Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:56, курсовая работа
“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно-личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества.
Важнейшей единицей языка является слово, обозначающее явления действительности и психической жизни человека и обычно одинаково понимаемое людьми, говорящими на одном языке и исторически между собой связанными.
Среди разнообразных по направленности функций языка (передача и закрепления достижений человеческого мышления, человеческого знания; коммуникативная; экспрессивная функции) экспрессивная оценивается многими лингвистами как важная и существенная, так как она служит не только средством выражения чувств, социальных и индивидуальных оценок, эмоционального воздействия на людей, но и оказывает существенное влияние на саму характеристику слова. Для реализации этой функции языка, обозначенной выше, необходима соответствующая лексика, которая в лингвистике получила название эмоционально-оценочной.
Анализ лингвистических исследований по вопросу определения границ эмоционально-оценочной лексики показал, что круг слов, охватываемых данным понятием, очерчен весьма неопределенно и колеблется от всего словарного состава до очень ограниченных по объему групп слов. Среди лингвистов наблюдаются разногласия в терминологическом плане, в определении подходов к классификации слов данного лексического пласта.
Языковеды подходят к решению вопроса о составе эмоционально-оценочной лексики с лексикологических, стилистических, психолингвистических позиций. В лексикологии слово изучается в трех аспектах:
1) структурном (выделение слова, его строение);
2) семантическом (лексическое значение слова);
3) функциональном (роль слова в структуре языка и речи).
Эмоционально-оценочная лексика рассматривается в лингвистике в рамках последних двух аспектов. В работах Е.М. Галкиной-Федорук, Н.Г. Комлева, Н.А. Лукьяновой, М.В. Никитина, Р. Г. Пиотровского, И.А. Стернина, В.К. Харченко, Д.Н. Шмелева, В.И. Шаховского, получил отражение семантический аспект. Его сторонники рассматривают слово с точки зрения его значения и соотнесенности с выражаемым им понятием. Структура значения имеет сложное строение. В нем находят отражение как объективная действительность (основное значение), так и всевозможные субъективные оттенки, так называемые "полутона", "дополнительное содержание слова" которые именуются по-разному: прагматический компонент, коннотации, коннотатионный макрокомпонент, экспрессивное и эмоциональное значение, эмоциональная окраска и т.д. Например, М.В. Никитин выделяет значения когнитивного и прагматическо- го типов. Прагматический компонент отвечает за субъективную оценку всего наблюдаемого и переживаемого человеком с точки зрения его интересов и ценностной ориентации в мире, когнитивный - отражает сущность, признаки, связи и зависимости, упорядоченные в когнитивных структурах сознания.
Связь между этими двумя компонентами можно показать на примере. Слова старик-старец-старикашка создают один когнитивный компонент - мысль (понятие) о старом мужчине. Различаются эти слова прагматическим значением - в первом случае (старик) — нейтральная оценка; во втором случае (старец)
- положительные оценка, к понятию о старом мужчине добавляется представление о благочестивой, благообразной старости; в третьем случае (старикашка)
- отрицательная оценка, к когнитивному компоненту добавляется мысль о старике малозначительным, никчемном.
В лингвистическом словаре встречается термин коннотация, то есть эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы. Субъективная речевая природа коннотации противопоставлена объективному содержанию языковых единиц, ориентированному на когнитивную (познавательную, гносеологическую) функцию языка.
Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида.
В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства, происходит развитие представлений ребенка о себе и другом. Речь, вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний. Исследователи детской речи, нейропсихологи, психологи отмечают раннее возникновение слов эмоциональной оценки в речи детей.
Эмоционально-оценочная лексика встречается в словарном материале исследований, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста. В работах Г.Н. Бавыкиной, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Л.А. Пеньевской, Н.П. Савельевой, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной подчеркивается важность, работы над словом на основе формирования конкретных знаний о предмете или явлении. В них содержание словарной работы включает бытовую, природоведческую лексику, слова отражающие труд детей и взрослых. В исследованиях, выполненных под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, доказана необходимость работы над словом в логике языка, что предполагает ознакомление детей с семантическими связями и отношениями в области лексики. В данных исследованиях вопросы обогащения речи детей дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой специально не изучаются. Вместе с тем, в них раскрываются некоторые особенности развития эмоционально-оценочного словаря дошкольников, методы и приемы его формирования. Анализируется представленность слов эмоциональной оценки в художественной литературе.
Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в исследованиях кафедры методики дошкольного воспитания и обучения Mill У в начале 80-х годов XX века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника. Подчеркивается важность усвоения этой лексики в единстве с нравственным развитием ребенка, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения детей, совершенствованием их социальных контактов с окружающими. В русле этих исследований выполнена и наша работа.
Вопросы формирования данной лексической группы изучаются в исследованиях, отражающих особенности развития письменной и устной речи учащихся начальных, средних и старших классов школы. В них разработаны некоторые приемы, принципы, условия, при которых формирование данной лексической группы может проходить с наибольшей эффективностью.
В ряде современных программ дошкольных образовательных учреждений, основными задачами которых является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, контролировать в процессе общения свои эмоции, речь, лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности. Вместе с тем, в них не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Словарь, обозначающий нравственные качества, представлен шире, лексика, обозначающая эмоции и чувства, отсутствует совсем.
Вопросы обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой требуют дальнейшей разработки, т.к. имеющиеся методические рекомендации носят фрагментарный характер, не изучены методы и приемы, направленные на формирование умений адекватно использовать лексику эмоциональной оценки в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Необходимость обогащения речи детей дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой подтверждают и результаты опроса воспитателей, студентов - будущих работников дошкольного образования, которые подчеркивают важность данной лексики для эмоционального развития и нравственного воспитания ребенка. Вместе с тем, анализ речи дошкольников и окружающих взрослых носителей языка показывает бедность их эмоциональноого, оценочного словаря, преобладание в нем общеоценочной лексики.
Таким образом, становится очевидным противоречие между психологическими предпосылками, обусловливающими возможность усвоения старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексики, признанием необходимости ее формирования для эмоционально-нравственного развития детей, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.
Процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффективностью при соблюдении ряда условий:
взаимосвязи словарной работы с задачами эмоционального развития и нравственного воспитания детей;
учете уровня сформированности форм общения у детей;
развитии значений слов на основе формирования обобщенных представлений о причинах и способах выражения эмоций, чувств, особенностях проявления нравственных качеств;
освоении семантических связей слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языка;
активизации эмоционально-оценочной лексики в речевой практике детей с помощью упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций.
Необходимость и возможность формирования эмоционально-оценочной лексики в речи детей старшего дошкольного возраста обусловлены особенностями эмоционального развития и задачами нравственного воспитания, развития речи и речевого общения у дошкольников.
Содержание работы по обогащению речи детей эмоционально-оценочной лексикой определяется словарем, включающим разные категории слов (слова, в собственно лексическом значении которых заключена положительная или отрицательная оценка, слова, называющие эмоции и чувства, характеризующие нравственные качества человека) с указанием синонимических замен и антонимических пар. При отборе лексики учитывается коммуникативная целесообразность слов, соответствие целям обучения, возрастным и индивидуальным особенностям эмоционального и социально-нравственного развития детей, значимость слова для понимания идейного смысла произведений детской художественной литературы. Эффективность формирования эмоционально-оценочной лексики обеспечивается этапностью работы:
развитие значения слова на основе формирования обобщенных представлений о причинах и способах выражения эмоций, чувств, особенностях проявления нравственных качеств;
освоение семантических связей слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языка;
активизация данной лексики в речевой практике детей с помощью упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций.
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, можно рассмотреть слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.
Следуя принципу A.M. Пешковского. утверждавшего, что “сперва услышать, а затем смотреть, как это писано”, мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем пытаются выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, потом с помощью объяснения воспитателя.
К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”,
Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи детей, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.
Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, может быть продолжена на предметном кружке по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка.
3. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. - 160 с.
4. Демидова Е.В.Воспитание в прогимназии: – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2004. – 327 с
1