Социальная работа как явление общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
1. Понятие социальной работы……………………………………………......…5
2. История возникновения и развития социальной работы………………….…7
3. Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их
связь с социальной работой……………………………………………………..10
4. Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы…………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Социальная работа как явление общественной жизни. .docx

— 38.19 Кб (Скачать)

     При Екатерине II система общественного  призрения в основном сложилась. На открытые ею особые приказы общественного  призрения возлагались обязанности  по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо и психически больных, работных и  смирительных домов. Система охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в социальной защите. Естественно, это система была далеко не совершенной.

     На  социальную защиту всех слоев населения  не хватало государственных средств. Возникла идея добровольно-обязательного  попечения нуждающихся под присмотром государства, которая воплощалась  в жизнь и благодаря участию  в деле призрения членов императорской  семьи; немалую роль в решении  проблем призрения сыграли земства.

     Третий  этап – послереволюционный и советский  периоды. В 1918 г. В.И. Ленин поставил перед центральными и местными органами власти задачу: создать государственную  систему социального обеспечения  обездоленных – инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшить снабжение населения продовольственными и промышленными товарами, наладить социальное обеспечение и социальное страхование, организовать жилищное строительство, здравоохранение и курортное обслуживание.3

     В 20-х гг. рамки социального обеспечения  расширились. В 1936 г. оно приобрело  государственный характер и было нацелено на материальное обеспечение  и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, при  полной или частичной утрате трудоспособности, а также обслуживание многодетных  семей. Особое внимание уделялось пенсионному  обеспечению по старости и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории  и дома отдыха для трудящихся. Большое  значение придавалось охране труда.

     Конечно, уровень социального обеспечения  не был высоким, что обусловливалось  внутренними и внешними факторами, но основные социальные права впервые  стали реализовываться.

     Объективные исследования свидетельствуют о  том, что степень социальной защищенности человека в советский период была неизмерима выше, чем в дореволюционный  период развития России и 90-е гг. текущего столетия.

     Ясно, что формирование социальной работы происходит в разных странах в  разные периоды их развития, что  обусловлено различием в становлении  прежде всего государственных форм жизнедеятельности тех или иных народов. 

3. Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой. 

     Возрождение духовно-нравственного потенциала нации на современном этапе российской истории — важнейшая предпосылка  политического, экономического и социального  прогресса, преодоления самого тяжелого кризиса, переживаемого Россией. В  связи с этим исключительно актуально  научное осмыслении истоков и путей возрождения традиций духовности общества, способствующих консолидации социальных групп и слоев.

     В условиях жестокой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности  в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев  населения; использованием имеющихся  резервов государственных и негосударственных  учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей  глубокие исторические корни. Асоциально-экономические  условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все  формы общественной жизни, придают  особую актуальность решению этих проблем. Сегодня идеи добра и милосердия как никогда необходимы российскому  обществу, в котором все более  явственно проявляется неравенство  людей. Общественность все больше начинает осознавать, что экономика сама по себе лишь средство, а не цель развития, что она выстроена в единую систему общественных отношений, духовной жизни и именно об этой системе  должна быть проявлена забота и именно этой системе должно быть уделено  внимание.

     Нравственность  является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении.

     Духовно-нравственное самосохранение общества достигается  посредством двух взаимосвязанных  процессов: постоянная забота о сохранений и рационализации использования  духовного наследия и неустанный поиск возможностей обновления, творческого  осмысления более эффективных форм культуры.

     Культура (с лат. — «возделывание») — это  исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей. Культура разделяется на материальную, духовную и социальную — последняя представляет интерес для нашего исследования.

     Социальная  культура — это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений; воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения  в тех или иных исторических условиях. 4

     Это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и групп, реализующих  свои потребности с учетом социокультурных  норм и технологий. Содержательную характеристику объема понятия составляет широкая совокупность моральных  идеалов и образцов, нравственных нормативов и ценностей в области  поведения субъектов, а также  нравственно-правовых, социально-психологических (традиции, обычаи, мода и др.) механизмов регулирующего воздействия на социальные отношения. В этом смысле можно говорить о духовно-нравственном факторе  как реально функционирующем  в обществе социальном механизме.

