Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:18, доклад
Детство пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых средств, которые ребенок учится открывать для себя.
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития ребенка.
Кстати, почти всё, что известно ребенку до 6 лет, он узнает на слух.
Значение слуха у детей с патологией зрения чрезвычайно велико в процессе познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентировки.
Зная о том, что повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора, что слуховое восприятие у детей дошкольного возраста участвует в компенсации слабовидения, когда ребенок учится использовать звуковые признаки предметов, шумы, звуки и голоса окружающих для узнавания и формирования образов окружающего, я включаю в практику своей работы активное использование игр, предназначенных для развития целенаправленного слухового восприятия и неречевого слуха.
Задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового анализатора – открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их значимыми, привлекательными, говорящими о чем-то важном. Соответствующие игры и упражнения направлены на:
отгадывание источника звука, улавливание особенностей знакомых звуков и передачу их характера с помощью движений, звукоподражаний, слов.
Игры на развитие слухового восприятия здесь представлены двумя группами:
Основная цель этих игр – учить детей узнавать на слух источник звука, различать звуковую информацию на слух, воспринимать акустически и вибрационно количество звуков, передавать интонацию услышанного, закрепляем звуковое восприятие.
Это такие игры как: «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка»,«Что выбрал Петрушка?», «Звуковые загадки», «Сколько - сколько?», «Кто это?», «Стеклянный – деревянный», «Что я делаю, скажи, точно так же покажи», «Кто что услышит?», «Прислушаемся к бумаге»: «Звучащие киндеры»
Основная цель этих игр – учить детей различать характерные звуки окружающего мира.
Это такие игры как: «Слушаем погоду», «Звуки времен года», «Что ты слышишь?», «Слушаем звуки улицы», «Где прячется звук?», «Слушаем звуки магазина», «Быстро–медленно», «Что это?», «Угадай предмет по звуку», «Шумные предметы», «Угадай направление, откуда идет звук», «Громко – тихо», «Звенят колокольчики», «Совпадение звуков»,
Огромное значение для развития слухового восприятии имеет музыка?
Развитие тактильной чувствительности и осязания
Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Да потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.
Тактильная чувствительность дает знания о качествах предметов; болевая сигнализирует о вреде, наносимом организму; температурные рецепторы принимают участие в регуляции теплообмена между организмом и окружающей средой.
С помощью тактильного восприятия дети с нарушениями зрения постигают разнообразный комплекс ощущений: прикосновение, давление, движение (вибрация), температура, боль.
Таким образом, осязание и мелкая моторика
· помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;
· навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;
· позволяют ребенку на равных со сверстниками участвовать в играх;
· способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.
В практике своей работы я сгруппировала игры, упражнения, задания для разных видов деятельности:
1)формирование представлений о строении и возможностях рук.
2) формирование тактильных представлений;
3) развитие способов восприятия предметов.
Основная цель – познакомить детей с расположением, названием и назначением пальцев.
Это такие игры как: «Замок», «Пальчики здороваются», «Пианист», «Ввернем лампочку», «Посчитаем пальчики», «Пальчики бегут наперегонки», «Пальчики кивают», «Колечки» «Пальцеход» и другие, которые описаны в книге О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет» «Посчитай и положи», «Планшет»,
Основная цель этих игр – расширять тактильные представления детей, стимулировать развитие ощущений, учить различать свойства поверхности предметов (гладкая, шершавая, колючая, мягкая, твердая, горячая, холодная и т.д.)
Это такие игры
как: «Сухие материалы», «Липкие материалы»,
«Разные поверхности», «Тактильное
лото», «Юный кулинар», «Теплые кувшины»
Основная цель игр – учить различать структуру поверхности предметов.
Это такие игры как: «Туалетные принадлежности», «Моделирование», «Сухие материалы», «Что привез Мишутка?», «Волшебный мешочек», «Что лежит в черном ящике», «Формы», «Веселые жмурки», «Волшебные дощечки», «Ящик с кусочками ткани», «Ателье»,
В процессе игр при использовании заданий на развитие ощущение и восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного) происходит всестороннее развитие ребенка. В силу важности и значимости каждого из них необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать игры и упражнения собранные мной в картотеку. Они достаточно просты в использовании и доступны педагогам. Предложенные игры и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции, их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.
В заключении моего выступления хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.