Словарь детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

Работа содержит 1 файл

развитие словаря в процессе набл-ния за трудом взрослых и оц.doc

— 83.50 Кб (Скачать)


Введение

 

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка. При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

 

 

Содержание словарной работы в процессе ознакомления с трудом взрослых

 

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями. Первоначально, на втором году жизни, ребенок осваивает лишь имена близких людей, различает людей по возрасту и полу, и на этой основе вводятся слова, обозначающие эти различия: дедушка, бабушка, тетя, мальчик, девочка. В дальнейшем различение и узнавание знакомых взрослых и детей потребует освоения имен сотрудников детского сада, сверстников, близких людей семьи (третий и четвертый год жизни).

В младшем же возрасте дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.

Доступность знаний о труде определяется близостью и доступностью данного вида труда наблюдению детей, яркой выраженностью операций и результатов труда, доходчивой для понимания ребенка направленностью. В связи с этим уже на втором году жизни предусматривается наблюдение за трудом няни и освоение названий некоторых ее трудовых действий (подметает, моет, поливает) и т. п. На третьем году набор профессий, с которыми знакомят детей, расширяется и в словарь вводятся соответствующие слова: повар, няня, доктор, парикмахер, шофер.

Углубляется содержание знаний о труде, в соответствии с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает) и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т. п.). В слове для детей объективируется и направленность труда — для кого предназначен результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им; музыкальный работник играет на рояле, учитпеть, танцевать; продавец получает чек, взвешивает, заворачивает, подает покупку и т. п.).,

Углубление знаний о труде предполагает, ознакомление с отношениями людей в труде и к труду и сопровождается введением слов, обозначающих качества трудовых действий и отношений (быстро работает, осторожно ведет машину шофер, аккуратно протирает цветы няня, дружно вместе работают строители и т. п.).

В словарь детей пятого года жизни вводится более широкий круг названий профессий. Сюда включаются профессии людей, работающих на транспорте (машинист, летчик, капитан, матрос, водитель, кондуктор), профессии родителей (учитель, почтальон, портной и т. п.). Помимо названий трудовых действий и их качеств, отношений людей в труде, в словарь детей этого возраста вводятся названия трудового оборудования (у повара — кастрюли, весы, ножи, сковородки и т. д., у дворника — скребок, шланг, лопата и др.).

На шестом году жизни словарь пополняется названиями более широкого круга профессий работающих на строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик), в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер), в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т. д. Здесь же в словарь широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос, полотер, стиральная машина, экскаватор, подъемный кран, трактор, бульдозер, снегоочиститель и т. п.). Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т. п.

В словарь детей седьмого года жизни включаются названия широкого круга профессий, распространенных в данной местности: профессии в сельском хозяйстве (доярка, тракторист, комбайнер и др.), на транспорте (машинист, диспетчер и др.), на стройке (каменщик, монтажник, крановщик, маляр и др.), на заводах, шахтах, воинские профессии, профессии, связанные с обслуживанием населения, и другие. Знания дошкольников о труде обобщаются: их знакомят с общественной направленностью всех видов труда, отношением к людям труда. На этой основе формируются обобщенные представления о труде в нашем обществе и вводится соответствующий словарь: труд — почетное, нужное дело; трудятся на пользу всех; Почетная грамота; доска Почета; премия, медаль, орден и т. д.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

 

Методика развития словаря в процессе наблюдения за трудом взрослых

 

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. п.), занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).

2. Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.

3. Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.

4. Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами труда. Эту роль выполняют занятия — демонстрации профессий и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «Причешем куклу», «Напоим мишку чаем» и т. п.

Основная цель этих занятий — ввести в речь детей названия трудовых специальностей и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к труду, действию, — это неожиданное появление и исчезновение картинок, действия с ними. Название профессии или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено па ней. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данной деятельности. С этой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где работник? (Где парикмахер? Где ножницы? и т. д.).

Уловив активный поиск ребенком исчезнувшей картинки, воспитатель показывает её вновь. Тем самым слово связывается с самой профессией, её образом, становится «знаемым». Затем педагог стремится вызвать активное подражание — повторение ребенком слова при появлении или исчезновении картинки.

Закрепление слова осуществляется на занятиях, где дети по указанию воспитателя выбирают одни специальности среди других, показывают знакомые профессии (мамину или папину), разнообразно действуют с ними.

По мере развития словаря на третьем и четвертом годах жизни возникает возможность включения в систему работы сюжетных игр-занятий, где демонстрируется ряд трудовых действий, их назначения, действия с ними. На занятиях такого рода педагог включает детей в активные действия.

Привлекая внимание детей к действиям работающих людей, воспитатель активно добивается называния их: предлагает повторить, ответить на вопрос, поощряет говорящих, побуждает говорить детей вместе и порознь.

На занятиях этого вида широко используются игровые приемы: сюрпризность появления трудовых действия (на прогулке увидеть прачечную), игровые действия с ними, а также игровые аксессуары: посылка у почтальона, клумба у садовода, ремонт телевизора и т. п.

Для успешного освоения всеми детьми названий специальностей и действий важна активность каждого, поэтому, чем младше возраст, тем чаще следует организовывать такие занятия и проводить их с подгруппами детей.

Содержание словарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитием словаря детей в повседневной жизни Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.

В среднем и старшем дошкольном возрасте в соответствии с программой специальные занятия по первичному ознакомлению с профессиями, как правило, не проводятся. Слова, обозначающие новые профессии, легко осваиваются в процессе той деятельности, где дети сталкиваются с ними.

Так как дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностях трудовых действий, то и в систему занятий по словарной работе включаются соответствующие занятия. Разновидностями их являются впервые разработанные Е. И. Тихеевой так называемые занятия-осмотры работы взрослых, основной целью которых является вычленение частей, деталей и назначения действий, а также занятия по ознакомлению с их качествами и свойствами.

В основу методики занятий-осмотров положена организация активных действий детей, направленных на вычленение частей производимой работы, их назначения и использования.

Эта активная познавательная деятельность позволяет сделать знания о труде значимыми для ребенка и обеспечивает точное соотнесение слова к части действия, к его детали.

Такие занятия проводятся с детьми третьего, четвертого и пятого года жизни. Набор профессий на этих занятиях может быть различным, но в любом случае труд должен, во-первых, быть значимым для деятельности ребенка, для его ориентировки а окружающем мире, во-вторых, обладать частями, с которыми ребенок должен действовать.

Ход осмотра идет от общего восприятия деятельности, её назначения и названия к выделению частей, деталей и их особенностей. Последовательность вычленения частей диктуется логикой действий с этим видом трудовой деятельности. Так, нельзя знакомить детей с процессом доения коровы, не познакомив предварительно с процессом подготовки дояркой своего рабочего места и мойкой вымени. Основными приемами руководства познавательной и речевой активностью являются отчетливые указания воспитателя, организующие действие, и точные словесные пояснения в случаях затруднений. В связи с тем, что здесь необходимо организовать поочередно активные действия с данным видом деятельности взрослого каждого ребенка, такие занятия проводятся с подгруппами детей и в живом темпе.

Информация о работе Словарь детей