Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Социальное пространство — термин, введенный П. Бурдьё в работе "Физическое и социальное пространство" (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала.

Содержание

1. Понятие социального пространства.
2. Семья в социальном пространстве.
3. Виды и типы семей.
4. Основные принципы семейного воспитания.
5. Внешние и внутренние факторы, влияющие на семейное воспитание.
6. Правовые основы семейного воспитания.

Работа содержит 1 файл

КСР 1.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Поэтому демократический тип семьи чаще всего характеризуют ссоры и конфликты. А сама демократическая семья часто балансирует на грани развала.

 

Автономный тип семьи

     Этот тип семейных отношений наиболее удачен. Муж и жена разграничивают свои сферы влияния и затем каждый в своей области ведет себя как... диктатор из диктаторского типа семьи. Каждый из членов семьи берет себе ту сферу, где он более компетентный и готов не только самостоятельно принимать решения, но и нести за них полную ответственность. Те сферы, где данный член семьи менее компетентен и не готов к самостоятельным решениям с полной ответственностью за принятые решения, он отдает другому члену семьи.

     Ну, в теории все вот так очень красиво. А на практике они передерутся, когда будут разграничивать свои полномочия. Наверняка каждый из супругов захочет решать сам вопросы связанные с финансами и семейным бюджетом. Ведь в этот бюджет поступают личные деньги каждого. Раньше каждый распоряжался своими заработанными деньгами сам как хотел. А теперь может сложиться ситуация, когда этими деньгами будет распоряжаться хоть и близкий, но все таки другой человек. Деньги дают независимость и самостоятельность. Поэтому упускать свои деньги из своих рук, ох как неохота.

     Затем, видится и такая ситуация, когда есть такие области семейной жизни за которые никто не хочет браться. Бывает, что никто не любит и не умеет готовить еду или никто не хочет ходить в школу на родительские собрания. Каждый попытается навесить подобные обязанности на другого члена семьи.

     Парадокс заключается в том, что на начальном этапе разграничения полномочий, нужно какое-то время побыть в шкуре демократической семьи, прежде чем перейти к полноценному автономному типу. А как мы уже знаем, оказавшись в демократическом типе можно легко развалить семью. Собственно говоря, на практике оно так и происходит. Сначала при вступлении в брак часто устанавливается демократический тип семьи, который затем стихийно переходит в автономный или диктаторский. Но может и не успеть перейти. Поэтому такой переход должен происходить как можно быстрее, чтобы трения между мужем и женой не были продолжительными. Желательно, чтобы такой переход произошел еще до вступления в брак. Чтобы каждый заранее знал, чем он будет заниматься в семье, а чем будет заниматься другой член семьи, т.е. где и когда придется без всяких споров подчиняться решениям другого члена семьи.

     Решением данной проблемы мог бы быть брачный контракт, где можно было бы заранее расписать, какие финансы и в каком объеме (в процентах или по абсолютной величине)каждый из супругов кидает в "общий котел", а какие оставляет себе на собственные нужды, при каких условиях эти доли меняются (например, рождение ребенка или смерть близкого родственника) и на сколько. Также в брачном контракте можно расписать на что тратится "общий котел", какой долей "общего котла" распоряжается муж, а какой жена, в соответствии со своей областью семейной жизни. Такой брачный контракт перечислял бы и области семейной жизни закрепленные за каждым из супругов.

     Брачный контракт еще хорош тем, что его помогает составить юрист, по крайней мере финансовую часть.

     Но брачный контракт тоже не идеален. Проходит лет 10-15 и люди меняются. Они начинают считать, что по своей молодости неправильно разграничили полномочия. Значит могут пойти споры и ссоры из-за пересмотра брачного контракта. Значит изначально брачный контракт должен предусматривать такую ситуацию. Предусматривать не в том смысле, что заранее предсказать что должно поменяться в нем через 10-15 лет, а в том, чтобы определить возможные сроки изменения такого контракта по требованию одного из супругов и основные принципы и направления такого изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Основные принципы семейного воспитания.

     Вопросы воспитания детей – это вечные вопросы. Каждый родитель рано или поздно сталкивается с проблемами непослушания, неадекватного поведения своих чад, отсутствия контакта и взаимопонимания.

