют состояние  семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют собой  срез состояния семьи в непрерывном  процессе ее адаптации в обществе.

    Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом.

    1-й  компонент социальной адаптации семьи

    – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов  семьи, ее жилищные условия, предметное окружение. Социальный педагог составляет социального паспорт семьи, где  указывается ее экономический статус, что немаловажно для дифференциального  подхода в просвещении родителей дошкольников.

    2-й  компонент социальной адаптации семьи

    – ее психологический климат, т.е. эмоциональный  настрой, который складывается как  результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений  друг с другом, отношений друг к  другу. Высокий показатель уровня социально-психологического климата: благоприятные отношения  в семье, построенные на принципах  равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи.

    Неблагоприятный психологический климат в семье  является в том случае, когда члены  семьи испытывают тревожность, эмоциональный  дискомфорт, отчуждение. Все это  препятствует выполнению семьей одной  из главных своих функций –  психотерапевтической, снятия стресса  и усталости.

    Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные  тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается  как удовлетворительное, в этом случае социально-психологический статус семьи считается средним.

    Уровень психологического климата семьи  – еще один важный компонент для  дифференцированного подхода в просвещении родителей.

    3-й  компонент

    – социокультурная адаптация, что  является едва ли не главным компонентом  в педагогическом просвещении. Высокий  уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми  духовными потребностями. Семья  ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.

    В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует  культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.

    Средний уровень культуры характеризуется  отсутствием характеристик, свидетельствующих  о высоком уровне культуры, семья  не осознает проблемы, не проявляет  активность в направлении его повышения.

    4-й  компонент

    – ситуационно-ролевая адаптация, которая  связана с отношением к ребенку  в семье. В случае конструктивного  отношения к ребенку, высокой  культуры и активности семьи в  решении проблем ее социально-ролевой  статус высокий. Если в отношении  к ребенку присутствует акцентуация  на его проблемах – средний. В  случае игнорирования проблем ребенка  и негативном отношении к нему – низкий.

    Для дифференциации просветительской работы социальный педагог проводит анкетирование  родителей, из бесед с детьми и  экспресс-опроса родителей составляет характеристики категорий семей, различающихся  по уровню социальной адаптации, благополучию.

    Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих:

    -  помощь в образовании,

    - психологическую помощь,

    -    посредническую.

    Основной  составляющей социально-педагогической деятельности является образование  родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения  требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи. Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей  по тем или иным вопросам в зависимости  от категории семьи.

    Из  существующего множества типологий  семьи задачам деятельности социального  педагога отвечает следующая комплексная  типология, которая предусматривает  выделение четырех категорий  семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:

    -  благополучные семьи,

    -   семьи группы риска,

    -   неблагополучные семьи,

    -   асоциальные семьи.

    Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

    Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать другие формы и методы педагогического просвещения, нежели в первом случае.

    Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями