Автор: Галина Макарова, 09 Декабря 2010 в 22:01, реферат
Создание культурных ценностей предполагает формирование такой личности, которая может их усвоить, т.е. понять литературные образы, оценить архитектурные постройки, воздвигнутые статуи. Эта личность воспитывается с детского возраста через систему образования и воспитания, адекватно соответствующую общественным потребностям. Создание такой адекватной системы стало органической частью римской культуры.
I. Вступление 3
II. Основная часть 4-14
III. Заключение 15
IV. Список использованной литературы 16
Московский Педагогический Государственный Университет
Кафедра
педагогики начального обучения
Реферат по истории зарубежной педагогики
Тема: Система
воспитания и обучения в Древнем
Риме
Макаровой
Галины Николаевны
Москва 2007
Содержание
I. Вступление
3
II. Основная часть
III. Заключение
IV. Список использованной
литературы
Вступление
Создание
культурных ценностей предполагает формирование
такой личности, которая может их усвоить,
т.е. понять литературные образы, оценить
архитектурные постройки, воздвигнутые
статуи. Эта личность воспитывается с
детского возраста через систему образования
и воспитания, адекватно соответствующую
общественным потребностям. Создание
такой адекватной системы стало органической
частью римской культуры.
Основная часть
Исторический путь развития педагогики Рима.
Государственное устройство
Основной социально-
Римская семья в основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное значение играло участие в военных походах, которые обычно начинались в марте и заканчивались в октябре. В Риме была и другая прослойка - плебеи, это были те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия в народном собрании, не имели никаких политических прав.
Эти особенности жизни
воспитание в родовом Риме было семейным воспитанием землевладельцев-воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу-главе семьи. Мальчики обучались также военному искусству. В некоторых семьях отец обучал мальчика чтению, счёту, письму.
Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного трибуна, которые отстаивали права плебеев. Их личность считалась священной и неприкосновенной. Трибуны имели большие права и власть: они не подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената, имели большую судебную власть. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская патрицианско-плебейская община. Органами государственной власти являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы исполнительной власти. Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной должностью государственного управления были цензоры, которые выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения, перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию входили религиозные вопросы.
В результате пунических войн и победы Рима его территория сильно разрослась и следовательно обострились те проблемы, которые были характерны для Римской цивилизации на протяжении всей ее истории а именно: проблемы гражданства и получения земли.
Войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и Африки. Так или иначе, римляне стали воспринимать достижения, культуру этих народов, и особенно это относится к культуре греков- эллинов.
Сосредоточение населения в городах вызвало появление школ. Расслоение его по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление школ на элементарные и грамматические школы, а позднее и риторские школы.
Начальный период римской империи, продлившийся с 30 г. до н.э. по 284 г. н.э. получил название период принципата, это название пошло то именования Октавиана Августа. Правление Октавиана - это период взлета науки, литературы и особенно римской историографии.
В императорском Риме рабовладение сильно растет. Римская империя в результате завоеваний достигает больших размеров. Держать в повиновении угнетенные народы и огромное количество рабов становится труднее. Римские императоры стремятся превратить элементарные школы в орудие подготовки верноподданных, устанавливая за этими школами бдительный государственный контроль. Грамматические школы и школы риторов превращаются в государственные, задачей которых является подготовка преданных императорской власти чиновников.
В последние века императорского Рима, когда усиливается расслоение рабовладельческого строя, Рим переживает период упадка, что отражается также на воспитании и образовании: в школах начинает господствовать формализм, риторика вырождается в чисто внешнее красноречие, в истории витиеватость прикрывает бедность, пустоту содержания. Нравственность падает.
Духовной жизни римлян соответствовало и воспитание. Семья была основой воспитания, В семейном кругу женщина пользуется большими правами и глубоким уважением, какого еще не знала история. Поэтому в Риме и появляются женщины в качестве воспитательниц. Однако в Риме воспитание не было гармоническим развитием телесных и душевных сил; оно было направлено на предметы расчетливого ума, на потребности гражданина и государства. Если у греков воспитание было направлено на достижение красоты и добра, то у римлян - практичности и полезности. Домашнее воспитание было строгим. В присутствии детей не позволялось ни говорить, ни делать ничего непристойного. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино, а нарушение этого закона каралось как тяжкое преступление.
В позднейший период в римских домах, образованных, стали появляться педагоги, которые пользовались большим уважением. Педагог был нравственным наставником отрога и его постоянным спутником.
Преподавание в зрелый период Рима развивалось в соответствии со всей жизнью римлянина. Высшие политические должности - военные и ораторские. С покорением Греции в римское воспитание начинают проникать и греческие взгляды. Греческий язык и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились в Рим в качестве преподавателей языка и литературы. В 1 в. до н.э. в Риме уже находилось несколько учебных заведений для упражнения греческой декламации, а изучение греческой науки с той поры стало существенным предметом римского образования. Вместе с греческим развивалось и латинское образование. В школах соблюдалась, большая строгость, телесные наказания господствовали.