     Каковы же основные принципы воспитания детей в семье, учитывая реалии нашей современной жизни? Попробуем разобраться в этом непростом, как показывает практика, вопросе.

     Самое главное в процессе любого воспитания, в том числе семейного, – сохранение контакта с ребенком. Не будет контакта, не будет возможности услышать друг друга, появится стена непонимания, а затем и отчуждения между взрослым и ребенком. Именно это в реальности довольно часто происходит в подростковом возрасте, когда идет нарушение привычных эмоциональных связей родителей и подросшего отпрыска. Он ожидает восприятия себя полноценным взрослым, однако родители все еще (часто непроизвольно) воспринимают его как ребенка, дают советы, которые тот резко негативно воспринимает. Все это нарушает привычный эмоциональный контакт, что препятствует дальнейшему процессу воспитания. По сути, оно прекращается.

     Поддержание контакта с ребенком (не зависимо от того, дорос он до возраста тинэйджеров или еще нет) напрямую зависит от поведения взрослых членов семьи. Ребенок контактен изначально. Он открыт к любым формам позитивного взаимодействия с родителями. Другое дело, что мы сами часто нарушаем первоначальную гармонию отношений. Нас раздражает живость и непосредственность малышей, требовательность подростков и их претензии на взрослую жизнь. Довольно часто вместо конструктивного взаимодействия с ребенком в тех или иных формах диалога или совместной деятельности мы убегаем в своеобразную «скорлупу» нежелания сотрудничать. Как часто мы озвучиваем лишь свое желание остаться в покое. Фразы типа «отстань от меня», «потерпи», «подожди» и т.д. выдают наше нежелание проявить фантазию и наладить качественное и позитивное взаимодействие с ребенком.

     И еще чаще мы требуем того же самого невербально, с помощью мимики, жестов.

     По сути, основным принципам воспитания детей в семье соответствуют наши позитивные ожидания результатов этого процесса. Каким мы хотим видеть своих детей в будущем? Добрыми, общительными, отзывчивыми на чужую беду и защищающими свои собственные позиции в этом мире, открытыми и одновременно осторожными и предусмотрительными. А ведь для достижения этих целей достаточно изо дня в день демонстрировать детям подобное поведения, напитывая их образцом таких поведенческих норм. Но как непросто осуществить это в реальности, поскольку мы сами несовершенны! Как часто вместо позитивных ненавязчивых примеров должного поведения наши дети видят в нас досужих моралистов, умеющих красиво объяснить им, как необходимо себя вести, но часто не подтверждающих эти принципы в своей собственной повседневной жизни. Важно стараться изжить такую практику. Ведь наши дети готовы отзываться на любые позитивные перемены!

     Безусловно, основные принципы всякой педагогики (и особенно семейной) должны быть основаны на любви. Однако любовь в семье предполагает и прощение провинности, и разумное наказание за проступок; и мирные отношения, и дисциплину и помощь другим; добрую позитивную атмосферу и сохранение традиционной иерархии между членами семьи. Последнее особенно значимо для детей. Им жизненно необходимо (для адекватного и качественного психологического развития и личностного роста) реально чувствовать, что папа – глава семьи, добытчик и защитник; мама – его верная помощница и единомышленница. Дети впитывают эти нормы. И уже не имеет значения, что в семье работают и папа, и мама. Напротив, важно подчеркивать (в обращении с ребенком, особенно маленьким), что главный добытчик в семье – отец, его надо жалеть, помогать и слушаться. Мама же работает не так интенсивно, основная ее роль – занятия с детьми.

     Конечно, и без традиционных форм воспитания детей в семье не обойтись. Мамины разъяснения, адресованные дошкольнику, например, и о том, как нужно себя вести и как не нужно, все равно важны. Просто их не должно быть слишком много. В противном случае Вас не услышат, а постараются побыстрее забыть навязчивые многословные нотации. Как правило, частое применение на практике таких методов приводит к обратным результатам, и воспитание дает сбои.

