Социализация дошкольников со зрительной патологией через развитие ощущений и восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:18, доклад

Описание работы

Детство пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых средств, которые ребенок учится открывать для себя.
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития ребенка.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 27.38 Кб (Скачать)

Социализация  дошкольников со зрительной патологией через  развитие ощущений и  восприятия

(выступление  на Методическом объединении  учителей-дефектологов

специализированных  детских садов для детей с  нарушением зрения города Благовещенска) 

учитель-дефектолог МДОБУ д/с №64 компенсирующего  вида Гринько Наталья Викторовна 

     Детство пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых средств, которые ребенок учится открывать для себя.

      Дошкольный  возраст важный период в жизни  человека. В возрасте от 3 до 7 лет  закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного и нравственного  развития ребенка.

      Углубленное изучение особенностей дошкольного  детства привело ученых к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов  деятельности складывается как бы определенный «этаж» занимающий свое место в структуре  целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.

Крупнейший  ученый А.В. Запорожец в своих  работах пишет, что «целью дошкольного  обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание  тех ценных качеств, по отношению  к которым этот возраст наиболее восприимчив».

      Как известно, социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Любой  человек должен пройти школу самопознания и это особенно актуально для  детей с патологией зрения. Дети должны достаточно точно и конкретно  представлять свои полисенсорные возможности  в первую очередь зрительные, а  затем и сохранные (осязание, обоняние, слух), чтобы адекватно ими пользоваться в окружающей  действительности.

       Источником  знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения  органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.

 Для ребенка дошкольного возраста особенно значимо чувственное познание, так  как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Ж. Ж- Руссо подчеркивал, что  из всех способностей первыми формируются  и совершенствуются чувства. Ребенок  овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни.

 Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном  поражении органа чувств ребенок может не получить или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее. Моя задача развить у детей сохранные анализаторы и научить правильно их использовать в познании окружающего мира, как средство компенсации зрительной недостаточности.

 Процесс адаптации детей с патологией зрения к условиям существования  в окружающей действительности зависит  от того, как у них формируется  определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать  и приспосабливаться исходя из своих  возможностей. И поэтому успешная социализация детей с нарушением зрения во многом обеспечивается их умением  рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально  полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую  через сохранные анализаторы. Но неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, невозможность познавать с их помощью окружающий мир не позволяет  им быть самостоятельными, активными  и успешными в играх, в быту, на занятиях. У таких детей, в ряде случаев, возникает желание отстранится  от окружающих, замкнуться в себе. В  связи с этим огромное значение имеет  целенаправленная работа по развитию всей сенсорной сферы детей с  нарушением зрения, активного ее включения  во все виды детской деятельности.

 Безусловно  тифлопедагогам принадлежит ведущая  роль в процессе социализации дошкольников с нарушением зрения, так как мы формируем у детей алгоритм необходимых  действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного  зрения, так и, используя сохранные  анализаторы; демонстрируем им приемы общения, взаимодействия с окружающими, соблюдения норм общепринятого поведения.

 Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной  деятельности детей в условиях школьного  обучения – это главная цель, которую я ставлю перед собой. Для достижения обозначенной цели я  решаю следующие задачи:

 1.Форимрование  у детей адекватных представлений  об окружающем мире на основе  использования нарушенного зрения  и сохранных анализаторов.

 2.Формирование  у детей умения осмысливать  и отражать в речи воспринимаемые  ими предметы, их признаки, свойства  и качества.

Зрительная  система человека развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у людей с патологией зрения на первый план другие анализаторы. И в зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Но необходимо подчеркнуть, что без специально организованного коррекционно-педагогического процесса дети с нарушениями зрения затрудняются в овладении пространственными представлениями, в практической ориентировке  в макро и микропространстве, с ошибками воспринимают предметы,  их удаленность и место их расположения.

Как было сказано раньше в  дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические  способы познания, так как логика  познания мира дошкольников выстраивается в цепочку: желание – чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы активизировались личностные мироощущения и накапливался личный опыт проживания.  При нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно-суставной). В свою очередь, совместное использование частичного  зрения, слуха, осязания, обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета. Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, и поэтому дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте.

     Я всегда помню, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно практически не происходит. Ведь, несмотря на зрительную патологию, для детей с нарушением зрения зрительная информация выступает основной при опознании предмета. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.

