Социально-культурная анимация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности или как педагогику досуга. Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» – оживлять, одушевлять.

Работа содержит 1 файл

анимация.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

волонтеры,  энтузиасты,  работающие на добровольных началах  в свободное

от работы время.  Это преподаватели,  ученые,  общественные деятели,

инженеры, служащие. Здесь  происходит постоянный процесс формирования

активистов из числа  посетителей учреждений социокультурной  сферы.  Но,

наряду с добровольными  активистами,  существуют и профессиональные

аниматоры.  Их подготовка осуществляется многочисленными учебными

центрами. 

Профессиональные аниматоры  получают подготовку в области

административной и  управленческой деятельности,  исследовательской  и

творческой работы,  педагогики.  В связи с этим выделяются два типа

аниматоров:  руководители  (аниматоры-координаторы)  и аниматоры-

специалисты,  возглавляющие  различные объединения,  ассоциации,  кружки

(ремесленные,  технические,  художественной самодеятельности  и т. п.). Они

преподают на различных курсах,  осуществляют юридическое

консультирование,  способствуют социальной адаптации эмигрантов,  даже

оказывают психологическую  помощь.

На социокультурных  аниматоров возложены обязанности  по удовлетворению потребностей населения в области культуры,  спорта, развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента,  он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений,  налаживает сотрудничество между аниматорами иобъединениями.  Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен,  согласно утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.  Если соотнести такую деятельность с нашим отечественным опытом,  то мы вправе отнести ее к деятельности социального педагога. И здесь нет противоречия,  скорее наоборот:  ведь мы полагаем, что социокультурная анимация по сути и характеру – прикладная дисциплина социальной педагогики. 

Современная концепция  социально-педагогической деятельности

существенно раздвигает границы социальной педагогики,  рассматривает ее

как научную дисциплину, исследующую процесс социального воспитания и

социализации человека в целом на всех возрастных группах.  С позиций

социально-педагогического  анализа социокультурная анимация может быть

определена как отрасль  социальной педагогики,  опирающаяся  на методы

организации культурно-досуговой деятельности населения.  Не случайно

наименование специализации  менеджеров социально-культурной

деятельности в России в последнее время определяется государственным

образовательным стандартом как «педагогика социально-культурной сферы».

Среди основных принципов,  на основе которых выстраивается

анимационная работа, выделяются следующие: 

• человек должен изучаться  и приниматься в его целостности; 

• каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев  не менее

оправдан, чем статистические обобщения; 

• человек открыт миру,  переживания человеком мира и  себя в мире

является главной психологической  реальностью;

• человеческая жизнь  должна рассматриваться как единый процесс

становления и бытия  человека; 

• человек наделен  потенциями к непрерывному развитию и

самореализации, которые  являются частью его природы; 

• человек обладает определенной степенью свободы от внешней

детерминации благодаря  смыслам и ценностям,  которыми он

руководствуется в своем  выборе; 

• человек –  это активное,  интенциональное,  стремящееся к

самоактуализации, творческое существо.

Исходя из данных принципов,  в контексте нашего исследования,  мы

выделяем некоторые  методологические и психолого-педагогические

принципы социокультурной  анимации,  позволяющие нам рассматривать

социокультурную анимацию как самоорганизующую педагогическую

систему, ориентированную  на духовное развитие личности:

• принцип индивидуации, как источник и сверхзадача анимационной

деятельности;

• принцип глубинного общения, как основа взаимодействия субъектов в

социокультурной анимации;

• принцип экзистенциального  анализа.

Обоснование функциональных свойств    анимационной деятельности

должно осуществляться с определения понятия  «функция»,  обозначающего

исходное направляющее деятельности,  в том числе и анимационной.

Функция,  являясь основанием анимационной деятельности,  определяет

основные ее характеристики, содержательную и технологическую  структуру,

рождает цепочку компонентов,  которые служат залогом профессиональной

реализации данной деятельности. 

Определение и обоснование  функций анимационной деятельности

отражают главную сущность функционального подхода.  Функциональный

подход к анимационной деятельности выражается в активном использовании

функций в процессе этой деятельности,  превращении ее в эффективный

технологический процесс  в ходе анимации и на этой основе получении

положительных результатов. Точность определения структуры  функций и их

содержания отражается на эффективности реализации анимационной

деятельности. Определение функций анимационной деятельности не может быть спонтанным или случайным.  Функции анимации определяются ее

сущностными характеристиками и содержанием деятельности. 

Внутренней основой  анимационной деятельности выступают  психолого-

педагогические процессы,  составляющие структуру функций анимации,

имеющих ярко выраженный технолого-практический аспект.

Главной функцией социокультурной  анимационной деятельности,

является регулятивная.  Эта функция обозначается как  главная,  исходя из

понимания того,  что личность живет в обществе не изолированно,  она

вовлечена в деятельность социальных институтов,  а для  регулирования

взаимоотношений между  ними необходима функция социального  контроля.

Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать

использованию свободного времени для саморазвития и более  активного

участия детей –  сирот  в социальной жизни общества.  Известный

французский социолог Ж.  Дюмазедье выделяет четыре функциональных

характеристики социокультурной  анимационной деятельности  (в прямом

переводе):

1.  Специфический социальный  контроль свободного времени, 

способствующего максимальному  выражению внутреннего  «я»  личности

(праздность – мать  всех пороков). 

2.  Ограничение и  направление рынка потребительства,  на котором

реализуются делания личности  (вытекает из тезиса: творчество – это отдача,

а не потребительство).

3.  Установление равновесия  между досуговыми запросами личности

или коллектива и их социально-профессиональной деятельностью  (делу

время, потехе час.).

4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование

личности, ее самообразование.

Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто  заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Принципы социокультурной  анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается  анимационная работа, можно выделить следующие:

— человек должен изучаться  и приниматься в его целостности;

— каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

— человек открыт миру, переживания человеком мира и  себя в мире являются главной психологической  реальностью;

— человеческая жизнь  должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

— человек наделен  потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

— человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

— человек — это  активное, интенциональное, стремящееся  к самоактуализации, творческое существо.

Задачи социокультурной  анимации. Анимация в социальной среде  как путь «оживления», «одухотворения»  межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства.

Выделяются три взаимосвязанных  процесса в анимации:

— процесс создания условий  для раскрытия личности или группы;

— процесс установления межличностных отношений;

— процесс творчества как поиск  проблем в окружающем мире и их решение.

Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач:

— комплексная оценка кризисной  ситуации, помощь в осознании индивидом  ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

— помощь в определении и осознании  того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

— подведение личности к необходимости  осознания иррационального подтекста  ситуации, т.е. сил, которые стоят  за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

— выявление и помощь в осознании  реальных возможностей, между которыми есть выбор;

— помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение  в том или другом случае;

— подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

 

Социально-культурная анимация — одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

 

Список источников.

 

1.Тарасов Л.В. Социокультурная анимация. Истоки, традиции, современность / Л.В. Тарасов. – М. : Одухотворение, 2008. – 129 с. ; То же [Электронный ресурс]. –URL: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4123459/  (03.06.09).

 

2.Моисеева М.Г. Психолого-педагогические основания анимационной

деятельности в процессе профилактики девиантного поведения детей-

сирот // Актуальные инновационные  исследования: наука и практика. – 

2010. – № 4. – http://actualresearch.ru/nn/2010_4/Article/pedagogy/moiseeva.htm.

– 0421000098/0073.


Информация о работе Социально-культурная анимация