Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:22, контрольная работа
Социальное пространство — термин, введенный П. Бурдьё в работе "Физическое и социальное пространство" (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала.
1. Понятие социального пространства.
2. Семья в социальном пространстве.
3. Виды и типы семей.
4. Основные принципы семейного воспитания.
5. Внешние и внутренние факторы, влияющие на семейное воспитание.
6. Правовые основы семейного воспитания.
Министерство образования
Гродненский Государственный Университет имени Янки Купалы
Контрольная самостоятельная работа №1
«Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание»
Иванов А. М.
Гродно 2012
План
1. Понятие социального пространства.
2. Семья в социальном пространстве.
3. Виды и типы семей.
4. Основные принципы семейного воспитания.
5. Внешние и внутренние факторы, влияющие на семейное воспитание.
6. Правовые основы семейного воспитания.
1. Понятие социального пространства.
Социальное пространство — термин, введенный П. Бурдьё в работе "Физическое и социальное пространство" (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала. Социальное пространство может также восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях. Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг. Распределения благ и услуг, соответствующих различным полям, накладываются друг на друга, следствием чего является концентрация наиболее дефицитных благ и услуг, а также их владельцев в определенных местах физического пространства, противостоящих во всех отношениях местам, объединяющим наиболее обездоленных. Причем места скопления дефицитных благ не могут рассматриваться иначе, как в соотношении с местами, лишенными этих благ.
Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее точно и четко. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство - это социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии, объективация прошлых и настоящих социальных отношений.
Социальные агенты, а также предметы, обозначенные как собственность агентов, помещены, согласно Бурдье, в некое место социальное пространство, которое может быть охарактеризовано через его позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других. Социальное пространство стремится преобразоваться более или менее строгим образом в физическое пространство с помощью искоренения или депортации некоторых людей. Социальное пространство вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективированных структур.
Места и площади присвоенного физического пространства обязаны своей дефицитностью тому, что они являются целями борьбы, происходящей в различных полях. Эта борьба может принимать как индивидуальные формы (пространственная мобильность, внутри- и межпоколенная мобильность), так и осуществляться на коллективном уровне.
2. Семья в социальном пространстве.
Одним из актуальных вопросов в современной психологии является вопрос о социокультурных основаниях первичной социализации ребенка, происходящей в рамках семейных отношений. Различными науками - психологией, педагогикой, социологией, демографией, этнографией и т.д. - выявлены разнообразные функции семьи по отношению к развитию ребенка и становлению его личности, среди которых чаще других отмечаются социализирующие воздействия.
Семейная социализация, которая зачастую характеризуется как «естественная социализация», представляет собой процесс усвоения ребенком нормативов поведения и ценностей в семейных и социальных ролях, который проходит в пространстве семьи как относительно самодостаточной системы, в процессе взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми, являющимся, как известно, наиболее эффективной формой трансляции ребенку тех или иных образцов поведения.
Формирование социальной идентичности личности, позволяющих ей ориентироваться в своем социальном окружении и являющейся «призмой» для интерпретации собственного опыта взаимодействия с другими людьми, является одним из важнейших результатов социализации.
Социальная идентичность возникает из осознания своего членства в различных социальных группах - этнических, возрастных, профессиональных и т.д. - вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству, и, следовательно, обладает смысловой природой. Она образуется с помощью механизмов отождествления и дифференциации с теми или иными группами (соответственно ин-группами и аут-группами) и развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста в форме идентификации человека с теми или иными социальными группами и реализации соответствующих им социальных ролей.
Поскольку именно семья является своеобразной проекцией «большой культуры», первичной средой, приобщающей ребенка к опыту того или иного общества, именно в ней в первую очередь формируются представления о социальных группах, социальных ролях, а также соответствующих им формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Очень важно, что ребенок не просто механически усваивает и воспроизводит те или иные образцы, но трансформирует их в насыщенные личностными смыслами ценности, реализуемые в индивидуализированных формах социального поведения.
В качестве другого немаловажного момента необходимо отметить, что и сама семья является не пассивным транслятором социальных ролей и типичных для них шаблонов поведения, она преломляет их в индивидуальном опыте жизни каждого поколения, что постепенно создает уникальный внутрисемейный взгляд на сущность и особенности тех или иных социальных групп, тем самым задавая уникальные ориентиры процессу социальной идентификации каждого конкретного ребенка.
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день недостаточно прояснен вопрос о психологических механизмах социализирующего влияния семьи, в частности, о механизмах формирования социальной идентичности ребенка в процессе семейной социализации. Мы исходим из того, что семья, являясь особым социокультурным пространством, создает для ребенка особое ценностно-смысловое поле, с помощью которого ребенок в дальнейшем будет ориентироваться в социальном взаимодействии и регулировать собственное социальное поведение. Это предположение основано на идее о том, что любое взаимодействие между людьми содержит в себе смысловой пласт, который представляет собой развертывание индивидуальных смысловых систем взаимодействующих субъектов, способствующих созданию единого смыслового пространства взаимодействия - важнейшего условия его эффективности.
3. Виды и типы семей.