В связи  с этим на первый план я выдвигаю коррекционно-компенсаторные задачи, направленные на:

-развитие  зрительного восприятия;

– активизацию  слухового  восприятия;

– обогащение тактильной  чувствительности с  помощью осязательного анализатора;

– развитие манипулятивной  деятельности кистей рук;

– активизацию  вкусового и обонятельного анализаторов;

– успешное усвоение языка в процессе общения

     Ниже  я раскрываю пути решения поставленных задач, через  многократное повторение  упражнений, игр, заданий в разных интерпретациях, которые стимулируют  развитие восприятия: зрительного, слухового, тактильного, вкусового при ознакомлении детей с окружающим миром. Предлагаемые игры предназначены для коррекции и развития сенсорной сферы дошкольника. Большинство из них, возможно, проводить как один на один с ребенком, так и в группе.

     Дидактические игры и упражнения по активизации  сохранных анализаторов и нарушенного  зрения применяются мной для закрепления  знаний об  окружающем мире, накопления соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков, а вопросно-ответный характер общения при проведении игры побуждает ребенка обозначать предъявленный предмет словом, сравнивать, рассуждать, обобщать. Таким образом, в единстве с мыслительной деятельностью  формируется речь, что очень важно  для наших детей поступающих  в первый класс в массовые школы.

Зрительное  восприятие

 Развитие  осмысленного видения у детей  – важная задача. Чем эффективнее  зрительное восприятие, тем легче  ребенок осваивает связанные  с ним функции – манипулирование  с предметами, передвижение в пространстве, позже чтении и письмо.

 В идеальных  условиях, в увлекательном окружении  и при обилии возможностей для  игры, ребенок овладевает способностью тонко дифференцировать зрительную информацию. Но в нашем случае дети отстают в своем развитии. Зрительный дефект, родовые микротравмы головного  мозга, ригидные методы воспитания агрессивная  среда отрицательно влияют на развитие осмысленного восприятия.

 С помощью  специальных игр мы можем помочь детям частично наверстать упущенное, развить их зрительное восприятие и  зрительную память.

 Игры  для развития зрительного восприятия я  разделила на несколько групп:

1 группа - Игры направленные на развитие сенсорной сферы.

Основная  цель – учить детей различать, сравнивать, выделять называть, характерные признаки и свойства предметов.

Приведу лишь несколько примеров.

В качестве материала для развития сенсорной  сферы мною используются блоки Дьенеша  и палочки Кюизинера. Такие игры как: «Найди такой же»,  «Кто в  домике живет?», «Найди соседей», «Улицы города», «Заполни аквариум», «Цепочки», «Раздели фигуры», «Переводчики», «Кодовый замок», «Игры с обручами», «Построй лесенку», «Спрячь зайку», «Игры  с планшетами» и другие. 
 

2 группа – Игры для тренировки мышц глаз.

Почти все игры построены на повторении детьми движений и зрительных образцов. Эти «зеркальные» упражнения рассчитаны на готовность детей повторять то, что они видели и переживали. Это  такие игры как: «Прогулки со щенок» (котиком), «Волшебные платки», «Смешные лица», «Индейский вождь», «Зеркало и  тень», «Детективы», «Делай как я» и  другие.

3 группа – Игры направленные на развитие чувства пространства. Это такие игры как: «Заколдованный круг», «Разноцветный мир», «Узел», «Маленькие солнышки», «Горы и долины», «Волшебные ножки», «Где ты?» и другие.

4 группа – Игры и упражнения, тренирующие зрительную память и концентрацию внимания. Это такие игры как: «Кого нет?», «»Запомни и покажи», «Найди пару», «Найди сам», «Наперстки», «Стоп», «Светлячок» «Подбери пару» и другие.

     Часто можно услышать мнение, что у ребенка  с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка  зрячего, что эти чувства у  него развиваются автоматически, как  бы сами по себе. К сожалению, это  не так. Наоборот, без соответствующих  игр и упражнений, организованных педагогами и родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны вместе с родителями тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.

Слуховые  ощущения и восприятие

     Слух  дан человеку, чтобы слушать тишину и различные звуки. Слух дает нам  информацию, которая находится вне  нашего зрительного поля.

     Дети  способны определить характер и источник звука, а потому можно и нужно  приучать их узнавать предметы ПО ЗВУКУ  – различать металл, дерево, стекло; ПО ШЕЛЕСТУ – бумагу, ткань; ПО ТЕМБРУ ГОЛОСА –  взрослого человека, сверстника.

Информация о работе Социализация дошкольников со зрительной патологией через развитие ощущений и восприятия