     Наличие нескольких детей в семье заметно облегчает весь процесс воспитания. Специалисты утверждают, что достаточно правильно воспитать старшего ребенка, вложить в него максимум любви и поддержки (при сохранении разумной дисциплины и добрых отношений в целом). Младшие дети, особенно если их больше одного, будут подхватывать образцы его поведения, копировать и таким нехитрым путем легко и непринужденно усваивать нормы взаимодействия с каждым членом социума, правила поведения и деятельной активности в рамках группы и т.д. То же подтверждает многовековая практика воспитания детей в традиционных культурах, в том числе в нашей отечественной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Внешние и внутренние факторы, влияющие на семейное воспитание.

 

     На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы.

     Среди внешних ученые выделяют следующие наиболее значимые.

1. Воздействие политических, социально-экономических и экологических условий

     В конце 80-х – начале 90-х годов стало наблюдаться негативное влияние социально-исторических, экономических и экологических изменений на родителей, вызвавших рост социальной тревожности, неуверенности, безразличия, агрессивности, жестокости; появление криминализации сознания и поведения большого числа взрослых и детей; значительное улучшение материально-бытовых условий одной (небольшой) категории семей и резкое их ухудшение второй (значительной). Все это приводит к социальной и межсемейной напряженности; изменению ценностных ориентаций, стандартов, норм и правил поведения подрастающего поколения; исчезновению у отдельной категории родителей и детей таких положительных качеств, как сострадание, терпимость, открытость, скромность, самообслуживание, бескорыстие и др.

     Ухудшение экологической ситуации после аварии на Чернобыльской АЭС также оказало определенное негативное влияние на физическое и психическое здоровье родителей и детей.

 

2. Углубление процессов возрастающей технизации и материального потребительства.

     В последние десятилетия эти процессы, наряду с положительными, негативно влияют на человеческую личность в плане ее порабощения и духовного обеднения. В сознании и поведении значительной части детей произошло обесценивание идеалов и ценностей культуры, нравственности, духовности, забвение родословной, семейных традиций и обычаев. В итоге в семьях, особенно молодых, наблюдается проявление бездуховности, бескультурья, бездумное потребительство, эгоизм, жестокость по отношению к детям и старикам. Усугублению и распространению этих и других негативных проявлений зачастую способствуют средства массовой коммуникации.

3. Увеличение численности разводов и одновременно уменьшение численности браков

     В результате разводов нарушается репродуктивная функция семьи, что самым отрицательным образом сказывается на воспроизводстве населения. Ежегодно вследствие разводов добавляется большое количество неполных семей, где ребенок будет воспитываться только одним из родителей. Отрицательное влияние разводов на нравственно-психологическое развитие детей – несомненно. Разрыв кровно-родственных связей усложняет взаимоотношения между поколениями,  отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, передачи культурных и духовных традиций, воспитании способности к сотрудничеству и кооперации, таких качеств, как альтруизм, гуманизм и другие.

4. Резкое снижение рождаемости детей и увеличение смертности населения

     Снижение рождаемости отрицательно влияет не только на демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на воспитательную (нарушение преемственности поколений в семейном воспитании, сложности при воспитании в семье единственного ребенка, обеднение человеческих отношений и общения между семьями и т. п.).

5. Возникновение новых путей и форм интеграции семьи, детского сада, школы, структур бизнеса и производства, конфессий, государственных и общественных организаций, объединений, учреждений и служб в воспитании детей.

 

Внутренние факторы

 

     Внутренние (внутрисемейные факторы), которые оказывают положительное или отрицательное влияние на семейное воспитание, нередко зависят от внешних, взаимосвязаны и взаимодействуют с ними. В исследованиях ученых-педагогов выделяются самые разнообразные внутренние факторы, которые влияют на воспитание детей в семье: личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-моральный микроклимат; разумная организация досуга семьи.   

     В. В. Чечет выделяет педагогически значимые внутренние факторы семейного воспитания, которые, во-первых, содействуют эффективному функционированию многих других факторов, тесно связаны с ними; во-вторых, отражают характер изменений в семье и в воспитании детей в новых социально-экономических условиях; в-третьих, влияют на процесс семейного воспитания более глубоко и всесторонне:

- Жилищные и материально-бытовые условия семьи;

- Структура семьи и ее количественный состав;

- Наличие в семье обоих родителей – отца и матери;

- Отношение родителей к детям;

Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание