Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:45, реферат
Социальная педагогика в определённой мере решает и проблему самовоспитания, самостроительство, самосовершенствования человека, что является необходимой предпосылкой и результатом эффективного воспитания. Решение этой проблемы реально в том случае, если в процессе социального воспитания создаются условия и стимулы для саморазвития человека.
Наибольшее число учебных заведений было открыто в 60-е годы, когда социальная педагогика развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации социальных педагогов, начали издаваться профессиональные журналы, специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального педагога. Большинство ученых считает, что социальная педагогика как самостоятельная профессия и академическая дисциплина утвердилась именно в 60-70-е годы прошлого столетия.
Обучение социальных педагогов отражает специфику национальных систем образования. Нет единого образца даже в пределах одной страны. Причем, различные модели мирно уживаются друг с другом.
Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: два года обучения в местном колледже, четыре года занятий в колледже или университете и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. Хотя школы социальной педагогики существуют здесь в рамках высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с ними. Обучение продолжительностью 3-4 года рассматривается как узкотехническая, специализированная подготовка. Университеты предлагают широкое гуманитарное обучение. Выпускник школы получает диплом или степень социального педагога.
Нет единого
образца и в Соединенном
Теоретически каждому уровню соответствуют свои определенные обязанности. Но в жизни на практике эти границы часто стираются. Известны случаи, пишут американцы, когда социальные педагоги и без профессионального образования делали прекрасную карьеру и даже руководили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра.
Основными задачами детских социальных служб, существующих во многих странах, являются следующие: обеспечение со стороны государства достижения семьей определенной степени экономической самостоятельности, профилактика насилия над детьми и их эксплуатации, создание и поддержка различных институциональных форм опеки, а также поддержка не институциональных форм, в частности, «общинных».
Организационная
структура детской социальной службы
выглядит так: на уровне определенной
территориально-
Например, специальное учреждение социальной помощи семье и детям в США предлагает им следующие виды поддержки.
1. Организация специальных групп профессионального обучения для родителей, помощь по трудоустройству.
2. Обеспечение присмотра за детьми, чьи родители работают в дневное или вечернее время.
3. Создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей.
4. Создание и поддержка служб защиты детей от насилия в семье.
5. Создание и инспектирование детских домов, а также работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка.
6. Развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства.
Деятельность специального учреждения социальной помощи детям определяется, в основном, общегосударственной программой социального обслуживания, а также региональными планами. Вспомним, что в США существует программа помощи семьям с детьми на иждивении. Кроме денежных выплат семьям оказываются перечисленные выше услуги, причем, бесплатно. Семьи, не входящие в число пользователей указанной программы, также могут обращаться за выше перечисленными услугами, но уже за некоторую плату. Определенные услуги, например, защита детей от домашнего насилия оказывается бесплатно всем категориям населения. Кроме того, в экстремальных ситуациях социальная служба берет на себя заботу о детях, независимо от уровня доходов семьи.
Структурно детская социальная служба включает:
В зарубежных странах социальный педагог в школе получила наибольшее распространение в 60-е годы. В литературе выделяют два подхода к этой сфере социальной педагогики: социальные педагоги либо входят в состав персонала школы, либо объединены в специальные службы обеспечения образования. Первый подход имеет место, например, в Германии, второй - в Великобритании.
Независимо является ли социальный педагог штатным сотрудником или работает в специальной службе обеспечения образования задачи у них одни и те же.
В школе социальный
педагог выполняет несколько ролей: дает
советы детям и родителям по различным
вопросам, консультирует учителей, вспомогательный
персонал и администрацию школ, является
связующим звеном между школой и местным
сообществом.
Социальные педагоги в Великобритании прикрепляются к отдельным школам, регулярно их посещают, работают с учителями, помогая им решать проблемы посещаемости, поведения, а также материальные проблемы. Особой заботой социальных педагогов являются дети, подвергающиеся жестокому обращению, страдающие от материнской депривации, и дети-инвалиды. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, врачей, полиции и пр.
В задачи указанной службы в Великобритании входит и оказание помощи детям, которые временно или окончательно исключены из школы. В этом случае социальный педагог должен помочь родителям устроить ребенка в другое учебное заведение, наладить детско-родительские отношения. Специалисты этой сферы также осуществляют наблюдение за выполнением правовых норм труда детей, выясняют причины длительного отсутствия детей в школе, осуществляют материальную помощь.
Социальные педагоги школ могут также разрабатывать планы и программы, а также возглавлять различные альтернативные образовательные учреждения или вспомогательные школы для детей, которые не могут учиться в общеобразовательной.
