Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:57, контрольная работа
Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности или как педагогику досуга. Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» – оживлять, одушевлять.
волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное
от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели,
инженеры, служащие. Здесь происходит постоянный процесс формирования
активистов из числа посетителей учреждений социокультурной сферы. Но,
наряду с добровольными активистами, существуют и профессиональные
аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными
центрами.
Профессиональные аниматоры получают подготовку в области
административной и управленческой деятельности, исследовательской и
творческой работы, педагогики. В связи с этим выделяются два типа
аниматоров: руководители (аниматоры-координаторы) и аниматоры-
специалисты, возглавляющие различные объединения, ассоциации, кружки
(ремесленные, технические,
художественной
преподают на различных курсах, осуществляют юридическое
консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже
оказывают психологическую помощь.
На социокультурных аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами иобъединениями. Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы. Если соотнести такую деятельность с нашим отечественным опытом, то мы вправе отнести ее к деятельности социального педагога. И здесь нет противоречия, скорее наоборот: ведь мы полагаем, что социокультурная анимация по сути и характеру – прикладная дисциплина социальной педагогики.
Современная концепция социально-педагогической деятельности
существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее
как научную дисциплину, исследующую процесс социального воспитания и
социализации человека в целом на всех возрастных группах. С позиций
социально-педагогического
анализа социокультурная
определена как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы
организации культурно-досуговой деятельности населения. Не случайно
наименование специализации менеджеров социально-культурной
деятельности в России в последнее время определяется государственным
образовательным стандартом
как «педагогика социально-
Среди основных принципов, на основе которых выстраивается
анимационная работа, выделяются следующие:
• человек должен изучаться
и приниматься в его
• каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее
оправдан, чем статистические обобщения;
• человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире
является главной
• человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс
становления и бытия человека;
• человек наделен потенциями к непрерывному развитию и
самореализации, которые являются частью его природы;
• человек обладает определенной степенью свободы от внешней
детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он
руководствуется в своем выборе;
• человек – это активное, интенциональное, стремящееся к
самоактуализации, творческое существо.
Исходя из данных принципов, в контексте нашего исследования, мы
выделяем некоторые методологические и психолого-педагогические
принципы социокультурной анимации, позволяющие нам рассматривать
социокультурную анимацию как самоорганизующую педагогическую
систему, ориентированную на духовное развитие личности:
• принцип индивидуации, как источник и сверхзадача анимационной
деятельности;
• принцип глубинного общения, как основа взаимодействия субъектов в
социокультурной анимации;
• принцип экзистенциального анализа.
Обоснование функциональных свойств анимационной деятельности
должно осуществляться с определения понятия «функция», обозначающего
исходное направляющее деятельности, в том числе и анимационной.
Функция, являясь основанием анимационной деятельности, определяет
основные ее характеристики, содержательную и технологическую структуру,
рождает цепочку компонентов, которые служат залогом профессиональной
реализации данной деятельности.
Определение и обоснование функций анимационной деятельности
отражают главную сущность функционального подхода. Функциональный
подход к анимационной деятельности выражается в активном использовании
функций в процессе этой деятельности, превращении ее в эффективный
технологический процесс в ходе анимации и на этой основе получении
положительных результатов. Точность определения структуры функций и их
содержания отражается на эффективности реализации анимационной
деятельности. Определение функций анимационной деятельности не может быть спонтанным или случайным. Функции анимации определяются ее
сущностными характеристиками и содержанием деятельности.
Внутренней основой анимационной деятельности выступают психолого-
педагогические процессы, составляющие структуру функций анимации,
имеющих ярко выраженный технолого-практический аспект.
Главной функцией социокультурной анимационной деятельности,
является регулятивная. Эта функция обозначается как главная, исходя из
понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она
вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования
взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля.
Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать
использованию свободного времени для саморазвития и более активного
участия детей – сирот в социальной жизни общества. Известный
французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных
характеристики
переводе):
1. Специфический социальный контроль свободного времени,
способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности
(праздность – мать всех пороков).
2. Ограничение и
направление рынка
реализуются делания личности (вытекает из тезиса: творчество – это отдача,
а не потребительство).
3. Установление равновесия
между досуговыми запросами
или коллектива и их социально-профессиональной деятельностью (делу
время, потехе час.).
4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование
личности, ее самообразование.
Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:
— человек должен изучаться
и приниматься в его
— каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
— человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
— человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
— человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
— человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
— человек — это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо.
Задачи социокультурной анимации. Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства.
Выделяются три
— процесс создания условий для раскрытия личности или группы;
— процесс установления межличностных отношений;
— процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение.
Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач:
— комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);
— помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;
— подведение личности к необходимости
осознания иррационального
— выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;
— помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;
— подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.
Социально-культурная анимация — одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
Список источников.
1.Тарасов Л.В. Социокультурная анимация.
Истоки, традиции, современность / Л.В.
Тарасов. – М. : Одухотворение, 2008. – 129
с. ; То же [Электронный ресурс]. –URL: http://www.ozon.ru/
2.Моисеева М.Г. Психолого-
деятельности в процессе профилактики девиантного поведения детей-
сирот // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. –
2010. – № 4. – http://actualresearch.ru/nn/
– 0421000098/0073.