Система воспитания и обучения в Древнем Риме

Автор: Галина Макарова, 09 Декабря 2010 в 22:01, реферат

Описание работы

Создание культурных ценностей предполагает формирование такой личности, которая может их усвоить, т.е. понять литературные образы, оценить архитектурные постройки, воздвигнутые статуи. Эта личность воспитывается с детского возраста через систему образования и воспитания, адекватно соответствующую общественным потребностям. Создание такой адекватной системы стало органической частью римской культуры.

Содержание

I. Вступление 3
II. Основная часть 4-14
III. Заключение 15
IV. Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат по истории педагогике.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Школа ритора

   Высшая  ступень обучения обеспечивалась в  риторских школах. Она также представляла собой особый образовательный комплекс со своими программами и целями обучения. Вместе с тем переход от обучения в грамматической школе к школе ритора был педагогически логически продуман. В школе ритора принимали юношей с 16 лет, т.е. с того времени, когда обычно заканчивали среднюю ступень обучения, а программа составлялась как углубление и продолжение тех знаний, которые были усвоены в школе грамматика. Обучение на высшей ступени продолжалось около трех лет и предполагало очень высокую плату учеников и щедрое жалование преподавателей. Поэтому риторское обучение было элитарны, а программа- насыщенной. Кроме пяти дисциплин предшествующей системы обучения вводились еще два очень важных предмета: ораторское искусство и музыка, в чем можно видеть явное влияние греческой педагогики. Студенческие группы были небольшими, обучение носило индивидуальный характер, широко применялся метод обсуждения и дискуссии по заданной профессором теме, что напоминало семинарские занятия в современных университетах. Учителя ораторского искусства одновременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на достаточно разностороннее для того времени умственное образование. Учителя риторики были людьми, как правило, состоятельными, участвовали в политической жизни, а в отдельных случаях занимали государственные посты.  
В обучении красноречию ценились прежде всею внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что оратору необходимо иметь природные способности, уметь подражать высоким образцам, постоянно усложняются в публичных выступлениях.  
В школьной риторике сложилась структура образцовой речи:  
вступление, изложение существа дела, приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, заключение. Во всех пособиях по риторике детально, с приведением тщательно отобранных примеров, говорилось, как украсить речь стилистически, как сделать ее убедительной. Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры — коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования травящей элиты, затем распространились по всей империи. В Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Пергам, Александрию. Окончивший риторскую школу, получал всестороннее гуманитарное образование и был хорошо подготовлен в государственной и культурной деятельности, в том числе и на самых высших должностях. Он свободно знал латинский и греческий языки, римскую и греческую литературу, римское право, греческую философию, ораторское искусство, основы высшей математики. Органы власти придавали важное значение системе высшего образования, финансировали риторскую школу.
 
 

Специальное образование

      Важным  достижением системы народного  образования I –II в. стало становление специального высшего образования. его первые направления появились в подготовке специалистов в медицинских и юридических школах, которые создавались в медицинских и юридических школах, которые создавались вокруг наиболее изустных юристов или врачей-практиков, и обучение проводилось по их персональным программам. специальных школ было немного, но они работали  в наиболее крупных культурных центрах Империи:  в Риме, Александрии и д.р. Император Веспасиан установил содержание таких школ из государственных  средств. Некоторым периферийным направлением  в стройной системе римского образования была деятельность многочисленных «странствующих учителей». Среди них были как учителя начальных классов, так и грамматики, риторы, философы артисты, музыканты. Они долго не задерживались на одном месте, переходили из города в город, преподаватели на площадях, учили в дамах аристократии. Среди них было много невежд и шарлатанов, сомнительных личностей. Однако это категория учителей вносила свой вклад в систему римского образования. Общей особенностью римского народного  образования был ее прагматический характер, она была направлена на образовательную подготовку человека для выполнения  гражданских и общественных обязанностей и меньше на развитие личности человека. Этим объясняется слабое развитие таких направлений преподавательского процесса, как физическая культура , музыкальное и художественное воспитание, которое , например, в греческой системе воспитания придавалось большее значение. 
 
