Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:45, реферат
Социальная педагогика в определённой мере решает и проблему самовоспитания, самостроительство, самосовершенствования человека, что является необходимой предпосылкой и результатом эффективного воспитания. Решение этой проблемы реально в том случае, если в процессе социального воспитания создаются условия и стимулы для саморазвития человека.
Движение «Анонимные алкоголики»
Сложнейший комплекс социальных, биологических, психологических и духовных проблем, которые ставят перед человечеством алкоголизм и наркомания, пытались решать разными методами. В конце прошлого века, например, пытались лечить алкоголиков с помощью гипноза, электрошока и даже лоботомии (рассечение нервных волокон, связывающих различные области мозга). По мере развития психиатрии, стали появляться различные подходы, которые можно свести к попыткам воздействия «снаружи». Успех, однако, имели лишь те подходы, которые учитывали специфику, происходящих при этих болезнях, духовных нарушений и предлагали духовно ориентированные подходы их преодоления. Основной тезис одного из таких подходов, о котором пойдет речь, кажется парадоксальным, человек не отвечает за возникновение болезни, но он отвечает за свои действия для собственного выздоровления. Его роль активна, хотя сам процесс направляется и стимулируется высшей силой - Богом. Другими словами, человек воссоздает себя с помощью Божьей благодати.
Успешной попыткой осуществить такой подход стало международное движение «Анонимные Алкоголики» и сформулированная этим движением программа «12 шагов».
Движение «Анонимные Алкоголики» родилось в 1935 году в Акроне (штат Огайо) в результате встречи одного хорошо известного хирурга (Роберт Смит) и одного бизнесмена из Нью-Йорка (Уильям Уилсон). Оба были безнадежными алкоголиками, и им было суждено стать основателями движения.
Основные принципы в их нынешнем варианте были в основном заимствованы из области христианства. Известно, что в ранних христианских сообществах издавна существовала практика открытости в отношении своего прошлого и настоящего, что, при поддержке и помощи других членов общины приводило к серьезным личностным изменениям. Программа «12 шагов» стала воплощением в конкретную практику человеческих взаимоотношений первоначального, заложенного еще в первые века христианства, смысла понятия «терапия» как «совместного служения Богу и друг другу». Однако следует подчеркнуть, что некоторые идеи, определившие успех деятельности, основаны на наблюдениях за поведением и потребностями самих членов товарищества.
После трех лет проб и ошибок, когда выбирались наиболее эффективные принципы, на основе которых могло функционировать сообщество, после неоднократных безуспешных попыток спасти многих алкоголиков, появились три первые группы, действовавшие успешно (Акрон, Нью-Йорк, Кривленд). Но случаев излечения от алкоголизма было пока не очень много.
Несмотря на это, товарищество решило описать свой опыт в книге «Анонимные Алкоголики», которая вышла в 1939 году. После ее выхода так же стало называться движение. В книге алкоголизм был описан с точки зрения алкоголиков, духовные идеи сообщества были впервые сформулированы в «Программе 12 шагов», и разъяснены применительно к проблеме алкоголиков.
Остальная часть книги представляет собой тридцать историй, или вернее историй болезни, в которых алкоголики рассказывают о своем алкогольном прошлом и своем возвращении к трезвому образу жизни. Это позволило установить контакт с читателями алкоголиками и убедить их в том, что казавшееся нереальным выздоровление вполне возможно. Книга «Анонимные Алкоголики» стала основным текстом сообщества и до сих пор является таковым.
Вот те принципы, которые составляют основу «Программы 12 шагов».
Как видим в основе программы «12 шагов» лежит покаяние. Русскому слову «покаяние» в древнегреческом языке соответствует слово, что значит «перемена разума, образа мыслей». Покаяние - это поворот всей человеческой жизни к Богу. Именно такой поворот происходит с человеком, начавшим работать по программе 12 шагов. Начиная с первого шага программы, покаяние - совершенно необходимое условия (одновременно и результат) «работы по шагам». Каждый шаг включает покаяние.
После публикации книги в 1939 году завершился начальный этап деятельности сообщества, за которым последовала невероятных масштабов цепная реакция, вызванная тем, что выздоровевшие алкоголики стали передавать свой опыт другим. В течение последующих лет алкоголики вливались в сообщество десятками тысяч, в основном благодаря непрерывной рекламе бесплатно осуществляемой газетами и журналами всего мира. Служители и врачи поддержали новое движение, оказывая ему всемерную помощь и одобряя его деятельность.
Это удивительное
расширение сообщества вызвало весьма
остро протекавшие болезни
В сообществе повсеместно возникали серьезные проблемы членства, денег, личных взаимоотношений, связей с общественностью клубами и множество прочих недоразумений. Из всей неразберихи и родились 12 традиций Анонимных Алкоголиков, которые впервые были опубликованы в 1946 году и затем одобрены на первом международном съезде, проведенном в Кривленде в 1950 году. Двенадцать традиций показывали, как общество Анонимных Алкоголиков сохраняет свое единство и строит свои отношения с окружающим миром, как оно живет и развивается.
Движение «Анонимные Алкоголики» сейчас широко распространилось по всему миру. Количество групп этого движения постоянно растет, например, их ежегодный прирост только в США и Канаде составляет примерно 4 тысячи групп.