В развитых зарубежных странах социальные педагоги есть и в высших учебных заведениях. Там они помогают студенческим организациям защищать свои права, организовывать жизнь в общежитиях, помогают иностранным студентам, приезжающим на учебу по обмену, а также студентам инвалидам. Нередко социальные педагоги преподают практические дисциплины студентам, изучающим социальную педагогику.
8. Роль социальных педагогов в Благотворительных организациях.
Армия Спасения - международная религиозно-филантропическая организация Армия Спасения была создана в Англии в 1865 году. Спустя 13 лет она была реорганизована на военный лад английским проповедником Уильямом Бутом, который стал ее первым генералом. Вскоре Армия Спасения распространила свою деятельность на многие страны. Оказывая материальную и моральную помощь обездоленным людям, солдаты Армии Спасения проповедуют христианскую веру. Их оружие - Слово Божье, милосердие и практическая помощь, тем, кто находится в тяжелом состоянии независимо от расы, цвета кожи, веры, пола и возраста. Сегодня, начатая генералом Бутом и его сподвижниками миссия приобретает новую, созвучную времени, гуманистическую значимость.
Деятельность Армии Спасения охватывает в настоящее время 96 стран всех континентов земного шара. Причем, необходимо заметить, что работа ведется на 127 языках. Финансовую и интеллектуальную поддержку этой организации оказывают президенты республик, правительственные чины всех уровней. Промышленные магнаты и множество простых людей.
Численность Армии Спасения в настоящее время составляет 3 миллиона членов, которые осуществляют деятельность по следующим направлениям.
1. Предоставление жилища бездомным. Для этого Армия содержит более 600 общежитий.
2. Предоставление питания для голодных. Такое питание предоставляется в столовых, которых у Армии открывается примерно 2 тысячи в год.
3. Забота о пожилых людях. Армии Спасения принадлежит 258 домов для престарелых, где проживает почти 15 тысяч пожилых людей.
4. Забота о женщинах. Армия Спасения располагает 50 родильными домами, клиниками и домами для женщин, где они находят уют и безопасность.
5. Работа с детьми. Сегодня в Армии Спасения имеется 224 детских дома, 334 дошкольных учреждения, 27 домов отдыха, 113 лагерей для детей 531 клуб для подростков.
6. Образование. Более тысячи начальных и средних школ Армии Спасения дают возможность получить образование многим детям.
7. Помощь семьям. Ежегодно Армия Спасения помогает более чем 2 миллионам семей.
8. Больницы и клиники. В 237 больницах и клиниках более 200 тысяч человек получают ежегодно стационарное лечение.
9. Реабилитационные центры. После лечения в больнице или клинике больные восстанавливают здоровье в 20 реабилитационных центрах Армии Спасения.
10. Алкоголизм и наркомания. Наличие более 100 приютов и центров для больных алкоголизмом и наркоманией дают Армии Спасения возможность помочь ежегодно более чем 15 тысячам человек.
11. Помощь инвалидам. В Армии Спасения имеется десятки учреждений, которые обеспечивают жильем и обучают слепых и глухонемых людей.
12. Борьба с проказой. 3 лепрозория обеспечивают проживание больных.
13. Помощь военнослужащим. Более 200 столовых, передвижных подразделений и общежитий удовлетворяют потребности людей, служащих в вооруженных силах.
14. Службы для оказания помощи в розыске пропавших родственников.
15. Помощь преступникам. Эта помощь оказывается в суде, в местах заключения, а также после освобождения. Кроме того, более 120 исправительных учреждений, управляемых Армией Спасения, размещают более 2 тысяч юных правонарушителей.
Еще в начале
20 века были сформулированы основополагающие
принципы, которые легли в основу
социальной работы Армии Спасения.
Нет безнадежно павших и безвозвратно
погибших людей, как бы низко не пал
человек, он имеет право на помощь,
при этом, простое улучшение
Уильям Бут выделил семь ведущих правил социальной педагогики, которыми до сих пор руководствуется Армия Спасения при составлении социальных программ и планов индивидуальной работы.
Деятели Армии Спасения понимают под социальной педагогикой уникальное сочетание определенных знаний, умений, с одной стороны, и внутренних ценностей социального педагога, реализуемых в процессе деятельности, с другой. При этом ценностные ориентации рассматриваются как основание, на котором знания и умения интегрируются в практику.
Любая благотворительная организация не может обойтись без профессиональных социальных педагогов. Только они могут профессионально выявить проблему принять меры, которые помогут человеку с ней справиться. Ведь работа такой большой организации, какой является Армия Спасения, не основывается только на одной любви к Богу или добром отношении к человеку, эта организация делает большое дело и для оказания помощи человеку она, порой готова сделать, что угодно. Но для того чтобы не навредить тому, кому хочешь помочь, Армия Спасения и прибегает к помощи профессионалов. Именно поэтому социальная педагог для этой организации играет такую большую роль.