Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:27, контрольная работа
Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
Введение 3
1.Сказкотерапия как метод нравственного воспитания
2.Методические основы психологической работы со сказками
3.Принципы, структура, этапы работы со сказками
Заключение
Список литературы
Принципы работы со сказками:
Принципы построения занятий:
Структура занятий состоит обычно из III блоков:
I.
формирование представлений о
различных качествах с
II. актуализация ощущений (цвет, запах,
звук), выражение их в творчестве;
III. эмоциональное переживание определенных
состояний и выражение их в поведении,
обучение сотрудничеству, перенос в реальную
жизнь.
Рис.1 Этапы работы со сказкой
Этапы работы со сказкой.
1. Сначала проводится настрой на совместную работу - ритуал "вход в сказку". Для этого используется игра "Волшебный клубочек", "Волшебный стул" или стих "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Обычно новую сказку "находят случайно" в сказочной шкатулке, под "волшебным ковром" или в гости приходит Иван-Царевич (кукла) и приносит письмо в форме древнего свитка. Дети заинтригованы и просят: "Читайте! Читайте, скорей!"
2. Чтение сказки.
Сказка о сердце
Жили-были
два брата. У старшего
было сердце злое, черное,
как потухший уголь.
А у младшего доброе
и светлое как
солнышко. Старший
никого не любил, а
младшенький любил
всех и всем старался
помочь. Завидовал
старший младшему
и решил его
погубить. Притворился,
что заболел, запросил
лечебной одолень-травы,
которая растет в дремучем
лесу. А там звери злые,
съедят они младшего
брата и дело с концом.
Да не тут-то было. Пошел
младшенький за травой
в лес для брата, зашел
в самую темную чащу,
а там вдруг светло,
как днем, стало. Это
его сердце так весь
лес осветило. Все звери
злые от этого чудесного
света добрыми стали,
вышли они на поляну,
нанесли младшему братцу
подарков и траву лечебную
дали. А затем и домой
проводили.
Разозлился
старший брат, что
младший живой и невредимый,
да еще с подарками из
лесу пришел. Спрашивает
младшего, где он подарки
взял.
Ну, младший ему все
и рассказал. Схватил
старший брат самый
большой мешок для подарков
и в лес побежал. Забежал
в самую чащу. Да так
оттуда и не вернулся.
3. Обсуждение сказки. Вместе с детьми обсуждаем - кого называют добрым, кого злым; чем отличались братья друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя старший брат, как он улыбается, какое выражение его лица, а затем младший. Далее вспоминаем случаи, когда мы злились, завидовали и что при этом чувствовали. А когда были добрыми, внимательными? Сравниваем эти чувства.
Далее проговариваем, что ощущаем в состоянии доброты, злобы. Какого цвета может быть доброта, злость, зависть? Как они звучат, как пахнут? Какие на ощупь и на вкус? Рисуем доброе сердце и злое сердце. Рассматриваем и обсуждаем по кругу.
Затем проигрываем сказку с использованием кукол-марионеток. Роли зверей дети исполняют, используя мимику, жесты, пантомимику. Пробуем изменить конец сказки. Дети предлагают разные варианты превращения злого и завистливого брата в доброго, чуткого. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не хочет исправляться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни и кому помогают, какие добрые поступки совершили дома и в детском саду.
4.В конце занятия - ритуал "выход из сказки". Дети стоят в кругу и проговаривают "Мы берем с собой все самое важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились".
На примере данной сказки дети приобретают опыт эмоциональных переживаний (доброта, злость, зависть, чуткость), учатся понимать, что к человеку, отдающему свою любовь и доброту людям, также будут относиться.
Короткова Л.Д. пишет: «В результате системной работы по проведению данных занятий наблюдаем, что:
- дети стали доброжелательнее, активнее говорить добрые слова друг другу;
- пытаются сглаживать конфликты без применения силы;
- стали лучше понимать свое эмоциональное состояние, применять навыки саморегуляции» [9; с.227].
Таким
образом, сказкотерапия является важным
методом нравственного воспитания. Ее
метафоричный язык легко проникает в глубины
подсознания; в нем заложена информация
о соблюдении правил поведения, нормах
морали, выработанных человечеством веками.
Таким образом, специфика использования сказкотерапии в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста определяется особым потенциалом сказки, который воздействует на глубинные, личностные слои психики дошкольника, на его жизненные ценности, эмоциональный мир, а значит - способствует коррекции неадекватного отношения к себе и окружающему.
Средства
сказкотерапии позволяют развивать эмоциональную
сферу и образно-логическое мышление,
формировать ценностные ориентации ребенка,
овладевать коммуникативными навыками.
Особенностью сказкотерапии является
то, что в ходе ее реализации у дошкольника
происходит формирование новых представлений
о мире, тренинг эмоциональной сферы, проявление
собственных поведенческих позиций, необходимых
для социализации, приобщение к народной
художественной культуре.
Социально-культурные
условия нравственного воспитания дошкольников
посредством сказкотерапии включают:
наличие педагогической программы с использованием
разнообразных жанров сказки в нравственном
воспитании ребенка-дошкольника; интеграцию
усилий администрации, педагогов, психологов
дошкольных образовательных учреждений,
родителей в формировании нравственных
качеств дошкольников; партнерство взрослого
и ребенка в процессе социально-культурной
деятельности на основе соблюдения принципов
последовательности, постепенности и
систематичности при формировании нравственных
качеств ребенка.
Технологическая цепочка метода сказкотерапии включает в себя процессуальную часть: подготовительный этап (диагностика проблемы, выбор сказки); психологический настрой (приветствие, вступительное слово); содержательная деятельность (методы, приемы, этапы работы); завершение; проекция на будущее.