Социальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

Социальная педагогика в определённой мере решает и проблему самовоспитания, самостроительство, самосовершенствования человека, что является необходимой предпосылкой и результатом эффективного воспитания. Решение этой проблемы реально в том случае, если в процессе социального воспитания создаются условия и стимулы для саморазвития человека.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 51.30 Кб (Скачать)

 Движение  «Анонимные алкоголики»

Сложнейший комплекс социальных, биологических, психологических  и духовных проблем, которые ставят перед человечеством алкоголизм и наркомания, пытались решать разными  методами. В конце прошлого века, например, пытались лечить алкоголиков  с помощью гипноза, электрошока  и даже лоботомии (рассечение нервных  волокон, связывающих различные  области мозга). По мере развития психиатрии, стали появляться различные подходы, которые можно свести к попыткам воздействия «снаружи». Успех, однако, имели лишь те подходы, которые учитывали специфику, происходящих при этих болезнях, духовных нарушений и предлагали духовно ориентированные подходы их преодоления. Основной тезис одного из таких подходов, о котором пойдет речь, кажется парадоксальным, человек не отвечает за возникновение болезни, но он отвечает за свои действия для собственного выздоровления. Его роль активна, хотя сам процесс направляется и стимулируется высшей силой - Богом. Другими словами, человек воссоздает себя с помощью Божьей благодати.

Успешной попыткой осуществить такой подход стало международное движение «Анонимные Алкоголики» и сформулированная этим движением программа «12 шагов».

Движение «Анонимные Алкоголики» родилось в 1935 году в Акроне (штат Огайо) в результате встречи одного хорошо известного хирурга (Роберт Смит) и одного бизнесмена из Нью-Йорка (Уильям Уилсон). Оба были безнадежными алкоголиками, и им было суждено стать основателями движения.

Основные принципы в их нынешнем варианте были в основном заимствованы из области христианства. Известно, что в ранних христианских сообществах издавна существовала практика открытости в отношении своего прошлого и настоящего, что, при поддержке и помощи других членов общины приводило к серьезным личностным изменениям. Программа «12 шагов» стала воплощением в конкретную практику человеческих взаимоотношений первоначального, заложенного еще в первые века христианства, смысла понятия «терапия» как «совместного служения Богу и друг другу». Однако следует подчеркнуть, что некоторые идеи, определившие успех деятельности, основаны на наблюдениях за поведением и потребностями самих членов товарищества.

После трех лет  проб и ошибок, когда выбирались наиболее эффективные принципы, на основе которых могло функционировать  сообщество, после неоднократных  безуспешных попыток спасти многих алкоголиков, появились три первые группы, действовавшие успешно (Акрон, Нью-Йорк, Кривленд). Но случаев излечения от алкоголизма было пока не очень много.

Несмотря на это, товарищество решило описать свой опыт в книге «Анонимные Алкоголики», которая вышла в 1939 году. После ее выхода так же стало называться движение. В книге алкоголизм был описан с точки зрения алкоголиков, духовные идеи сообщества были впервые сформулированы в «Программе 12 шагов», и разъяснены применительно к проблеме алкоголиков.

Остальная часть  книги представляет собой тридцать историй, или вернее историй болезни, в которых алкоголики рассказывают о своем алкогольном прошлом  и своем возвращении к трезвому образу жизни. Это позволило установить контакт с читателями алкоголиками и убедить их в том, что казавшееся нереальным выздоровление вполне возможно. Книга «Анонимные Алкоголики» стала основным текстом сообщества и до сих пор является таковым.

Вот те принципы, которые составляют основу «Программы 12 шагов».

