Косвенными приемами, являются напоминание,
совет, подсказ, исправление, замечание,
реплика.
На одном занятии обычно употребляется
комплекс приемов. Например, сравнение
предметов или иллюстраций сопровождается
называнием, (образцом слова), объяснением,
художественным словом, обращениями к
детям. Воспитатель должен предварительно
не только продумать общий ход занятия,
но и тщательно наметить приемы обучения
(точность и краткость формулировок, сочетаемость
отдельных приемов).
В методике приемы развития
речи называют по-разному. Наряду
с термином «приемы обучения»
используют и другие: «приемы
работы по развитию речи», «приемы
воспитания правильной речи»,
«приемы для решения речевой
задачи». Эти термины также имеют право
на существование. Как правило, их употребляют
в тех случаях, когда речь идет о воспитательных
мероприятиях (вне занятий). Можно говорить
о приемах работы в уголке книги: совместное
рассматривание книги воспитателем и
ребенком, сортировка книг, их классификация,
починка и др.
Приемы развития речи составляют
основную специфику методики. Обоснованный,
разумный отбор нужных приемов
во многом решает дело. Благодаря
использованию приемов развития
речи происходит самая близкая
встреча воспитателя и ребенка, которого
первый побуждает к определенному речевому
действию.
- Сочинение
сказок как прием развития
речи
Работа
по развитию творческих способностей
мальчиков и девочек к придумыванию
сказок строится поэтапно. При этом
важным является систематичность, последовательность
и целенаправленность всех форм, приемов
и методов развития речевого творчества
детей.
I этап
работы – анализ языка русских сказок
Первый,
особо значимый момент в развитии
творческих способностей в речевой деятельности
– это активизация языкового чутья, т.е.
умение отличать сказку от других жанров,
чувствовать ее стилистические особенности.
Рассказывая детям русские народные сказки:
«Теремок», «Колобок» и др., мы проводим
подробный анализ, обращая внимание:
- на уместность
встречающихся повторов;
- своеобразие
сказочных выражений: «ни в сказке сказать,
ни пером описать», «и я там был, мед, пиво
пил…», «свистнул молодецким посвистом,
гаркнул богатырским покриком…» и др.;
- с каких слов
начинаются сказки: «однажды…», «в некотором
царстве, в некотором государстве…», «жили-были…»
и др.;
- какими словами
обычно заканчиваются сказки: «жили они
долго и счастливо…», «вот и сказке конец,
а кто слушал молодец» и др.
.
Работая
по данному направлению, мы составили
игровой комплекс по развитию речи для
девочек и мальчиков. Различные игры и
упражнения направлены на развитие разных
сторон речи, могут использоваться как
в регламентированной, так и в нерегламентированной
деятельности. Данная работа осуществлялась
с учетом различий в возможностях, интересах
и склонностях детей разного пола, способствовала
развитию у детей активного словаря, грамматических
операций, связной речи, а также психических
процессов.
II этап
–анализ логической структуры сказочного
повествования
Детям
предоставляется возможность самостоятельно
(или с помощью воспитателя) определить
компоненты логической структуры сказок,
определить общую схему сказки:
- Все начинается
с дороги – завязка сюжета (царь отправляется
на войну, родители уезжают в город и др.)
- Запрет для
героев сказки: на действия (нельзя выходить
из дома, заходить в какое-либо помещение,
не трогать, не пить, не разговаривать,
не произносить свое имя, не открывать
дверь), на свободу действий, до исполнения
чего-либо: (сносить железные башмаки,
сплести рубашку из крапивы).
- Нарушение
запрета – ведет за собой беду для героя,
ему приходят на выручку другие персонажи.
- Получение
волшебного средства (если волшебная сказка):
транспортное средство, кольцо, дудочка,
люди, животные.
- Проявление
могущества волшебным средством (гребешок
превращается в лес, тыква в карету).
- Одержание
победы, не только при помощи силы, но и
при помощи смекалки, милосердия и др.
- Счастливый
конец.
Такой
подход дает возможность учитывать
не только особенности речевой деятельности
детей разного пола, но и различные стратегии
мышления девочек и мальчиков, их интересы,
склонности, особенности познавательной
деятельности.
III этап
– самостоятельное сочинение сказок детьми
На этом
этапе каждому ребенку необходимо
выполнять двойную задачу: придумать собственный
сюжет, оригинальные образы, новых героев
и др., а также соблюдать четкую последовательность
изложения событий. Выполнение данной
задачи для многих детей является сложным.
Слушая придуманную сверстником или сверстницей
сказку, многие дети начинали подражать,
отступая от своего сюжета, включая в свою
сказку тех же героев или события, про
которые уже слышали. Преодолению шаблонности
высказываний способствует схема собственной
сказки, составленная в соответствии с
общими закономерностями. В данном случае
мы имеем дело с вариантом «записанной»
сказки в удобной для ребенка форме.