     В современных условиях возрастает значение таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др.

     Ценности  составляют ядро духовного мира человека, объединяют его чувства, мысли, волю в устойчивое целое и играют решающую роль в формировании личности, проявлении его социальной активности.

     Среди нравственных ценностей, которые заслуживают  сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место  занимает благотворительность.

     Понятие «благотворительность» используется наряду с близкими по значению терминами  «милосердие», «социальная помощь», «социальная поддержка». Однако эти понятия не являются аналогами.

     Социальная  помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных  трудностей в возмездной и в безвозмездной  формах. Диапазон возможных жизненных  трудностей, вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и т.п. Социальная поддержка — это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Любая благотворительность является, безусловно, социальной помощью и поддержкой, которые не всегда оказываются благотворительностью.

     Благотворительность — это, как уже говорилось, особая форма социальной помощи и поддержки, заключающаяся в безвозмездном  оказании материальной помощи и поддержки  нуждающимся.5

     Как социокультурное явление благотворительность  имеет в России свою историю и  традиции, ознакомление с которыми представляет теоретическую и практическую ценность.

     Сегодня уже не вызывает возражений утверждение, что социальная работа — важнейший  феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями  и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д.  

4. Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы. 

     В последние годы наблюдаются значительный рост общественных и благотворительных  организаций, активизация их участия  в осуществлении мероприятий  по социальной защите населения.

     Это свидетельствует о существенных изменениях в общественном сознании членов общества. Появляется осознание  значительности личного участия в улучшении материального и духовного благосостояния людей. Деятельность общественных и благотворительных организаций — это проявление социальных инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в стояние системы социальной защиты населения и ее проблемы, стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

     В обществе создаются необходимые  организационно-правовые предпосылки  для активной деятельности общественных и благотворительных организаций. Приняты важнейшие документы, регулирующие их деятельность.

     Цели  благотворительной деятельности в  России по сравнению с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно  шире. Это, например, содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, подготовка населения к преодолению  последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных  конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и  детства, укреплению мира, дружбы и  согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных  конфликтов.

     Однако  по сравнению с ведущими странами мира в российском законе отсутствуют  такие направления благотворительной  деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав, содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка  различных религиозных течений  и конфессий и др. Очевидно, что  эти проблемы должны в последующем  стать предметом законодательного и нормативно-правового регулирования.

     Право на реализацию благотворительной деятельности имеют граждане и юридические  лица, которые могут индивидуально  или объединившись (с образованием или без образования благотворительной  организации) свободно выбирать цели этой деятельности и формы ее осуществления.

     Благотворительная организация в обязательном порядке  должна быть неправительственной (негосударственной  и немуниципальной), некоммерческой. Благотворительные организации  создаются в виде общественных организаций (объединений), фондов, учреждений.

     Учредителями  благотворительных организаций  могут быть только физические и (или) юридические лица. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также государственные и  муниципальные учреждения не могут  быть учредителями благотворительных  организаций. Благотворительные организации  обязательно должны зарегистрироваться в установленном порядке. Регистрирующий орган осуществляет контроль за их деятельностью.

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления, признавая значимость благотворительной деятельности, могут оказывать ее участникам поддержку и помощь посредством предоставлений льгот по уплате налогов, таможенных платежей, передаче в собственность на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества, размещения на конкурсной основе социальных заказов и т.д.

     Существуют  разнообразные организационные  формы российского благотворительного движения.

     В соответствии с Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.) наиболее типичными формами  общественных (благотворительных) объединений  являются общественные организации, фонды, движения, учреждения.

     Благотворительная общественная организация — это  основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения установленных  целей.

     Благотворительный общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, не имеющее  членства общественное объединение, цель которого — формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Информация о работе Социальная работа как явление общественной жизни