Диктаторский тип семьи
Один из членов семьи решает все или подавляющую часть вопросов, касающихся данной семьи. Другой член семьи или вообще ничего не решает в этой семье или может решать какие-то мелкие второстепенные вопросы. Причем эти вопросы кажутся мелкими и второстепенными именно с точки зрения первого члена семьи. Этот главный (лидирующий, доминирующий) член семьи при принятии какого-нибудь решения либо совсем не советуется со вторым членом семьи, либо советуется формально. Т.е. поступает всегда по своему, а совет с другим членом семьи не носит характер корректирующего при принятии решения, а носит характер "принятия к сведению". Лидирующий член семьи просто при этом выясняет, как другой член семьи отнесется к его решению, хорошо или плохо. И если плохо, то это совсем не значит, что доминирующий будет корректировать свое решение в сторону большего компромисса.
Такой тип семьи будет устойчив только при соблюдении двух условий:
Согласие второго члена семьи на такое положение вещей
Полная ответственность первого за все свои решения
Обычно диктаторский тип семьи распространен в патриархальном обществе. Лидером в такой семье является муж, а жена согласна на такое положение, т.к. ее так воспитывали с детства и она порой не представляет, что может быть иначе (или быть иначе лично для нее). Но и в современном обществе также встречается такой вид семьи. Как правило, в современном обществе диктаторский тип семьи существует там, где между супругами существует какое-то неравенство. Например, имущественное, возрастное, национальное (один из супругов эмигрант), физическое (один из супругов калека), психологические (один из супругов слабовольный, а другой с сильной волей) и т.п. При этом, если в патриархальном обществе в диктаторской семье всегда доминирует мужчина, то в современном обществе в половине случаев доминирует женщина.
Итак, второй член семьи сознательно отдает лидерство первому, признавая, что у первого управление семьей получается лучше. Если подчиненный член семьи не признает доминирование первого, то периодически происходит "бунт на коробле". Такой бунт носит несерьезный характер, если подчиненный член семьи действительно не способен эффективно управлять семьей. Он (или она) делает пару глупостей, с которыми не способен справиться. Лидер эффективно исправляет положение. В результате они мирятся и все устаканивается до следующего "бунта".
При частых необоснованных "бунтах" подчиненный рискует, что главный может устать от него и в конце концов выкинуть его за борт семейного корабля и найти себе более покладистого партнера или равного.
"Бунт на корабле" носит гораздо более серьезный характер, если подчиненный член семьи действительно способен управлять семьей. В этом случае либо семья разваливается, либо переходит к другому типу.
Второе условие устойчивости диктаторского типа семьи - полная ответственность лидера за все свои решения. Если лидер единолично принимает решения, а в случае неудачи или ошибочности такого решения, начинает обвинять второго члена семьи, в том, что неудача произошла из-за него, из-за того, что подчиненный не слишком хорошо все делал, не слишком глубоко проникся замыслом его идей, то это, собственно говоря, вообще никакой не лидер. Лидер должен нести полную ответственность за все, в том числе и за свои решения, где он слишком полагался на второго члена семьи. Постоянные обвинения второго члена семьи в семейных неудачах приводят, в конце концов, к тому, что лидер надоедает своему подчиненному и подчиненный уходит с "корабля искать себе другого капитана". Диктаторские отношения в семье во многом основаны на том, что второй член семьи не несет никакой ответственности за действия первого члена семьи.
Демократический тип семьи
Это один из самых неудачных типов семьи, в том смысле, что он самый неустойчивый. Обычно такой тип семьи часто встречается среди молодоженов, которые находятся в своих юношеских романтических иллюзиях относительно семейных отношений и отношений мужчин и женщин вообще. Им кажется, что все возникающие проблемы можно решить вместе, сообща. А если будут какие-то разногласия, то надо прийти к взаимному компромиссу.
На самом деле найти компромисс в семейных отношениях очень сложно. При компромиссе каждый должен пойти на какие-то уступки со своей стороны. Теоретически вроде бы все очень красиво. Вы немного уступили и за это пошли на уступки и Вам. Но на практике все гораздо сложнее.
Основная проблема в том, что Вам всегда кажется, что именно Вы идете на гораздо большие уступки, чем Ваш партнер. Порой кажется, что Ваш партнер делает Вам очень маленькие несущественные уступки, а вот Вы-то как раз жертвуете очень и очень многим. Ваш партнер думает то же самое относительно Вас. Поэтому оба стараются выдавить друг из друга как можно больше уступок, а самим сделать уступок как можно меньше. В конце концов, даже если компромисс все же найден (а даже до этого дело не всегда доходит), вместо взаимного удовлетворения часто возникает чувство неудовлетворенности компромиссом.
Основная причина, почему Вы думаете, что всегда жертвуете большим ради партнера, чем он/она для Вас, состоит в том, что Вы не способны оценить важность того, чем ради Вас пожертвовал Ваш партнер. Вам кажется, что это какая-то мелочь, потому что в Вашей жизни она действительно мелочь. Но вот в жизни Вашего партнера это может быть совсем далеко не мелочь. И не всегда можно Вам объяснить, что для него/нее это совсем не мелочь. Объяснить так чтобы Вы почувствовали это так как чувствует он/она.
Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание