Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:27, контрольная работа
Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
Введение 3
1.Сказкотерапия как метод нравственного воспитания
2.Методические основы психологической работы со сказками
3.Принципы, структура, этапы работы со сказками
Заключение
Список литературы
Содержание
Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.
В.А.
Сухомлинский считал, что важно с
малых лет воспитывать чувства
ребенка, учить его соразмерять собственные
желания с интересами других.
Формирование нравственного сознания
происходит в процессе воспитания и обучения
ребенка, направленных на формирование
нравственных понятий: долга, справедливости,
совести, чести, сострадания, отзывчивости,
сочувствия, любви, надежды, самоуважения
и уважения.
Согласно культурно-исторической теории
Л.С. Выготского, ведущую роль играют знаки
и символы: сказки, обряды, игры, рассказы.
Сопоставляя действия персонажей, их поступки,
дети на примерах учатся эмоционально-
чувственно осознавать нравственные нормы
и ценности.
Сущность
сказкотерапии представляет собой
педагогический процесс взаимодействия
ребенка и взрослого, при котором
основным условием становятся раскрываемые
через сказку личностные и поведенческие
характеристики, обусловленные совокупностью
внутренних и
внешних особенностей его эмоционального
развития. В социально-культурной деятельности
сказкотерапия является одним из ведущих
видов и способов эмоционально-психологического
воздействия, имеющего педагогическое
влияние на нравственное воспитание детей
дошкольного возраста.
Цель контрольной работы – рассмотреть технологию сказкотерапии как средства нравственного воспитания старших дошкольников.
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю и все. А можно рассказать интересный сюжет, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни именно это и есть основа сказкотерапии. В сказках описаны и основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо поставить его с вопросом внутри.
Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали истории… так накапливались знания о жизни, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки, но современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения героев, просто поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки помогут ребенку в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие нравственные ценности.
Короткова Л.Д. дает следующее определение: «Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний» [9; с.115].
Любая деятельность
- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
-как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
-что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные
ценности в волшебных сказках представлены
более конкретно, чем в сказках о животных.
Положительные герои, как правило, наделены
мужеством, смелостью, упорством в достижении
цели, красотой, подкупающей прямотой,
честностью и другими физическими и моральными
качествами, имеющими в глазах народа
наивысшую ценность. Для девочек это красная
девица (умница, рукодельница), а для мальчиков
- добрый молодец (смелый, сильный, честный,
добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
Идеал для ребёнка является далёкой перспективой,
к которой он будет стремиться, сверяя
с идеалом свои дела и поступки. Идеал,
приобретённый в детстве, во многом определит
его как личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям
(типа «Слушайся родителей», «Уважай старших»,
«не уходи из дома без разрешения»), но
в её содержании всегда заложен урок, который
они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки. Например,
сказка «Репка» учит младших дошкольников
быть дружными, трудолюбивыми; сказка
«Маша и медведь» предостерегает; в лес
одним нельзя ходить - можно попасть в
беду, а уж если так случилось - не отчаивайся,
старайся найти выход из сложной ситуации;
сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат
дружить. Наказ слушаться родителей, старших
звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»,
«Терешечка». Страх и трусость высмеиваются
в сказке «У страха глаза велики», хитрость
- в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»,
«Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.
Трудолюбие в народных сказках всегда
вознаграждается
(«Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»),
мудрость восхваляется («Мужик и медведь»,
«Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»),
забота о близком поощряется («Бобовое
зёрнышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадёжном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания… приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца… Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии… Часто в сказке старец задаёт вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает необходимый магический талисман - неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся…одной из особенностей целостной личности» [5; с.265].
Старец не только помогает положительному
персонажу сохранить свои моральные ценности,
но и сам олицетворяет такие моральные
качества, как добрая воля и готовность
помочь. Он также испытывает нравственные
качества других («Мороз Иванович»). Образ
мудрого старца в некоторых сказках принимает
особые формы, например животных. «В сказках
мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками.
Они действуют как люди, разговаривают
человеческим языком и обнаруживают проницательность
и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич
и серый волк»). Человеческим языком и
обнаруживают проницательность и знание,
недоступные человеку» («Иван царевич
и серый волк»).
Калмыкова А.М. отмечает, что «существует
такая категория сказок, в сюжете которых
раскрывается вся цепочка формирования
нравственных качеств у маленького ребёнка:
запрет – нарушение – кара. Они постепенно
из внешних, формальных преобразуются
во внутренние качества (самоконтроль,
самонаказание, саморегулирование). Это
страшные сказки, или «страшилки». Они
включаются в фольклорный репертуар детей
5-6 лет (не раньше). Взрослые иногда отрицательно
относятся к «страшилкам», но они так,
же традиционны, как и волшебные сказки
или сказки о животных (вспомним крестьянские
былинки об утопленниках, мертвецах и
домовых, которые так любили рассказывать
и дети, и взрослые в XIX веке)» [6; с.364].
В страшных сказках силы зла беспрепятственно
проникают в дом, когда нет родителей (они
умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается
целостность домашнего мира. Этим они
очень похожи на другие сказки, в которых
почти никогда нет полной семьи: внучка
живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя
сыновьями, девочка - с отцом и мачехой.
Поэтому с ними и случаются всякие неприятности.
Чувство защищенности дают только полная
семья, только присутствие матери. В страшилках
нет добрых помощников и пощады не бывает,
если дети не одумаются, т. е. ответственность
за нарушение запрета или за невыполнение
поручения ложится на самого ребенка.
Из всего этого следует: моральное воспитание
возможно через все виды народных сказок,
ибо нравственность изначально заложена
в их сюжетах.
В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки.
При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести:
- метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,
- знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,
- сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,
- динамичность,
- разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику,
- соответствие национальному характеру.
Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):
- недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»,
- отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки,
- в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.
В
использовании известных
- известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытается побудить к раскрытию смысла сказки,
- метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям,
- разнообразие сюжетов,
- различные национальные варианты, возможность выбора между ними.
К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:
- возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен,
- зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий,
- авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, система ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж задают обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.),
- авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.
Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.
Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.
Не
хотелось бы также исключать вопрос
о духовной основе данных сказок. Почти
любой текст (если не брать в расчет телефонные
книги и расписания поездов) в неявном
виде несет в себе определенный тип духовности,
который проявляется более или менее ярко
и влияет на читателей, даже если они об
этом не задумываются. В текстах, затрагивающих
проблемы свободы, природы зла, которое
человек видит в себе и окружающем мире,
отношения к смерти или к смыслу человеческой
жизни, духовная составляющая текста проявляется
обязательно — через символы, метафоры,
свойства, приписываемые тем или иным
героям, через возможности, которые предоставляются
героям сказки, повороты сюжета.
Педагоги проводят работу по нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, применяя в сказкотерапии элементы игротерапии и куклотерапии. Занятия проводятся по подгруппам по 5-7 детей; используются куклы-марионетки для разыгрывания сказок, проводятся беседы, игры, релаксация.