 

ъ 

Педагогические  взгляды

Квинтиллиан

  Квинтилиан /42-118 гг. н.э./. Будучи не только теоретиком, но и практиком, в обширном /12 книг/ сочинении "О воспитании оратора" систематизировал и переработал заимствованные из Греции педагогические идеи и дополнил их обширными дидактическими указаниями, почему его можно назвать первым по времени дидактом.

   Квинтилиан  указывал, что у ребенка имеются  широкие возможности развития. Он дает ряд указаний о развитии речи у ребенка, начиная с первых лет  его жизни. Указывает на большое  значение школы для воспитания детей. К ребенку нужно подходить  с учетом его индивидуальных особенностей. Квинтилиан предъявляет ряд требований к учителю: он должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным на похвалу и наказания, должен изучать детей и пр.

Главными  методами обучения, по Квинтилиану, являются теоретические наставления, подражание и упражнения. Основы обучения надо закладывать прочно. Квинталиан подробно указывает значение каждого учебного предмета в системе образования,

      Испытав способности каждого ученика, учитель  должен решить как его обучать  и чему. Ибо у одного ученика могут быть способности к истории, у другого к стихотворчеству, у третьего к правоведению, тогда как некоторых лучше всего отправить к плугу.

      Как в обучении, так и в воспитании учитель должен относиться к детям  снисходительно, лишь бы не преступить при этом меры. Не следует прибегать к телесным наказаниям: бить детей, значит, сперва не приучить их к добру и правде, а потом наказывать за упущение того и другого,

      Наставник и учитель должны иметь к детям  родительскую любовь, знать теорию обучения, быть просвещенным человеком. Квинтилиан был сторонником общественного воспитания, считая, что оно имеет преимущества по сравнению с индивидуальным, домашним. 

    Цицерон

    Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.) был и оратором, и ‚политическим деятелем, и философом, и педагогом. Первым сочинение Цицерона педагогического характера было составленное им учебное пособие по риторике — « О подборе материала». В философско-педагогическом трактате «Об ораторе» он обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью ума соображением, которые он выработал у себя в процессе обучения.  
     Педагогические идеи Цицерона нашли отражение в целом ряде других его сочинений: «Брут», «Оратор», «Об обязанностях», «О природе добра и Зла» и д.р. Сущность человека он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания — совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую культуру и получить «универсальное образование». Лишь таким путем можно стать совершенным человеком. В содержание образования он включал знание философии, законов, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. У будущего оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружелюбие и т.п. Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм.  
Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих слонах: « Я считаю... своей обязанностью... работать в том направлении, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование». Сочинения Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.
 

Заключение

    Созданная в I –II вв. античная система народного образования обеспечивала высокий уровень грамотности среди низших слоев римского общества, отвечала нуждам слоев римского общества, отвечала нуждам общества и государственного управления огромной державой. Многие достижения системы римского образования I-II вв. в дальнейшем получила развитие в эпоху Средневековья и в народном образовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

  1. Виппер  Р.Ю. История Древнего мира/ Р.Ю. Виппер История средних веков/ А.А. Васильев.- М., 1993.
 
  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века - М., 2007.
 
  1. Кузищин В.И  История Древнего Рима. - М., 2005.
 
  1. Немировский А.И.  История Древнего мира для  школьников старших классов. Греция и Рим. - М. , 1995.
 
  1. Торопцев  А.П. Древний мир. IV век до н.Э. – V век н. э. - М., 2003.
 
  1. Хоуэлл  Г. Древний Рим /  Генри Хоуэлл; [пер. с англ. К. Савельева ]. - М., 2007.
 
  1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики  Пискунов А.И.

    - М., 1981.

Информация о работе Система воспитания и обучения в Древнем Риме