Сказкотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.

Содержание

Введение 3
1.Сказкотерапия как метод нравственного воспитания
2.Методические основы психологической работы со сказками
3.Принципы, структура, этапы работы со сказками
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

К.р. сказкотерапия.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

     Принципы  работы  со сказками:

  1. Осознанность.  Осознание причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающих событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
  2. Множественность.  Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и туже сказочную ситуацию с нескольких сторон.
  3. Связь с реальностью. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

      Принципы  построения занятий:

  1. Принцип контраста (рассматриваются разные позиции дружба- вражда).
  2. Принцип  задействования всех сфер жизнедеятельности  (когнитивный, сенсорный, эмоциональный и поведенческий уровни).
  3. Принцип опосредования (переход к реальному переживанию через символы: маски, куклы).
  4. Принцип моделирования жизненных ситуаций.

      Структура занятий состоит  обычно из III блоков:

      I. формирование представлений о  различных качествах с использованием  сказок, рассказов, картин, масок,  схем, опыта детей; 
 II. актуализация ощущений (цвет, запах, звук), выражение их в творчестве; 
 III. эмоциональное переживание определенных состояний и выражение их в поведении, обучение сотрудничеству, перенос в реальную жизнь.

 

 

 

 

 
 

      Рис.1 Этапы работы со сказкой

      Этапы работы со сказкой.

      1. Сначала проводится настрой на совместную работу - ритуал "вход в сказку". Для этого используется игра "Волшебный клубочек", "Волшебный стул" или стих "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Обычно новую сказку "находят случайно"  в сказочной шкатулке, под "волшебным ковром" или в гости приходит Иван-Царевич (кукла) и приносит письмо в форме древнего свитка. Дети заинтригованы и просят: "Читайте! Читайте, скорей!"

     2. Чтение сказки.

     Сказка  о сердце

     Жили-были два брата. У старшего было сердце злое, черное, как потухший уголь. А у младшего доброе и светлое как  солнышко. Старший  никого не любил, а  младшенький любил  всех и всем старался помочь. Завидовал  старший младшему и решил его  погубить. Притворился, что заболел, запросил лечебной одолень-травы, которая растет в дремучем лесу. А там звери злые, съедят они младшего брата и дело с концом. 
Да не тут-то было. Пошел младшенький за травой в лес для брата, зашел в самую темную чащу, а там вдруг светло, как днем, стало. Это его сердце так весь лес осветило. Все звери злые от этого чудесного света добрыми стали, вышли они на поляну, нанесли младшему братцу подарков и траву лечебную дали. А затем и домой проводили.

     Разозлился  старший брат, что  младший живой и невредимый, да еще с подарками из лесу пришел. Спрашивает младшего, где он подарки взял.  
Ну, младший ему все и рассказал. Схватил старший брат самый большой мешок для подарков и в лес побежал. Забежал в самую чащу. Да так оттуда и не вернулся.

     3. Обсуждение сказки. Вместе с детьми обсуждаем - кого называют добрым, кого злым; чем отличались братья друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя старший брат, как он улыбается, какое выражение его лица, а затем младший. Далее вспоминаем случаи, когда мы злились, завидовали и что при этом чувствовали. А когда были добрыми, внимательными? Сравниваем эти чувства.

     Далее проговариваем, что ощущаем в  состоянии доброты, злобы. Какого цвета  может быть доброта, злость, зависть? Как они звучат, как пахнут? Какие на ощупь и на вкус? Рисуем доброе сердце и злое сердце. Рассматриваем и обсуждаем по кругу.

     Затем проигрываем сказку с использованием кукол-марионеток. Роли зверей дети исполняют, используя мимику, жесты, пантомимику. Пробуем изменить конец сказки. Дети предлагают разные варианты превращения злого и завистливого брата в доброго, чуткого. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не хочет исправляться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни и кому помогают, какие добрые поступки совершили дома и в детском саду.

     4.В конце занятия - ритуал "выход из сказки". Дети стоят в кругу и проговаривают "Мы берем с собой все самое важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились".

     На  примере данной сказки дети приобретают  опыт эмоциональных переживаний (доброта, злость, зависть, чуткость), учатся понимать, что к человеку, отдающему свою любовь и доброту людям, также будут относиться.

     Короткова Л.Д. пишет: «В результате системной работы по проведению данных занятий наблюдаем, что:

- дети стали доброжелательнее, активнее говорить добрые слова друг другу;

- пытаются сглаживать конфликты без применения силы;

- стали лучше понимать свое эмоциональное состояние, применять навыки саморегуляции» [9; с.227].

     Таким образом, сказкотерапия является важным методом нравственного воспитания. Ее метафоричный язык легко проникает в глубины подсознания; в нем заложена информация о соблюдении правил поведения, нормах морали, выработанных человечеством веками. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, специфика использования сказкотерапии в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста определяется особым потенциалом сказки, который воздействует на глубинные, личностные слои психики дошкольника, на его жизненные ценности, эмоциональный мир, а значит - способствует коррекции неадекватного отношения к себе и окружающему.

     Средства сказкотерапии позволяют развивать эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, формировать ценностные ориентации ребенка, овладевать коммуникативными навыками. Особенностью сказкотерапии является то, что в ходе ее реализации у дошкольника происходит формирование новых представлений о мире, тренинг эмоциональной сферы, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, приобщение к народной художественной культуре.  
           Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников посредством сказкотерапии включают: наличие педагогической программы с использованием разнообразных жанров сказки в нравственном воспитании ребенка-дошкольника; интеграцию усилий администрации, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений, родителей в формировании нравственных качеств дошкольников; партнерство взрослого и ребенка в процессе социально-культурной деятельности на основе соблюдения принципов последовательности, постепенности и систематичности при формировании нравственных качеств ребенка.

      Технологическая цепочка метода сказкотерапии включает в себя процессуальную часть: подготовительный этап (диагностика проблемы, выбор сказки); психологический настрой (приветствие, вступительное слово); содержательная  деятельность (методы, приемы, этапы работы); завершение; проекция на будущее.

Список  литературы

 
  1. Арановская-Дубовис  Д.М. Понимание сказки дошкольником // Дошкольное воспитание. – 2006. № 10. - С. 33 - 40.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2003. - 144 с.
  3. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 34 - 41.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказко-терапии. – СПб.: Златоуст, 1998. - 352 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2002. - 450 с.
  6. Калмыкова А.М. Сказка как материал для детского чтения // Семейное воспитание: Хрестоматия. Сост. П.А. Лебедев. - М.: Академия, 2001. - С. 364 - 365.
  7. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2006. - 96 с.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
  9. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. – М.: ЦГЛ, 2003. - 246 с.
  10. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. - Минск: Университетское, 2001. - 318 с.
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.
  12. Некрасова З., Некрасова Н. Сказочные возможности. - М.: София, 2007. - 224 с.
  13. Психология детства / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 350 с.
  14. Формирование нравственного здоровья дошкольников / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера, 2002. - 64 с.
  15. Хрестоматия по детской психологии. - М.: ИПП, 1996. - 528 с.
  16. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Академия, 2001. - 408 с.

Информация о работе Сказкотерапия