  1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, и что наша жизнь стала неуправляемой.
  2. Пришли к убеждению, что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
  3. Приняли решение вверить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем.
  4. Произвели глубокое и бесстрашное исследование своего поведения.
  5. Признались перед Богом, собой и другим человеком в сущности своих ошибок.
  6. Полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех отрицательных черт нашего характера.
  7. Смиренно попросили Его устранить наши изъяны.
  8. Вспомнили всех, кому мы причинили зло, и приготовились возместить нанесенный ущерб.
  9. Лично возместили ущерб всем этим людям, где это было возможно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или кому-либо другому.
  10. Продолжали критически наблюдать свое поведение и когда ошибались, то своевременно признавали это.
  11. Старались путем молитвы и размышления углубить наш сознательный контакт с Богом, как мы его понимаем, молясь о знании Его воли для нас и о силе для исполнения этой воли.
  12. Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались делиться опытом с другими алкоголиками и применять эти принципы во всех наших делах.

Как видим в  основе программы «12 шагов» лежит  покаяние. Русскому слову «покаяние» в древнегреческом языке соответствует слово, что значит «перемена разума, образа мыслей». Покаяние - это поворот всей человеческой жизни к Богу. Именно такой поворот происходит с человеком, начавшим работать по программе 12 шагов. Начиная с первого шага программы, покаяние - совершенно необходимое условия (одновременно и результат) «работы по шагам». Каждый шаг включает покаяние.

После публикации книги в 1939 году завершился начальный этап деятельности сообщества, за которым последовала невероятных масштабов цепная реакция, вызванная тем, что выздоровевшие алкоголики стали передавать свой опыт другим. В течение последующих лет алкоголики вливались в сообщество десятками тысяч, в основном благодаря непрерывной рекламе бесплатно осуществляемой газетами и журналами всего мира. Служители и врачи поддержали новое движение, оказывая ему всемерную помощь и одобряя его деятельность.

Это удивительное расширение сообщества вызвало весьма остро протекавшие болезни роста. Было доказано, что алкоголики могут  излечиваться. Но не было никакой уверенности  в том, что собранные в больших  количествах эти, все еще сумасбродные, люди смогут ужиться и сработаться друг с другом, сохраняя гармоничные отношения и добиваясь результатов.

В сообществе повсеместно возникали серьезные проблемы членства, денег, личных взаимоотношений, связей с общественностью клубами и множество прочих недоразумений. Из всей неразберихи и родились 12 традиций Анонимных Алкоголиков, которые впервые были опубликованы в 1946 году и затем одобрены на первом международном съезде, проведенном в Кривленде в 1950 году. Двенадцать традиций показывали, как общество Анонимных Алкоголиков сохраняет свое единство и строит свои отношения с окружающим миром, как оно живет и развивается.

Движение «Анонимные Алкоголики» сейчас широко распространилось по всему миру. Количество групп  этого движения постоянно растет, например, их ежегодный прирост только в США и Канаде составляет примерно 4 тысячи групп.

Со временем программа «12 шагов» и работающие на ее основе группы самопомощи стали  источником жизни и для людей, страдающих другими видами зависимости. Прежде всего - это группы родственников  алкоголиков. Движение, включающее в  себя эти группы, получило название Ал-Анон. В его рамках возникли также группы для подростков и детей из алкогольных семей.

Кроме этого, программа  «12 шагов» с 60-х гг. стала успешно реализовываться среди наркоманов, которые организовали аналогичное общество «Анонимные Наркоманы» и соответствующее общество их родственников.

Программу «12 шагов» стали применять и для решения вполне конкретных проблем другого рода, например, таких как переедание, азартные игры, неукротимое стремление одалживать деньги и др. Кроме того, пользуясь той же программой, люди стали успешно справляться со своими эмоциональными трудностями, работая, например, в таких группах, как «Анонимные Эмоционалы».

Все перечисленные  движения совершенно самостоятельны, полностью независимы от каких бы то ни было государственных или общественных структур. Абсолютно независимы эти движения и от лечебных учреждений.

Международный Красный Крест - это гуманитарное движение, насчитывающее миллионы членов, представляющих все расы и религии, все социальные слои населения.

Цель деятельности движения - помочь без какой-либо дискриминации всем, кто страдает. Эта цель реализуется через многочисленные и разнообразные задачи:

  1. Забота о раненых во время войны;
  2. помощь людям с умственными и физическими недостатками;
  3. помощь заключенным;
  4. помощь жертвам землетрясений;
  5. организация донорства;
  6. защита населения на оккупированных территориях;
  7. воссоединение разлученных семей.

