Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:18, доклад
Детство пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых средств, которые ребенок учится открывать для себя.
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития ребенка.
Социализация дошкольников со зрительной патологией через развитие ощущений и восприятия
(выступление на Методическом объединении учителей-дефектологов
специализированных
детских садов для детей с
нарушением зрения города Благовещенска)
учитель-дефектолог
МДОБУ д/с №64 компенсирующего
вида Гринько Наталья Викторовна
Детство пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых средств, которые ребенок учится открывать для себя.
Дошкольный
возраст важный период в жизни
человека. В возрасте от 3 до 7 лет
закладываются основы будущей личности,
формируются предпосылки
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело ученых к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определенный «этаж» занимающий свое место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.
Крупнейший ученый А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».
Как
известно, социальное благополучие человека
во многом зависит от того, как приспособлен,
адаптирован он к окружающей действительности,
каковы его самоощущения в ней. Любой
человек должен пройти школу самопознания
и это особенно актуально для
детей с патологией зрения. Дети
должны достаточно точно и конкретно
представлять свои полисенсорные возможности
в первую очередь зрительные, а
затем и сохранные (осязание, обоняние,
слух), чтобы адекватно ими
Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Для ребенка дошкольного возраста особенно значимо чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Ж. Ж- Руссо подчеркивал, что из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни.
Для
успешного освоения знаний об окружающем
мире необходимо, чтобы органы чувств
ребенка функционировали
Процесс
адаптации детей с патологией
зрения к условиям существования
в окружающей действительности зависит
от того, как у них формируется
определенные знания, навыки и умения,
позволяющие адекватно
Безусловно тифлопедагогам принадлежит ведущая роль в процессе социализации дошкольников с нарушением зрения, так как мы формируем у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, используя сохранные анализаторы; демонстрируем им приемы общения, взаимодействия с окружающими, соблюдения норм общепринятого поведения.
Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения – это главная цель, которую я ставлю перед собой. Для достижения обозначенной цели я решаю следующие задачи:
1.Форимрование
у детей адекватных
2.Формирование
у детей умения осмысливать
и отражать в речи
Зрительная система человека развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у людей с патологией зрения на первый план другие анализаторы. И в зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Но необходимо подчеркнуть, что без специально организованного коррекционно-педагогического процесса дети с нарушениями зрения затрудняются в овладении пространственными представлениями, в практической ориентировке в макро и микропространстве, с ошибками воспринимают предметы, их удаленность и место их расположения.
Как было сказано раньше в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы познания, так как логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку: желание – чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы активизировались личностные мироощущения и накапливался личный опыт проживания. При нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно-суставной). В свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха, осязания, обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета. Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, и поэтому дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте.
Я всегда помню, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно практически не происходит. Ведь, несмотря на зрительную патологию, для детей с нарушением зрения зрительная информация выступает основной при опознании предмета. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.
В связи с этим на первый план я выдвигаю коррекционно-компенсаторные задачи, направленные на:
-развитие зрительного восприятия;
– активизацию слухового восприятия;
– обогащение
тактильной чувствительности с
помощью осязательного
– развитие манипулятивной деятельности кистей рук;
– активизацию
вкусового и обонятельного
– успешное усвоение языка в процессе общения
Ниже я раскрываю пути решения поставленных задач, через многократное повторение упражнений, игр, заданий в разных интерпретациях, которые стимулируют развитие восприятия: зрительного, слухового, тактильного, вкусового при ознакомлении детей с окружающим миром. Предлагаемые игры предназначены для коррекции и развития сенсорной сферы дошкольника. Большинство из них, возможно, проводить как один на один с ребенком, так и в группе.
Дидактические игры и упражнения по активизации сохранных анализаторов и нарушенного зрения применяются мной для закрепления знаний об окружающем мире, накопления соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков, а вопросно-ответный характер общения при проведении игры побуждает ребенка обозначать предъявленный предмет словом, сравнивать, рассуждать, обобщать. Таким образом, в единстве с мыслительной деятельностью формируется речь, что очень важно для наших детей поступающих в первый класс в массовые школы.
Зрительное восприятие
Развитие
осмысленного видения у детей
– важная задача. Чем эффективнее
зрительное восприятие, тем легче
ребенок осваивает связанные
с ним функции –
В идеальных условиях, в увлекательном окружении и при обилии возможностей для игры, ребенок овладевает способностью тонко дифференцировать зрительную информацию. Но в нашем случае дети отстают в своем развитии. Зрительный дефект, родовые микротравмы головного мозга, ригидные методы воспитания агрессивная среда отрицательно влияют на развитие осмысленного восприятия.
С помощью специальных игр мы можем помочь детям частично наверстать упущенное, развить их зрительное восприятие и зрительную память.
Игры для развития зрительного восприятия я разделила на несколько групп:
1 группа - Игры направленные на развитие сенсорной сферы.
Основная цель – учить детей различать, сравнивать, выделять называть, характерные признаки и свойства предметов.
Приведу лишь несколько примеров.
В качестве
материала для развития сенсорной
сферы мною используются блоки Дьенеша
и палочки Кюизинера. Такие игры
как: «Найди такой же», «Кто в
домике живет?», «Найди соседей», «Улицы
города», «Заполни аквариум», «Цепочки»,
«Раздели фигуры», «Переводчики», «Кодовый
замок», «Игры с обручами», «Построй
лесенку», «Спрячь зайку», «Игры
с планшетами» и другие.
2 группа – Игры для тренировки мышц глаз.
Почти все игры построены на повторении детьми движений и зрительных образцов. Эти «зеркальные» упражнения рассчитаны на готовность детей повторять то, что они видели и переживали. Это такие игры как: «Прогулки со щенок» (котиком), «Волшебные платки», «Смешные лица», «Индейский вождь», «Зеркало и тень», «Детективы», «Делай как я» и другие.
3 группа – Игры направленные на развитие чувства пространства. Это такие игры как: «Заколдованный круг», «Разноцветный мир», «Узел», «Маленькие солнышки», «Горы и долины», «Волшебные ножки», «Где ты?» и другие.
4 группа – Игры и упражнения, тренирующие зрительную память и концентрацию внимания. Это такие игры как: «Кого нет?», «»Запомни и покажи», «Найди пару», «Найди сам», «Наперстки», «Стоп», «Светлячок» «Подбери пару» и другие.
Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что эти чувства у него развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению, это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных педагогами и родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны вместе с родителями тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.
Слуховые ощущения и восприятие
Слух дан человеку, чтобы слушать тишину и различные звуки. Слух дает нам информацию, которая находится вне нашего зрительного поля.
Дети способны определить характер и источник звука, а потому можно и нужно приучать их узнавать предметы ПО ЗВУКУ – различать металл, дерево, стекло; ПО ШЕЛЕСТУ – бумагу, ткань; ПО ТЕМБРУ ГОЛОСА – взрослого человека, сверстника.