Со временем программа «12 шагов» и работающие на ее основе группы самопомощи стали источником жизни и для людей, страдающих другими видами зависимости. Прежде всего - это группы родственников алкоголиков. Движение, включающее в себя эти группы, получило название Ал-Анон. В его рамках возникли также группы для подростков и детей из алкогольных семей.
Кроме этого, программа «12 шагов» с 60-х гг. стала успешно реализовываться среди наркоманов, которые организовали аналогичное общество «Анонимные Наркоманы» и соответствующее общество их родственников.
Программу «12 шагов» стали применять и для решения вполне конкретных проблем другого рода, например, таких как переедание, азартные игры, неукротимое стремление одалживать деньги и др. Кроме того, пользуясь той же программой, люди стали успешно справляться со своими эмоциональными трудностями, работая, например, в таких группах, как «Анонимные Эмоционалы».
Все перечисленные движения совершенно самостоятельны, полностью независимы от каких бы то ни было государственных или общественных структур. Абсолютно независимы эти движения и от лечебных учреждений.
Международный Красный Крест - это гуманитарное движение, насчитывающее миллионы членов, представляющих все расы и религии, все социальные слои населения.
Цель деятельности движения - помочь без какой-либо дискриминации всем, кто страдает. Эта цель реализуется через многочисленные и разнообразные задачи:
Вот далеко не полный перечень задач, стоящих перед Движением Красный Крест, основанным более ста лет назад.
Инициатором создания общества «Красный Крест» является швейцарский общественный деятель Анри Дюнан (1828 - 1920). Идея создания Красного Креста возникла у него под впечатлением страшной картины оставленных раненых на поле боя близ Сольферино в Ломбардии в 1859 году. Анри Дюнан организовывает спасательные работы, а позже он рассказывает о том, что ему довелось увидеть на поле боя в своей книге «Воспоминание о Сольферино», которая потрясла всю Европу.
При поддержке военных, врачей, общественных деятелей Анри Дюнан организовывает Международный Комитет помощи раненым - будущий Международный Комитет Красного Креста. По призыву вновь созданного Международного комитета в октябре 1863 года в Женеве собираются эксперты 16 стран и принимают 10 резолюций, которые явились прообразом Устава Красного Креста, определив задачи и методы работы комитетов помощи раненым, созданных по замыслу Дюнана. Так родилось Движение Красного Креста.
В 1864 году была созвана дипломатическая конференция, в которой участвовали уже 12 стран, включая США. Был принят договор, который получил название «Женевская конвенция об участи раненых и больных в действующих армиях». Этот договор стал важной вехой в истории, поскольку он определил правовые нормы, регламентирующие поведение участников боевых действий. С этих пор санитарные повозки, военные госпитали и медицинский персонал должны были «признаваться нейтральными и в качестве таковых иметь право на защиту и уважаться воюющими сторонами, раненые и больные бойцы, к какой бы они стороне ни принадлежали, должны подбираться и обеспечиваться уходом».
Кроме того, на конференции была принята эмблема - красный крест на белом фоне. Вторая эмблема - красный полумесяц - появилась спустя несколько лет. Хотя красный крест и не нес никакой религиозной символики, во время турецкой войны, в 1976 году, Оттоманское Общество помощи раненым все-таки заменило его полумесяцем. Эта эмблема с тех пор была принята рядом стран исламского мира. Она признана равноправной с эмблемой красного креста на белом фоне.
В течение первых десяти лет было создано 22 национальных общества Красного Креста в европейских странах. Сегодня они есть почти во всех государствах мира. Национальные общества очень быстро расширяли свою деятельность, предлагая свою помощь в других сферах деятельности. Так, Красный Крест сыграл большую роль в строительстве больниц, подготовке медицинского персонала, просвещении в области гигиены, оказания помощи пожилым и инвалидам, проведении спасательных операций, осуществлении программ переливания крови. После второй мировой войны областью деятельности национальных организаций Красного Креста стала борьба с детскими заболеваниями, проведение массовых прививок, очистка воды, работа с беженцами. Это далеко не полный перечень видов деятельности движения.
Толчком к развитию Движения послужило создание Лиги обществ, Красного Креста, объединяющей все национальные организации. С 1991 года она именуется как Международная федерация обществ, Красного Креста и Красного Полумесяца. Ее штаб квартира находится в Женеве. Наглядной стороной ее деятельности является организация мероприятий во время стихийных бедствий, катастроф, эпидемий.
За время своего существования Движение приобрело широкий размах, что обусловило необходимость создания структур и органов, координирующих его деятельность, а также создания правовой и юридической базы. В 1928 году был принят Устав, кроме него - Постоянная комиссия Международного Красного Креста, занимающаяся подготовкой Международных конференций. Устав в последующие годы изменялся с целью усовершенствования правовой базы Движения на Международном уровне. В 1952 году название «Международный Красный Крест» было заменено названием «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца», что, по мнению большинства, точнее отражает сегодняшние реальности.
В заключении перечислим основополагающие семь принципов деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца.
Гуманность. Движение,
порожденное стремлением