Вот далеко не полный перечень задач, стоящих перед Движением Красный Крест, основанным более ста лет назад.

Инициатором создания общества «Красный Крест» является швейцарский  общественный деятель Анри Дюнан (1828 - 1920). Идея создания Красного Креста возникла у него под впечатлением страшной картины оставленных раненых на поле боя близ Сольферино в Ломбардии в 1859 году. Анри Дюнан организовывает спасательные работы, а позже он рассказывает о том, что ему довелось увидеть на поле боя в своей книге «Воспоминание о Сольферино», которая потрясла всю Европу.

При поддержке  военных, врачей, общественных деятелей Анри Дюнан организовывает Международный Комитет помощи раненым - будущий Международный Комитет Красного Креста. По призыву вновь созданного Международного комитета в октябре 1863 года в Женеве собираются эксперты 16 стран и принимают 10 резолюций, которые явились прообразом Устава Красного Креста, определив задачи и методы работы комитетов помощи раненым, созданных по замыслу Дюнана. Так родилось Движение Красного Креста.

В 1864 году была созвана  дипломатическая конференция, в  которой участвовали уже 12 стран, включая США. Был принят договор, который получил название «Женевская конвенция об участи раненых и больных в действующих армиях». Этот договор стал важной вехой в истории, поскольку он определил правовые нормы, регламентирующие поведение участников боевых действий. С этих пор санитарные повозки, военные госпитали и медицинский персонал должны были «признаваться нейтральными и в качестве таковых иметь право на защиту и уважаться воюющими сторонами, раненые и больные бойцы, к какой бы они стороне ни принадлежали, должны подбираться и обеспечиваться уходом».

Кроме того, на конференции была принята эмблема - красный крест на белом фоне. Вторая эмблема - красный полумесяц - появилась спустя несколько лет. Хотя красный крест и не нес никакой религиозной символики, во время турецкой войны, в 1976 году, Оттоманское Общество помощи раненым все-таки заменило его полумесяцем. Эта эмблема с тех пор была принята рядом стран исламского мира. Она признана равноправной с эмблемой красного креста на белом фоне.

В течение первых десяти лет было создано 22 национальных общества Красного Креста в европейских  странах. Сегодня они есть почти  во всех государствах мира. Национальные общества очень быстро расширяли  свою деятельность, предлагая свою помощь в других сферах деятельности. Так, Красный Крест сыграл большую роль в строительстве больниц, подготовке медицинского персонала, просвещении в области гигиены, оказания помощи пожилым и инвалидам, проведении спасательных операций, осуществлении программ переливания крови. После второй мировой войны областью деятельности национальных организаций Красного Креста стала борьба с детскими заболеваниями, проведение массовых прививок, очистка воды, работа с беженцами. Это далеко не полный перечень видов деятельности движения.

Толчком к развитию Движения послужило создание Лиги обществ,  Красного Креста, объединяющей все национальные организации. С 1991 года она именуется как Международная федерация обществ, Красного Креста и Красного Полумесяца. Ее штаб квартира находится в Женеве. Наглядной стороной ее деятельности является организация мероприятий во время стихийных бедствий, катастроф, эпидемий.

За время своего существования Движение приобрело  широкий размах, что обусловило необходимость создания структур и органов, координирующих его деятельность, а также создания правовой и юридической базы. В 1928 году был принят Устав, кроме него - Постоянная комиссия Международного Красного Креста, занимающаяся подготовкой Международных конференций. Устав в последующие годы изменялся с целью усовершенствования правовой базы Движения на Международном уровне. В 1952 году название «Международный Красный Крест» было заменено названием «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца», что, по мнению большинства, точнее отражает сегодняшние реальности.

В заключении перечислим основополагающие семь принципов деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца.

Гуманность. Движение, порожденное стремлением оказывать  помощь всем раненым на поле боя, старается  при любых обстоятельствах, как  на международном, так и на национальном уровне предотвращать облегчать страдания человека.

Информация о работе Социальная педагогика