Сказка в развитии речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель – раскрыть роль работы со сказками в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

раскрыть понятие сказки
выявить особенности работы со сказками
научить детей работать над сочинением сказок
создание книги сказок

Работа содержит 1 файл

курсовая дошфак.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

        Косвенными приемами, являются напоминание,  совет, подсказ, исправление, замечание,  реплика.

         На одном занятии обычно употребляется  комплекс приемов. Например, сравнение  предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

      В методике приемы развития  речи называют по-разному. Наряду  с термином «приемы обучения»  используют и другие: «приемы  работы по развитию речи», «приемы  воспитания правильной речи»,  «приемы для решения речевой  задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др.

      Приемы развития речи составляют  основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов  во многом решает дело. Благодаря  использованию приемов развития  речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сочинение сказок как прием развития речи

  Работа  по развитию творческих способностей  мальчиков и девочек к придумыванию  сказок строится поэтапно. При этом важным является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей.

I этап работы – анализ языка русских сказок

Первый, особо значимый момент в развитии творческих способностей в речевой деятельности – это активизация языкового чутья, т.е. умение отличать сказку от других жанров, чувствовать ее стилистические особенности. Рассказывая детям русские народные сказки: «Теремок», «Колобок» и др., мы проводим подробный анализ, обращая внимание:

  1. на уместность встречающихся повторов;
  2. своеобразие сказочных выражений: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «и я там был, мед, пиво пил…», «свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком…» и др.;
  3. с каких слов начинаются сказки: «однажды…», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «жили-были…» и др.;
  4. какими словами обычно заканчиваются сказки: «жили они долго и счастливо…», «вот и сказке конец, а кто слушал молодец» и др.

.

Работая по данному направлению, мы составили игровой комплекс по развитию речи для девочек и мальчиков. Различные игры и упражнения направлены на развитие разных сторон речи, могут использоваться как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности. Данная работа осуществлялась с учетом различий в возможностях, интересах и склонностях детей разного пола, способствовала развитию у детей активного словаря, грамматических операций, связной речи, а также психических процессов.

II этап –анализ логической структуры сказочного повествования

Детям предоставляется возможность самостоятельно (или с помощью воспитателя) определить компоненты логической структуры сказок, определить общую схему сказки:

  1. Все начинается с дороги – завязка сюжета (царь отправляется на войну, родители уезжают в город и др.)
  2. Запрет для героев сказки: на действия (нельзя выходить из дома, заходить в какое-либо помещение, не трогать, не пить, не разговаривать, не произносить свое имя, не открывать дверь), на свободу действий, до исполнения чего-либо: (сносить железные башмаки, сплести рубашку из крапивы).
  3. Нарушение запрета – ведет за собой беду для героя, ему приходят на выручку другие персонажи.
  4. Получение волшебного средства (если волшебная сказка): транспортное средство, кольцо, дудочка, люди, животные.
  5. Проявление могущества волшебным средством (гребешок превращается в лес, тыква в карету).
  6. Одержание победы, не только при помощи силы, но и при помощи смекалки, милосердия и др.
  7. Счастливый конец.

Такой подход дает возможность учитывать  не только особенности речевой деятельности детей разного пола, но и различные стратегии мышления девочек и мальчиков, их интересы, склонности, особенности познавательной деятельности.

III этап – самостоятельное сочинение сказок детьми

На этом этапе каждому ребенку необходимо выполнять двойную задачу: придумать собственный сюжет, оригинальные образы, новых героев и др., а также соблюдать четкую последовательность изложения событий. Выполнение данной задачи для многих детей является сложным. Слушая придуманную сверстником или сверстницей сказку, многие дети начинали подражать, отступая от своего сюжета, включая в свою сказку тех же героев или события, про которые уже слышали. Преодолению шаблонности высказываний способствует схема собственной сказки, составленная в соответствии с общими закономерностями. В данном случае мы имеем дело с вариантом «записанной» сказки в удобной для ребенка форме.  

Информация о работе Сказка в развитии речи детей дошкольного возраста