Выходя из отроческого возраста и надев мужскую тогу, молодой римлянин покидал школу и в качестве слушателя поступал в практическую школу народных собраний и судебных прений. Выбор звания, как и вся жизнь римлянина, обуславливалась принципом пользы. Предпочитались доходные искусства. Но какому бы званию ни посвящался римлянин, все подготовительное его учение состояло в практическом руководстве и наставлении.
Жажда
деятельности, храбрость, справедливость
и умеренность, гордость и чрезмерное
самолюбие - основы римского характера,
чему направлялось воспитание.
Воспитание, образование и педагогическая мысль
в Древнем Риме
В
Древнем Риме существовала смешанная
греко-римская культура, многие образованные
римляне владели греческим языком. Традиции
образования детей и юношества у римлян,
как и у других древних народов, естественно,
имели в своей основе практику семейно-домашнего
воспитания. Отцы воспитывали и обучали
как своих собственных сыновей, так и приемных..
Описание традиционного
римского образования нашло отражение
в сочинении Катона Старшего (234— 149 до
н.э.) «Книги, посвященные сыну», написанном
в виде как бы пособия по сельскому хозяйству,
врачеванию, военному искусству, праву
и риторике.
Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать
грамматический идеал образования. На
второй план отходят занятия математикой,
их оттесняет изучение законов. Уроки
музыки и гимнастики практически отсутствуют,
а вместо них юношество обучается верховой
езде, фехтованию и плаванию. В семьях
римской знати — нобилей — продолжало
господствовать домашнее обучение с приглашением
учителей-греков. Эта традиция в большей
или меньшей степени сохранялась на протяжении
всей римской истории.
Однако далеко не все могли позволить
себе пригласить на дом учителя. Греческие
учителя грамматики уже во II—I вв. до н.э.
чаще всего вели занятия не на дому, а в
своих собственных школах. В Риме существовали
школы с обучением, как на греческом, так
и на латинском языке. Классическая латинская
грамматика была составлена Элием Донатом
значительно позже, в IV в . н.э. и называлась
«Искусство грамматики».
Этот труд состоял из двух частей: «Малая
грамматика» для начальной ступени обучения
и «Большая грамматика» для более высокой
ступени обучения. Этот педагогический
труд был широко распространен в Европе
на протяжении всего Средневековья.
Школьное обучение в Риме было организовано
следующим образом. Элементарное образование
давалось в так называемых тривиальных
школах.
В Римской империи в первые века нашей
эры установился устойчивый школьный
канон, включавший и содержание образования,
и порядок ею освоения, и методы обучения.
Римский писатель и ученый Варрон
(116—27 до н.э.) называл девять основных
школьных дисциплин: грамматику, риторику,
диалектику, арифметику, геометрию, астрономию,
музыку, медицину и архитектуру. К V в. н.э.
из школьного курса были постепенно исключены
медицина и архитектура, тем самым как
бы оформились «семь свободных искусств»,
ставших сердцевиной образования в эпоху
Средневековья. Школьные предметы были
названы «свободными искусствами», потому
что предназначались для детей свободных
граждан.
На исходе римской истории утвердилось
двухчастное деление школьного курса
всеми свободных искусств» на тривиум
и квадривиум.
Начальное и среднее образование
Система
народного образования предполагала четкое
выделение трех ступеней обучения, каждая
из которых имела свою законченную программу,
преследовала четкую цель подготовки
и была предназначена для соответствующего
социального слоя.
Обучение начиналось с 7
лет и продолжалось около 4— 5 лет. На
этой стадии девочки и
мальчики обучались вместе; вносилась
небольшая штата, вполне доступная самым
широким слоям населения. Школы были частные,
утвержденных программ не было, каждый
учитель руководствовался лишь своими
представлениями. Учитель собирал свой
класс или в закрытом помещении, или в
саду, или в углу портика за занавеской
на городской площади. Он излагал урок,
а ученики повторяли его вслух. Основная
цель обучения — научить ребенка читать
и писать, дать начала арифметики и некоторые
элементы латинской литературы. Выпускник
такой массовой школы, в которой могли
обучаться представители средних и низших
слоев городского населения и даже рабы,
получал сведения, необходимые в повседневной
жизни, коммерческой деятельности, на
военной службе.
Средняя ступень обучения
называлась школой грамматика. Она имела
самостоятельное значение, а не являлась
своего рода автоматическим продолжением
начальной школы, хотя попадали в нее лишь
дети, прошедшие начальный курс обучения.
В школе грамматика 4 года обучались дети
в возрасте 12—13 лет, Обучение проводилось
за высокую плату и было доступно лишь
родителям со средним достатком. Школы
грамматиков были частными, однако стихийно
вырабатывалось нечто, напоминающее общую
программу обучения. Она предполагала
пять главных дисциплин: родную (латинскую)
литературу, греческий язык, с элементами
греческой литературы, основы римского
права, элементарную философию, математику
с началами астрономии . Процесс обучения
происходил в неболиших группах, преподаватель
работал индивидуально с каждым учеником,
что повышало эффективность обучения.
Выпускник грамматической школы считался
достаточно образованным человеком, подготовленным
для пополнения имперской бюрократии,
командного состава армии, муниципальной
службы.
Информация о работе Система воспитания и обучения в Древнем Риме